Вернуться к В.Н. Сутормин. По обе стороны Арбата, или Три дома Маргариты. ПутеБродитель

17. Битва Льва и Дракона

Вот ещё одно здание в необычном стиле, сочетающем элементы модерна и неоготики. Над центром аттика красуется скульптурная группа — схватка Льва и Дракона. Похоже, Дракон зря в это дело ввязался.

Дом строился в первые годы XX века, и влияние модерна было неизбежно. Фасад облицован крупной прямоугольной керамической плиткой неоднородного цвета (от светлой охры к сиреневому), и такое декоративное решение в те времена больше нигде в Москве не встречалось. Еще одна довольно интересная деталь — развёрнутый под углом к фасаду входной тамбур слева и эркер с асимметричным балконом над ним.

Фото 2012 г.

Сейчас здесь располагается консульство Греции, а строилось здание как доходный дом Петра Бойцова. Владелец не стал приглашать архитектора, поскольку этой профессией сам владел и много успел построить на своём веку, но годы уже брали своё, и для Бойцова эта работа стала последней. Скорее всего, он планировал одну из квартир оставить за собой, а остальные сдавать. Удалось ли архитектору таким способом обеспечить себе безбедную старость, сказать сложно — судьба его после 1917 года неизвестна, и существует версия, что после национализации недвижимости советская власть могла старика просто выбросить на улицу. Однако подпись на открытке «дом Бучумова» может означать как ошибку издателей, так и то, что дом был продан ещё до революции.

Дом Бойцова (Бучумова). Открытка из коллекции Михаила Комолова, 1907—1909 гг.

О создателе этого дома достоверных сведений сохранилось так мало, что даже отчество в разных источниках указывается по-разному: то Семёнович, то Соймонович, а то и вовсе Самойлович. Считается, что Пётр Бойцов был архитектором-самоучкой, не имевшим свидетельства на право производства строительных работ. Именно поэтому он на своих московских заказах привлекал к работе коллегу Акселя (или Алексея) Флодина, а в других городах сотрудничал с местными специалистами. Иногда это заканчивалось не лучшим образом — например, в Киеве представленный Бойцовым конкурсный проект Музея древности и искусств получил первую премию, но руководивший постройкой Владислав Городецкий отступил от первоначального проекта так существенно, что Бойцова в качестве автора сейчас уже и не вспоминают.

Музей изящных искусств имени Александра III. Архитектор Р.И. Клейн. Фотография из книги «Юбилейная Москва». М., 1912

Нечто подобное произошло и с Музеем изящных искусств в Москве. Удостоенный золотой медали проект Петра Бойцова воплощал в жизнь архитектор Роман Клейн, с именем которого теперь и связана эта постройка, Бойцов же остался в тени.

Ну что ж... Хотя у нас не дозор, а прогулка, «всем выйти из сумрака!..».

Конкурсный проект Музея изящных искусств в Москве, награждённый золотой медалью, архитектора П.С. Бойцова. Главный и боковой фасады. Фото из сборника «Архитектурные мотивы», 1899 г.