Вернуться к О.А. Актисова. Синтаксические средства реализации концептов в аспекте эволюции типов повествовательной речи (на материале описаний в романах «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова)

Выводы

В современной лингвистике сформировались различные подходы к изучению художественного текста с учетом формальной, структурной, субъектно-речевой, коммуникативно-прагматической, философско-эстетической, когнитивной и собственно лингвистической сторон его организации.

Повествовательная структура художественного текста является воплощением «образа автора», поскольку отражает авторскую коммуникативно-прагматическую направленность на реализацию взаимодействия разных субъектно-речевых и коммуникативных типов: автор-демиург — повествователь — рассказчик. Вследствие этого в художественном тексте реализуется двойная структура коммуникации, включающая в себя интенции автора и повествователя / рассказчика, причем коммуникативная стратегия последнего входит в авторскую как составная часть изображаемого мира.

В нашей работе с точки зрения терминологии при различении субъектно-речевых сфер мы придерживаемся той типологии субъектных форм, которая разработана в отечественной науке и основана на разграничении их функций. Для нашего исследования это имеет принципиальное значение, поскольку в задачи диссертации входит установление фактов эволюции типов повествовательной речи (описаний), выявленных в романах Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова, что предполагает анализ семантики синтаксических единиц и их лексических компонентов в речевых сферах субъектов описаний, разграничиваемых по признаку объективности / субъективности.

В ходе выявления индивидуально-авторских приемов реализации концептов в текстах романов Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова мы опираемся на теоретически значимое понятие художественной нормы, поскольку оно является базовым в определении признаков идиолектных норм для данных авторов. Опора на понятие художественной нормы делает правомерной сравнительно-сопоставительную характеристику закономерностей реализации концептов в аспекте эволюции типов повествования на материале исследуемых нами художественных текстов.

Для сопоставительного исследования художественных текстов Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова в лингвокогнитивном, коммуникативном, философском и эстетическом аспектах целесообразно использование понятия «лингвофилософская парадигма художественного текста», указывающего на индивидуально-авторский способ структурирования системообразующих смыслов.

Способом объективации авторских интенций и формой вертикальной организации художественных текстов Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова служит система универсальных художественных концептов «я», «пространство», обладающих сложной структурой и репрезентируемых семантико-синтаксическими единицами, входящими в ФСТР описание.

Анализ типов повествования в художественном тексте предполагает выявление глубинной синтаксической семантики высказываний в речевых сферах повествователя и рассказчика, осуществляемое с опорой на пропозицию. Пропозиция дает возможность связывать переходы от языковых семантических компонентов, таких как «бытие», «состояние» и др. к художественным концептосферам текстов, в которых названные компоненты выполняют особые интенционально значимые функции. Маркерами пропозиций как логико-семантических экспликаторов художественных концептов служат синтаксические концепты.

Из вышесказанного следует, что в художественном тексте между художественными и синтаксическими концептами существуют отношения взаимозависимости. Выявление способов их взаимосвязи с субъектами речи в исследуемых текстах служит ключом к объяснению идиолектных свойств Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова, что делает правомерным проведение сопоставительного анализа синтаксических средств реализации концептов в аспекте эволюции типов повествования в романах «Преступление и наказание» и «Мастер и Маргарита».