Вернуться к В.В. Соловьев. Переплетённые судьбы и «Ревизоры» Гоголя, Булгакова и Каростина

1. Истоки

Ещё до «Ревизора» Николай Васильевич Гоголь написал комедию «Женихи», переименованную им позже в «Женитьбу», а также комедии «Владимир 3-ей степени», «Игроки» и «Альфред». Так что опыт драматурга у него уже имелся.

«Ревизоров», как известно, он создал несколько. В 1834-м году Гоголь начал писать сценический текст комедии и закончил его 2-го марта 1836-го года. В течение 1835-го года он работает над текстами для печати и театра одновременно. Предназначенный для печати вариант подвергся меньшим изменениям, чем «театральный», ибо театральная цензура была тогда значительно строже общей. Первое представление «Ревизора» состоялось в Александринском театре Санкт-Петербурга 19-го апреля 1836-го года, а в Москве — 25-го мая того же года.

«Ревизор» же для печати, который увидел свет в апреле 1836-го года, затем претерпел ещё ряд переделок и вышел в окончательном виде в 1842-м году, украсив собою третий том первого издания «Сочинений Н.В. Гоголя».

Мог ли автор предвидеть тогда триумфальное шествие своих «Ревизоров» по сценическим площадкам и страницам многочисленных изданий всего мира?

Мог ли он предвидеть, что ровно через сто лет двое русских интеллигентов, Булгаков и Каростин — с разными, но похожими судьбами, оба воспитанные на его, Гоголя, произведениях, — каждый по отдельности создадут свои киносценарии по его «Ревизору» (опять два «Ревизора»!), потом общий, и один из соавторов, Михаил Степанович Каростин, впервые в мире приступит к экранизации его бессмертной комедии?

Мог, конечно! Ведь сравнил же он провидчески Русь с птицей-тройкой, несущейся, правда, пока неизвестно куда!

Мог и видит ныне, незримо присутствуя между нами и горько усмехаясь тому обстоятельству, что ничегошеньки-то не изменилось в сути человеческих характеров на Руси за пару сотен лет: те же взятки на каждом шагу, та же ж... олизность вместо Незалежности (простите грубость мне — подарок киевлян!В.С.), а уж дураков и подлецов не сосчитать вовсе ни в одном уголке России, будь то верх, будь то низ человеческого общества. А что сказать об оторванной от Руси с кровью бывшей цветущей Малороссии, превратившейся ныне в раздираемое на куски верхами, заметно управляемое извне, обнищавшее государство?

Ныне, как никогда прежде, востребован гоголевский «Ревизор» с его беспощадным клеймением пороков!

Но какова же история и предыстория гоголевских «Ревизоров»?

Жгучий интерес к драме и театру достался Гоголю от отца, который был и драматургом, и актёром. Юный Гоголь часто посещал домашний театр Трощинского в Кибинцах, где ставились пьесы его отца, и во время учёбы в гимназии в Нежине он стал главным инициатором школьного театра.

Вот что написал об этом периоде жизни Гоголя его биограф П.А. Кулиш, автор «Записок о жизни Гоголя»: «Воротясь однажды после каникул в гимназию, он привёз на малороссийском языке комедию, которую играли в домашнем театре Трощинского, и из журналиста сделался директором театра и актёром. Кулисами ему служили классные доски, а недостаток в костюмах дополняло воображение артистов и публики. С этого времени театр сделался страстью Гоголя и его товарищей, так что после предварительных опытов ученики сложились и устроили кулисы и костюмы, копируя, разумеется, по указаниям Гоголя театр, на котором подвизался его отец: другого никто не видал. Начальство гимназии воспользовалось этой страстью, чтобы заохотить воспитанников к изучению французского языка, и ввело в репертуар Гоголева театра французские пьесы. Тут-то Гоголю пришлось познакомиться с французским языком, который вообще малороссиянам, не приученным к нему с детства, кажется гораздо труднее и, главное, противнее даже немецкого. Русские пьесы, однако же, не выводились, и предание гласит, что Гоголь особенно отличался в ролях старух. Театр, основанный Гоголем в гимназии, процвёл наконец до того, что на представления его съезжались городские жители. Некоторые из них помнят его до сих пор в роли Простаковой и говорят, что он исполнял её превосходно».

Основанная на нежинских успехах вера в свой актёрский талант настолько была велика у Гоголя, что в Петербурге, после ряда неудачных попыток получить должность, он серьёзно собирался поступить в актёры.

Многие их современников (Тургенев, Аксаков, Анненков и другие) оставили восторженные отзывы о мастерском чтении Гоголя, его мимическом и мистификаторском таланте. Несомненно, в его богато и разносторонне одарённой натуре наблюдались проявления дара к перевоплощению. Глубоко любя театр, он охотно сближается с артистическим миром, вдумчиво изучает историю и теорию драматического искусства.

Всё это стало предпосылкой для создания Гоголем его гениальной пьесы «Ревизор». Но были и иные предрасполагающие к тому причины.