Вернуться к Н.С. Степанов. Сатира Михаила Булгакова в контексте русской сатиры XIX — первой половины XX веков

Использованная литература

М.А. Булгаков цитируется: Собр. соч.: В 5 т. — М.: Художественная литература, 1989—1990.

1. Любимова Т.Б. Комическое, его виды и жанры. — М.: Знание, 1990.

2. Карасев Л.В. Парадокс о смехе. Вопросы философии. — 1989. — № 5. — С. 47—65.

3. Гегель Г.В.Ф. Разложение классической формы искусства // Эстетика: В 4 т. Т. 2. — М.: Искусство, 1969. — С. 213—227.

4. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 году // Собр. соч.: В 9 т. Т. 4. — М.: Художественная литература, 1979. — С. 276—339.

5. Чернышевский Н.Г. Возвышенное и комическое // Избранные эстетические произведения. — М.: Искусство, 1978. — С. 256—302.

6. Гегель Г.В.Ф. Способы научного изучения красоты и художественного творчества // Эстетика: В 4 т. Т. 1. — М.: Искусство, 1968. — С. 20—29.

7. Твен М. Таинственный незнакомец // Собр. соч.: В 12 т. Т. 9. — М.: Гослитиздат, 1961. — С. 573—664.

8. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы (от эпиграммы до романа). — Л.: Наука, 1977.

9. Эвентов И. «Остроумие схватывает противоречие...» (о некоторых вопросах теории сатиры) // Вопросы литературы. — 1973. — № 6. — С. 116—134.

10. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — Изд. 2-е. — М.: Художественная литература, 1990.

11. Цит. по: Гудкова В. Истоки. Критические дискуссии по поводу творчества М.А. Булгакова: от 1920-х к 1980-м // Литературное обозрение. — 1991. — № 5. — С. 3—10.

12. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. — М.: Советский писатель, 1983.

13. Лакшин В.Я. О прозе Михаила Булгакова и о нем самом // Вторая встреча: Воспоминания и встречи. — М.: Советский писатель, 1984. — С. 257—353.

14. Петелин В.В. Михаил Булгаков. Жизнь. Личность. Творчество. — М.: Московский рабочий, 1989.

15. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. Книга для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1991.

16. Соколов Б.В. Михаил Булгаков (100 лет со дня рождения). — М.: Знание, 1991.

17. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. — М.: Локид, Миф, 1996.

18. Новиков В.В. Михаил Булгаков — художник. — М.: Московский рабочий, 1996.

19. Вулис А. Сатира Михаила Булгакова // Записки покойника. Сатирическая проза. — Ташкент: Изд. литературы и искусства, 1990, С. 639—649.

20. Сахаров В. Михаил Булгаков: уроки судьбы // Подъем. — 1991. — № 5. — С. 90—236.

21. Ершов Л. Ранняя сатира Михаила Булгакова // Творчество Михаила Булгакова. Исследование, материалы, библиография. — Л.: Наука, 1991. — Кн. 1. — С. 23—42.

22. Химич В.В. «Странный реализм». М. Булгакова. Монография. — Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 1995.

23. Михаил Булгаков: современные толкования // К 100-летию со дня рождения (1891—1991) / Сборник обзоров. — М.: ИНИОН, 1991.

24. Чудакова М. «И книги, книги...» М.А. Булгаков // «Они питали мою музу...». Книги в жизни и творчестве писателей. — М.: Книга, 1986. — С. 219—247.

25. Бэлза И.Ф. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе (на примере произведений М.А. Булгакова) // Контекст — 1980. — М.: Наука, 1981. — С. 227—246.

26. Чудакова М.О. Гоголь и Булгаков // Н.В. Гоголь: история и современность. К 175-летию со дня рождения. — М.: Наука, 1985. — С. 356—372.

27. Чудакова М.О. Булгаков и Гоголь // Русская речь. — 1979. — № 2. — С. 38—48, № 3. — С. 55—59.

28. В.А. Чеботарева. О гоголевских традициях в прозе Михаила Булгакова // Русская литература. — 1984. — № 1. — С. 166—176.

29. Адамович Г. «Дни Турбиных». М. Булгакова // Литературное обозрение. — 1991. — № 5. — С. 42—43.

30. Золотусский И. Заметки о двух романах Булгакова // Литературная учеба. — 1991. — С. 147—165.

31. Дравич Анджей. Булгаков, или школа отказа // Диалог. — 1983. — № 5—6. — С. 64—71.

32. Фролова С.Г. Повести М.А. Булгакова («Дьяволиада», «Роковые яйца») и гоголевская литературная традиция // Художественное творчество и литературный процесс. — Томск.: Изд. Томского ун-та, 1982. — Вып. 3. — С. 28—40.

33. Солоухина О. Образ художника и время // Традиции русской литературы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Москва. — 1987. — № 3. — С. 173—181.

34. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя («Арабески» и «Миргород») // Собр. соч.: В 9 т. Т. 1. — М.: Художественная литература, 1976. — С. 138—184.

35. Белинский В.Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Собр. соч.: В 9 т. Т. 5. — М.: Художественная литература, 1979. — С. 139—160.

36. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. — М.: Просвещение, 1971.

37. Белинский В.Г. Горе от ума... Сочинение А.С. Грибоедова // Собр. соч.: В 9 т. Т. 2. — М.: Художественная литература. — 1977. — С. 182—242.

38. Манн Ю. Поэтика Гоголя. — Изд. 2-е, доп. — М. — Художественная литература, 1988.

39. Д. Николаев. Сатира Гоголя. — М.: Художественная литература, 1984.

40. Клейман Р.Я. Мениппейные традиции и реминисценции Достоевского в повести М. Булгакова «Собачье сердце» // Достоевский. Материалы и исследования — Л.: Наука, 1991. — Вып. 9. — С. 224—230.

41. Кашина В. Эстетика Ф.М. Достоевского. — Изд. 2-е. — М.: Высшая школа, 1989.

42. Цит. по: Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.: Книга, 1988.

43. Николаев Д. Смех Салтыкова-Щедрина. Очерки сатирической поэтики. — М.: Советский писатель, 1988.

44. Бушмин А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. — Л.: Наука, 1959.

45. Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. — Л.: Наука, 1984.

46. Булгаков Михаил. Под пятой / Мой дневник. — М.: Правда, 1990.

47. Бушмин А.С. Художественный мир Салтыкова-Щедрина. — Л.: Наука, 1987.

48. Ефимов А.И. Язык сатиры Салтыкова-Щедрина. — М.: Изд. МГУ, 1953.

49. К. Паустовский. Булгаков // Воспоминания о Михаиле Булгакове. — М.: Советский писатель, 1988. — С. 93—108.

50. Альтшулер А.М. А.П. Чехов и М.А. Булгаков / сравнительная характеристика поэтики Чехова и «Дней Турбиных» Булгакова // Герценовские чтения. Литературоведение // Ученые записки Лен. пед. ин-та им. Герцена. Серия языка и литературы. — Л., 1972. — № 4. — С. 57—59.

51. Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Искусство, 1989.

52. Петровский М. Смех под знаком Апокалипсиса (М. Булгаков и «Сатирикон») // Вопросы литературы. — 1991. — № 5. — С. 3—34.

53. Цит. по: Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.: Книга, 1988.

54. Спиридонова (Евстигнеева) Л.А. Русская сатирическая литература начала XX века. — М.: Наука, 1977.

55. Л.Е. Белозерская-Булгакова. Воспоминания — М.: Художественная литература, 1990.

56. Каверин В. Заметки о драматургии Булгакова // Театр. — 1956. — № 10. — С. 69—73.

57. Сквозников В. Козьма Прутков // Сочинения Козьмы Пруткова. — М.: Правда, 1986. — С. 5—22.

58. Дравич Анджей. Михаил Булгаков как классик // Михаил Булгаков — классик и новатор. — Париж, 1993. — С. 233—239.

59. Кухта Е. Сатирический театр фельетонов М. Булгакова в «Гудке» // М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени. — Л.: СТД, 1988. — С. 246—253.

60. Аннинский Л. Булгаков времен «Гудка» и «Бузотера» // Знамя. — 1986. — № 5. — С. 238—240.

61. Harber Edythe. Bulgacov's Накануне Feulletons // Записки русской академической группы в США. — New York, 1991. — Т. XXIV. — С. 3—19.

62. Бахгин М. Проблемы поэтики Достоевского. — Изд. 3-е. — М.: Художественная литература, 1972.

63. Кройчик Л.Е. Булгаков — фельетонист «Гудка» // Вопросы журналистики. — Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1969. — Вып. 1. — С. 110—122.

64. Орлова Е.И. Автор-рассказчик-герой в фельетонах М.А. Булгакова 20-х годов // Филологические науки. — 1981. — № 6. — С. 24—29.

65. Орлова Е.И. Фельетон 20-х годов: проблемы критики и поэтики // Актуальные проблемы журналистики. — М., 1983 — Вып. 2. — С. 106—114.

66. Петрова Н.В. Творчество М.А. Булгакова в 20-е годы (жанровые искания писателя и становление художественного метода): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Л., 1982.

67. Слонимский А.Л. Техника комического у Гоголя — Пт.: Academia, 1923.

68. Крепс М. Техника комического у Зощенко. — Benson, Vermont, 1986.

69. Чудакова М. Поэтика Михаила Зощенко. — М.: Наука, 1979.

70. Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. — М.: Художественная литература, 1989. — С. 5—68.

71. Ершов Л.Ф. Сатира и современность. — М.: Современник, 1978.

72. Кройчик Л. Любя человека // Русская советская сатирическая повесть 20-х годов. — Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1989. — С. 3—30.

73. Боровков С.Г. Светлая личность (сатирическая повесть 20-х годов) // Замерзшие слова. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1991. — С. 150—171.

74. Баранов В.И. Алексей Толстой и его «эмигрантский цикл» // Толстой Алексей. Эмигранты. Повести и рассказы. — М.: Правда, 1982. — С. 539—549.

75. Старков А. Михаил Зощенко. Судьба художника. — М.: Советский писатель, 1990.

76. Ершов Л.Ф. Из истории советской сатиры / М. Зощенко и сатирическая проза 20—40-х годов. — Л.: Наука, 1973.

77. Яновская Л.М. Почему вы пишите смешно? / Об И. Ильфе и Е. Петрове, их жизни и их юморе. — М.: Наука, 1969.

78. Борисов Ю.С. Политическое развитие страны. Свертывание демократии и его последствия // Преподавание историй в школе. — 1989. — № 1. — С. 8—20.

79. Сахаров В. Сатира молодого Булгакова // Михаил Булгаков. Ханский огонь / Повести и рассказы. — М.: Художественная литература, 1988. — С. 3—14.

80. Цит. по: Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М.: Книга, 1989.

81. Шаргородский С. Собачье сердце, или чудовищная история // Литературное обозрение. — 1991. — № 5. — С. 87—92.

82. Фуссо Сюзанна. «Собачье сердце» — неуспех превращения // Литературное обозрение. — 1991. — № 5. — С. 29—34.

83. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Очерки исторической поэтики. Литературно-критические статьи. — М.: Художественная литература, 1986. — С. 121—290.

84. Голубков С.А. Мир сатирического произведения: Учебное пособие по спецкурсу. — Самара: Изд. Саратовского ун-та, Самарский филиал, 1991.

85. Нинов А. Михаил Булгаков и современность // Звезда. — 1990. — № 5. — С. 153—161.

86. Менглинова Л.Б. Принцип сатирического обобщения в повести М. Булгакова «Дьяволиада» // Художественное творчество и литературный процесс. — Томск: Изд. Томского ун-та, 1985. — Вып. VII. — С. 127—141.

87. Джанашия Л.Г. Формы художественной условности в русской прозе 20-х годов (А. Грин, М. Булгаков, Е. Замятин): Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1996.

88. Менглинова Л.Б. Гротеск в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца» // Художественное творчество литературный процесс. — Томск: Изд. Томского ун-та, 1988. — Вып. VIII. — С. 72—87.

89. Сахновский-Панкеев В.А. Булгаков // Очерки истории русской советской драматургии 1934—1945 годов. — Л.: Искусство, 1966. — Т. 2. — С. 122—143.

90. Дашевская О.А. Библейское начало в драматургии М. Булгакова («Бег», «Адам и Ева») // Творчество Михаила Булгакова. — Томск: Изд. Томского ун-та, 1991. — С. 115—129.

91. Кораблев А. Время и вечность в пьесах М. Булгакова // М. Булгаков — драматург и художественная культура его времени. — Л.: СТД, 1988. — С. 39—56.

92. Тамарченко Анна. Драматургическое новаторство Михаила Булгакова // Русская литература. — 1991. — № 1. — С. 46—67.

93. Нинов А.А. Михаил Булгаков и советская художественная культура // Сквозь 30 лет. Проблемы. Портреты. Поэтика. — Л.: Советский писатель, 1987. — С. 422—437.

94. Смелянский А. Драмы и театр Михаила Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч.: в 5 т. Т. 3. — М.: Художественная литература, 1990. — С. 573—609.

95. Киселев Н.Н. Комедии Михаила Булгакова «Зойкина квартира» и «Багровый остров» // Проблемы метода и жанра. — Томск.: Издательство Томского ун-та, 1974. — Вып. 2. — Т. 252. — С. 75—87.

96. Гудкова В. «Зойкина квартира» М.А. Булгакова // М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени — Л.: СТД, 1988. — С. 96—124.

97. Фролов В. Сатирический театр Михаила Булгакова // Очерки советской комедиографии (1918—1986) — М.: Советский писатель, 1988. — С. 127—150.

98. Рудницкий К. Михаил Булгаков // Вопросы театра. — М.: ВТО, 1966. — № 2. — С. 124—146.

99. Киселев Н.Н. М. Булгаков и В. Маяковский («Багровый остров» и «Баня») // Творчество Михаила Булгакова. — Томск.: Изд. Томского унта, 1991. — С. 139—156.

100. Нинов А. Легенда «Багрового острова» // Нева. — 1985. — № 5. — С. 171—192.

101. Бабичева К). Фантастическая дилогия М. Булгакова («Блаженство» и «Иван Васильевич») // М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени. — Л.: СТД, 1988. — С. 125—139.

102. Смирнова В.В. Михаил Булгаков — драматург // Книги и судьбы: Статьи и воспоминания. — М.: Советский писатель, 1968. — С. 27—49.

103. Каверин В. Личность Булгакова // Театр. — 1987. — № 9. — С. 159—161.

104. Каверин В. Заметки о драматургии Булгакова // М. Булгаков. Драмы и комедии — М.: Искусство, 1965. — С. 3—18.

105. Милн Лесли. Михаил Булгаков — драматург в современном мире // Михаил Булгаков: «Этот мир мой». — СПб.: Библиотека санкт-петербургского булгаковского литературно-театрального общества, 1993. — Т. 1. — С. 5—21.

106. Нинов А. Михаил Булгаков и театральное движение 1920-х годов // Булгаков М.А. Пьесы 1920-х годов. — Л.: Искусство, — 1989. — С. 4—32.

107. Цит. по: Фролов В. Муза пламенной сатиры. Очерки советской комедиографии (1918—1986). — М.: Советский писатель, 1988.

108. Бабичева Ю.В. Свобода творчества и бессудная власть («Кабала святош» М. Булгакова) // Творчество Михаила Булгакова. — Томск: Изд. Томского ун-та 1991. — С. 79—91.

109. Цит. по: Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. — Изд. 2-е. — М.: Искусство, 1989.

110. Бабичева Ю.В. Комедия — пародия М. Булгакова «Багровый остров» // Жанры в историко-литературном процессе. Межвузовский сборник научных трудов. — Вологда, 1985. — С. 123—147.

111. Филатова А.И. «Багровый остров» М. Булгакова: от памфлета к комедии-гротеску // Творчество М. Булгакова. — Исследования. Материалы. Библиография. — СПб.: Наука, 1995. — Кн. 3. — С. 35—49.

112. Ерыкалова И.Е. «Адам и Ева» (комментарии) // Булгаков М.А. Собр. соч: В 5 т. Т. 3. — М.: Художественная литература, 1990. — С. 666—673.

113. Гозенпуд А. Поэтика ремарок Булгакова // «Этот мир мой.» — СПб.: Библиотека санкт-петербургского булгаковского литературно-театрального общества, 1993. — Т. 1. — С. 83—87.

114. Киселев Н.Н. Художественное восприятие и жанровое движение драматургии // Художественное творчество и литературный процесс. — Томск.: Томский гос. ун-т, 1982. — Вып. 3. — С. 8—14.

115. Каверин В. Сны наяву // Звезда. — 1976. — № 12. — С. 185—191.

116. Бузник В.В. Возвращение к себе. О романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Литература в школе. — 1998. — № 1. — С. 43—54.

117. Немцев В.И. Становление Булгакова — романиста. — Самара: Изд. Саратовского ун-та, Самарский филиал, 1991.

118. Спендель де Варда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова // М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени. — Л.: СТД, 1988. — С. 304—311.

119. Круговой Г. О бунте и измене на корабле Саардамского Плотника (о романе Михаила Булгакова «Белая гвардия») // Записки русской академической группы в США. — New York, 1991. — XXIV. — С. 21—42.

120. Яблоков Е.А. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». — М.: Языки русской культуры, 1997.

121. Гуткина Н.Д. Русская история как «известный порядок вещей». Щедринские традиции в «Белой гвардии» М. Булгакова // Русская словесность. — 1998. — № 1. — С. 22—26.

122. Сахаров Вс. Береги честь смолоду (к семидесятилетию романа Михаила Булгакова «Белая гвардия») — Молодая гвардия. — 1995. — № 9. — С. 228—246.

123. Каганская Майя. Белое и красное // Литературное обозрение. — 1991. — № 5. — С. 93—99.

124. Кузякина Н. Михаил Булгаков и Демьян Бедный // М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени. — Л.: СТД, 1988. — С. 392—410.

125. Соловьев Вл. Человек и его миры / Михаил Булгаков. «Театральный роман» // Новый мир. — 1965. — № 8 // Звезда. — 1966. — № 3. — С. 213—215.

126. Смелянский А. «Записки покойника. Театральный роман» (комментарий) // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. Т. 4. — М.: Художественная литература, 1990. — С. 662—680.

127. Воздвиженский В. Путь Булгакова и его истолкователи // Вопросы литературы. — 1984. — № 10. — С. 203—213.

128. Михайлов О. О прозе Булгакова // Сибирские огни. — 1967. — № 9. — С. 183—186.

129. Вулис А. Послесловие к 1 части «Мастера и Маргариты» // Москва. — 1966. — № 11. — С. 127—130.

130. Виноградов И. Завещание мастера // Вопросы литературы. — 1968. — № 6. — С. 43—75.

131. Лесскис Г.А. «Мастер и Маргарита» Булгакова (Манера повествования, жанр, макрокомпозиция) // Известия АН СССР / серия языка и литературы. — 1979. — Т. 38. — № 1. — С. 52—59.

132. Левина Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические науки. — 1991. — № 1. — С. 12—23.

133. Жолковский А.К. Попытки «зависти» у Мандельштама и Булгакова // Блуждающие сны и другие работы. — М.: Наука, 1994. — С. 147—171.

134. Арсланов В. За что казнил Михаил Булгаков Михаила Александровича Берлиоза? // Вопросы литературы. — 1989. — № 8. — С. 115—147.

135. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». — М.: Художественная литература, 1991.

136. Утехин Н.П. Исторические грани вечных истин («Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Современный советский роман / Философские аспекты. — Л.: Наука, 1979. — С. 194—224.

137. Скалон Н.Р. Русская философская проза 20—30-х годов XX века: Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. — М., 1995.

138. Палиевский П.В. Последняя книга М. Булгакова // Литература и теория. — Изд. 2-е. — М.: Современник, 1978. — С. 257—266.

139. Симонов К. О трех романах Михаила Булгакова // Сегодня и давно. — М.: Советский писатель, 1978. — С. 263—270.

140. Проффрер Эллендеа. Художник и власть. По страницам романа «Мастер и Маргарита» // Иностранная литература. — 1991. — № 5. — С. 212—222.

141. Каверин В. Заметки о Булгакове // Каверин В. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. — М.: Художественная литература. — С. 634—646.

142. Миллиор Е. Мир наоборот // Литературное обозрение. — 1991. — № 5. — С. 64—65.

143. Шиндель А. Пятое измерение // Знамя. — 1991. — № 5. — С. 193—208.

144. Яблоков А.Е. «Я часть той силы» (Этическая проблематика романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Русская литература. — 1988. — № 2. — С. 3—31.

145. Манн Ю. О гротеске в литературе. — М.: Советский писатель, 1966.

146. Менглинова Л.Б. Гротеск в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова. — Томск: Изд. Томского ун-та, 1991. — С. 49—78.

147. Симонов К. Предисловие к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Москва. — 1966. — № 11. — С. 3—7.

148. Белая В.В. Лексико-семантические и функциональные особенности антропонимики М.А. Булгакова (на материале романа «Мастер и Маргарита») // Филологические науки. — 1990. — № 5. — С. 103—110.

149. Покровский Б. О чем беседовал Воланд с Берлиозом. Философские проблемы романа Булгакова «Мастер и Маргарита» // Записки русской академической группы в США. — New York, 1991. — Т. XXIV — С. 143—162.

150. Луначарский А.В. Будем смеяться // Луначарский А.В. Собр. соч.: В 8 т. Т. 3. — М.: Художественная литература, 1963. — С. 76—79.

151. Замятин Е.И. Я боюсь // Замятин Е.И. Избранные произведения: В 2 т. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1990. — С. 348—352.

152. Первый Всесоюзный съезд советских писателей / Стенографический отчет. — М.: ГИХЛ, 1934.

153. Альтшулер А.М. А.М. Горький и проблема поисков послереволюционной прозы и драматургии / А.М. Горький и М.А. Булгаков // М. Горький и русская литература: Ученые записки Горьковского университета. — Серия филологическая. — Вып. 118. — Горький, 1970. — С. 154—167.

154. Примочкина Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном движении 20-х годов. — М.: РОСПЭН, 1996.

155. Метченко А. Современное и вечное // Москва. — 1969. — № 1. — С. 198—211.

156. Петровский М. Михаил Булгаков и Владимир Маяковский // М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени. Сб. статей. — М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. — С. 369—391.

157. Яблоков Е.А. Они сошлись... // Михаил Булгаков, Владимир Маяковский: Диалог сатириков. — М.: Художественная литература, 1994. — С. 5—56.

158. Михайлов Ал. Мир Маяковского. — М.: Современник, 1990.

159. Карабчиевский Юрий. Воскресение Маяковского. — М.: Советский писатель, 1990.

160. Петров В.Б. Пьеса М.А. Булгакова «Багровый остров» // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. — Самара. — Изд. Саратовского ун-та, Самарский филиал, 1996. — С. 139—144.

161. Зощенко Михаил. О себе, о критиках и о своей работе // Зощенко Михаил: Статьи и материалы. — Л.: Academia, С. 8—16.

162. Новиков Вл. О месте Зощенко в русской литературе. Предшественники и последователи от Даниила Заточника до Михаила Жванецкого // Литературное обозрение. — 1995. — № 1. — С. 25—27.

163. Голенищев-Кутузов И. Ирония и Зощенко // Русская словесность. — 1995. — № 3. — С. 18—20.

164. Белая Г. Экзистенциальная проблематика в творчестве Зощенко. — Литературное обозрение. — 1995. — № 1. — С. 4—13.

165. Адамович Г. Михаил Зощенко // Нева. — 1994. — № 8. — С. 304—305.

166. Ходасевич В. Уважаемые граждане // Нева. — 1994. — № 8. — С. 303—304.

167. Томашевский Ю. Возвращение Михаила Зощенко // Зощенко Михаил. Суета сует. — М.: Современник, 1993. — С. 3—14.

168. Чуковский К. Из воспоминаний // Вспоминая Михаила Зощенко. — Л.: Художественная литература, 1990. — С. 29—82.

169. Щеглова Е. Триумф и трагедия Михаила Зощенко // Нева. — 1994. — № 8. — С. 258—266.

170. Синявский Андрей. Мифы Михаила Зощенко // Вопросы литературы. — 1989. — № 2. — С. 50—67.

171. Сарнов Б. Пришествие капитана Лебядкина (случай Зощенко). — М.: ПИК Культура, 1993.

172. Шайтанов Игорь. Мастер // Вопросы литературы. — 1988. — № 12. — С. 32—65.

173. Шайтанов Игорь. О двух именах и об одном десятилетии // Литературное обозрение. — 1991. — № 6. — С. 19—25, № 7. — С. 4—11.

174. Солженицын А. Из Евгения Замятина. «Литературная коллекция» // Новый мир. — 1997. — № 10. — С. 186—201.

175. Шайтанов И.О. Евгений Замятин и русская литературная традиция. Фрагменты из учебного пособия // Русская словесность. — 1998. — № 1. — С. 27—35.

176. Михайлов Олег. Гроссмейстер литературы // Замятин Евгений. Избранное. — М.: Правда, 1989. — С. 3—28.

177. Федин Конст. Горький среди нас. Картины литературной жизни. — М.: Молодая гвардия, 1967.

178. Цит. по: Гутерц Анатолий. «Самоубийца» // Театральная жизнь. — 1991. — № 5. — С. 16—18.

179. Велехов Л. Самый остроумный // Театр. — 1990. — № 3. — С. 90—96.

180. Свободин А. О Николае Робертовиче Эрдмане // Эрдман Н. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. — М.: Искусство, 1990. — С. 5—18.

181. Шубин Л. Градовская школа философии // Литературное обозрение. — 1989. — № 9. — С. 21—26.

182. Верин В.А. Сатирический дебют Андрея Платонова (о повести «Город Градов») // Филологические науки. — 1979. — № 4. — С. 11—16.

183. Шубин Л. Сказка про усомнившегося Макара. Андрей Платонов. Опыт сатирической мысли // Литературное обозрение. — 1987. — № 8. — С. 46—54.

184. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. Работы разных лет. — М.: Советский писатель, 1987.

185. Васильев Владимир. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. — Изд. 2-е., испр., доп. — М.: Современник, 1990.

186. Корниенко Н. Зощенко и Платонов (Встречи в литературе) // Литературное обозрение. — 1995. — № 1. — С. 47—54.

187. Карасев Л. Смех и стыд у Платонова // Лики смеха. — Человек. — 1993. — № 4. — С. 168—181, № 5. — С. 144—158.

188. Шубин Л. Горят ли рукописи (или о трудностях диалога писателя с обществом) // Нева. — 1988. — № 5. — С. 164—178.

189. Агеносов В. «Вор» — феномен советского философского романа // Верность человечеству: Нравственно-эстетическая и философская позиция Л. Леонова. — М.: Наследие, 1992. — С. 53—69.

190. Старикова Е.В. Леонид Леонов. Очерки творчества. — М.: Советский писатель, 1972.

191. Михайлов О. Мироздание по Леониду Леонову. — М.: Советский писатель, 1987.

192. Грознова Н. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы. Очерки. — Л.: Наука, 1982.

193. Ковалев В. В ответе за будущее. — М.: Современник, 1989.

194. Грознова Н. Повесть «Собачье сердце» в литературном контексте 20-х годов // Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография. — Л.: Наука, 1991. — кн. 1. — С. 45—57.

195. Химич В. Поэтика романов Л. Леонова. — Свердловск: Изд. Уральского ун-та, 1989.

196. Лурье Я.С. Михаил Булгаков и авторы «великого комбинатора» // Звезда. — 1991. — № 9. — С. 168—174.

197. Саппак В. Не надо оваций // Вопросы театра. Сборник статей и материалов. — М.: ВТО, 1965. — С. 119—127.

198. Лихачев Д.С. Литературный «дед» Остапа Бендера // Литература — реальность — литература. — Л.: Советский писатель, 1981. — С. 180—186.

199. Молдавский Дм. Возвращаясь к Ильфу и Петрову // Молдавский Дм. Товарищ смех. — Л.: Лениздат, 1981. — С. 244—271.

200. Сараскина Л.Ф. Толстоевский против Ф. Достоевского // Октябрь. — 1992. — № 3. — С. 187—197.

201. Шенталинский Виталий. Мастер глазами ГПУ. За кулисами жизни Михаила Булгакова // Новый мир. — 1997. — № 10. — С. 167—185, № 11. — С. 182—198.

202. Натова Надежда. От текста к сцене: Повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова и ее театральная интерпретация // Записки русской академической группы в США. — New York, 1991. — Т. XXIV. — С. 43—131.

203. Подколзин Б. Михаил Булгаков: прорыв сквозь «смуту» // Нева. — 1996. — № 7. — С. 197—203.

204. Дравич Анджей. Булгаков, или школа отказа // Диалог. — 1993. — № 5—6. — С. 64—71.

205. Сергованцев Н. Два самоотречения М.А. Булгакова // Булгаков Михаил. Ранняя проза. — М.: Современник, 1990. — С. 3—18.

206. Рассадин Ст. Путь с Голгофы // Диалог. — 1993. — № 5—6. — С. 72—80.

207. Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. — М.: Народное образование, 1995.

208. Зощенко Михаил. О комическом в произведениях Чехова // Вопросы литературы. — 1967. — № 2. — С. 150—155.

209. Казакова Т.В. Сатирическое изображение «нигилистов» в русской литературе (на примере произведений Н.С. Лескова и М.А. Булгакова) // Комическое в мировом литературном процессе (художественная практика и научное осмысление). Тезисы докладов и сообщений межгосударственной научной конференции 8—10 октября 1992 г. — Харьков: ХГУ, 1992. — С. 133—135.

210. Набоков Владимир. Николай Гоголь // Новый мир. — 1987. — № 4. — С. 173—227.

211. Гегель Г.В.Ф. Прекрасное в искусстве, или идеал // Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. Т. 1. — М.: Искусство, 1968. — С. 162—309.

212. Цит. по: Шестаков В.П. Ирония // Шестаков В.П. Эстетические категории. — М.: Искусство, 1983. — С. 227—240.

213. Лихачев Д.С. Смех как мировоззрение // Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. — Л.: Наука, 1984. — С. 7—71.

214. Платонов А. Общие размышления о сатире по поводу, однако, частного случая // Литературная Россия. — 1964. — № 27. — С. 10—11.

215. Нодия Г.О. Человек смеющийся в контексте философии культуры // Философия, культура, человек. — Тбилиси: Мецниереба, 1988. — С. 47—72.

216. Ермолинский Сергей. Михаил Булгаков // Ермолинский Сергей. Из записок ранних лет. — М.: Искусство. — 1990. — С. 18—232.