Вернуться к В.А. Коханова. Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Глава 1. Исторический диапазон времени и пространства в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Исторический аспект романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» в современном литературоведении считается наиболее изученным. Именно к идейному анализу эпического сюжета произведения преимущественно обращались исследователи И.Ф. Бэлза, В.В. Гудкова, И.С. Ерыкалова, В.Я. Лакшин, В.И. Лосев, Я.С. Лурье, А.Б. Рогинский, В.И. Сахаров, А.М. Смелянский, М.О. Чудакова, Л.М. Яновская и другие. Знакомство со статьями и монографиями этих авторов дает возможность понять, какое место занимает роман «Белая гвардия» в эволюции авторского становления, в предшествующей и современной М.А. Булгакову истории литературы, какие идеи романа вызвали отторжение и неприятие критиков-современников и вызывают симпатии читателей. В истолковании смысла эпического сюжета романа встречаются разные позиции. Думается, что решение многих спорных вопросов следует искать, прежде всего, на путях анализа романа как идейно-художественного единства. Именно такой методологический подход явился определяющим в первой главе данной диссертации при рассмотрении хроникально-исторического плана повествования, на фоне которого разворачивается эпический сюжет «Белой гвардии».

Наличие историко-эпического сюжета и принадлежность этого произведения к жанру эпопеи принимались критиками и некоторыми литературоведами отнюдь не бесспорно, так как дистанция между временем создания романа и художественным временем романного повествования невелика.

Роман «Белая гвардия» был задуман М.А. Булгаковым, по его собственному свидетельству, в 1922 году, а написан в 1923—1924 годах, в течение года или полутора лет1.

Между событиями гражданской войны 1918—1919 годов на Украине, описанными в романе, и созданием «Белой гвардии» прошло всего пять лет — срок довольно малый для создания полотна эпического масштаба, в котором автор стремился «стать бесстрастно над красными и белыми»2. Но годы эти стали очень значительными для М.А. Булгакова. Вместившие его жизнь в Киеве в 1918—1919 годах, работу врачом в Добровольческой армии в конце 1919 года, сотрудничество в газетах, выходивших при Деникине на Северном Кавказе, кардинальную смену медицинского поприща на писательское, переезд в Москву и полуголодное существование на протяжении начала двадцатых годов, — эти пять лет оказали глубочайшее влияние на мировоззрение автора и привели к необходимости осмыслить причины и результаты исторических катаклизмов. По мнению В.Я. Лакшина, «интуиция художника подсказала ему, что опыт его неоценим, потому что он живёт во время разломное, коренное для эпохи, историческое в своих ускользающих мгновениях. ...Золотым запасом жизненных впечатлений Булгакова стала гражданская война»3.

Сосредоточимся вначале на исследовании исторического времени в структуре художественного мира романа.

Ю.М. Лотман утверждает, что «понятие истории органически связано со всем комплексом основных структурных принципов той или иной культуры. Одним из наиболее существенных параметров при этом будет концепция времени»4. При всей важности пространства ведущим началом, также и по мнению М. Бахтина, в хронотопе является время5. Он выделяет две наиболее важные формы временной организации художественного произведения: линейную и циклическую.

Наиболее привычна для нас линейная форма измерения времени: «длительность бытия», «дни за днями и века за веками». Линейное время представляет собой систему отсчёта исторического времени любого народа, который ведётся от определённого момента в историческом прошлом. Древние римляне первичной точкой отсчёта считают основание Рима, эллины — год первой Олимпиады, мусульмане — бегство пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. Христианское летоисчисление ведётся от Рождества Христова.

Параллельно с линейной системой отсчета существует счет циклический, который возник в глубокой древности, он учитывает не временную обратимость, а временную повторяемость. Циклическая система отсчёта учитывает суточный цикл (повторяющуюся смену дня и ночи), месячный и больший по времени годичный цикл (сменяющие друг друга времена года); на востоке исчисляют двенадцатилетний и шестидесятилетний циклы и т. д. С представлением о цикличности связано и само русское слово «время» — этимологически однокоренное со словами «вертеть» и «веретено».

Но в человеческом сознании существует и ещё более древний способ осознания и отсчёта времени — дискретный. Время понимается не только как длительность бытия, но и как последовательность существования, продолжение случаев и событий конкретной человеческой жизни. В трактовке Л.Н. Гумилёва, это способ осознания и отсчёта времени, при котором его течение рассматривается как колебательное движение, а определённые временные отрезки выделяются в зависимости от насыщенности событиями. При этом создаются большие дискретные участки времени. «Китайцы назвали всё это одним лёгким словом — «превратность». Каждая «превратность» происходит в тот или иной момент исторического времени и, начавшись, неизбежно кончается, сменяясь другой «превратностью». Такое ощущение дискретности времени помогает фиксировать и понимать ход исторических событий, их взаимосвязь и последовательность»6.

В романе «Белая гвардия» М.А. Булгаков использует все три системы отсчёта времени: циклическую, линейную и дискретную. Расписывая время буквально по календарю, автор фиксирует годы, месяцы, недели, дни, времена суток, часы, иногда даже минуты описанных в романе событий.

Парадокс «художественного времени» вообще заключается в том, что оно воплощает все принятые системы отсчёта в их нераздельности — как нераздельно существует в нашем бытии единое абсолютное время. Применение каждой из форм времяисчисления (линейной, циклической или дискретной) требует некоей абстрагированности от реальности человеческого бытия. Художественный историзм отвергает эту необходимую житейскую абстракцию и представляет в качестве «второй реальности» именно абсолютное время — вне зависимости от того, каким способом оно исчисляется. «Белая гвардия» — ярчайший пример именно целостного осознания абсолютного времени.

Хронотопической экспозицией, в которой заявлены системы отсчета времени и дана предварительная характеристика места действия в романе «Белая гвардия», является первая глава. Она представляет своего рода «ключ» к возможной интерпретации этого произведения, обладающего сложной структурой и содержащего множество смысловых значений.

Примечания

1. История создания романа «Белая гвардия» описана в следующих трудах: Петрова Н.В. Когда и как был написан роман М. Булгакова «Белая гвардия». — Труды Иркутского ун-та, 1969. — Т. 71, вып. 7, с. 60; Чеботарёва В.А. К истории создания «Белой гвардии» // Русская литература. — 1974. — № 4. — С. 148—149; Чудакова М.О.: 1). К творческой биографии М. Булгакова. 1916—1923 // Вопросы литературы. — 1973. — № 7. — С. 236—236, 242; 2). Архив М.А. Булгакова. Материалы для творческой биографии писателя. — Записки Отдела рукописей Гос. Библиотеки СССР. Вып. 37. — М., 1976. — С. 48, 147; 3). Жизнеописание Михаила Булгакова. — М., 1988. С. 143—144; Яновская Л.: 1). Когда была написана «Белая гвардия»? // Вопросы литературы. — 1977. — № 6. — С. 302—303; 2). Творческий путь Михаила Булгакова. — М., 1983. — С. 57—58, 82—88; Владимиров И. К истории создания «Белой гвардии» // Слово. — 1991. — № 7.

2. Булгаков М. Дневник. Письма. 1914—1940. — М.: Современный писатель, 1997. — С. 226.

3. Лакшин В.Я Мир Михаила Булгакова // Булгаков М. Собр. соч. в 5 тт. — М.: Художественная литература, 1989. — Т. 1. — С. 21.

4. Лотман Ю. Идея исторического развития в русской культуре конца XVIII — начала XIX столетия // О русской литературе. — С.-Петербург: «Искусство—СПБ», 1997. — С. 284.

5. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Литературно-критические статьи. — М.: Худ. лит., 1989. — С. 232.

6. Гумилёв Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. — М.: Экопрос, 1992. — С. 12—13.