Интересные факты

Фамилия Булгаков имеет тюркские корни (тюркское «булгак» происходит от глагола «булга», что значит «махать, мутить, взбалтывать»), среди средневековых «Булгаков» было несколько воевод в XVI и XVII веках, но никаких документов, подтверждающих связь орловских Булгаковых с их знатными предками, не сохранилось.

* * *

Также нет никаких документальных подтверждений того, что «колокольные дворяне» Булгаковы были в отдаленном родстве с философом Сергеем Николаевичем Булгаковым, — версия эта была высказана в парижской газете «Русская мысль» в 1969 году и с тех пор не раз повторялась.

* * *

Свое первое литературное произведение — рассказ «Похождения Светлана» — Михаил Булгаков написал в семилетнем возрасте. В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи.

* * *

Прообразом профессора из романа «Собачье сердце» стал дядя писателя по материнской линии Николай Покровский, который имел в Москве успешную гинекологическую практику.

* * *

У Михаила Булгакова было три жены, но ни в одном из браков не родилось ни одного ребенка.

* * *

Булгаков коллекционировал билеты на концерты и спектакли, на которых ему довелось побывать.

* * *

Булгаков совершенно не умел распоряжаться деньгами, и был импульсивным человеком — если ему вздумалось потратить последние деньги на поездку на такси, он так и делал. Украшения первой супруги Татьяны регулярно оказывались в ломбарде.

* * *

С 1917 года Михаил Булгаков стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведенной операции. Считается, что он вылечился от пагубной привычки в 1918 году благодаря второму мужу матери доктору Ивану Павловичу Воскресенскому.

* * *

Первую постановку во МХАТе «Дней Турбиных» (оригинальное название «Белая гвардия» пришлось сменить по идеологическим причинам) спас Константин Сергеевич Станиславский, заявив, что, если пьесу запретят, он закроет театр. Но из произведения пришлось убрать важную сцену избиения петлюровцами еврея, в финале ввести «все нарастающие» звуки «Интернационала» и здравицу большевикам и Красной армии из уст Мышлаевского.

* * *

В середине 1920-х годов Булгаков стал носить монокль, чем изрядно шокировал своих коллег-журналистов газеты «Гудок». В то время монокль считался главным атрибутом буржуев и прочих врагов революции и советского строя.

* * *

В 1926 году во время знакового диспута «Театральная политика советской власти», который открылся докладом Луначарского, Владимир Маяковский шумел в адрес МХАТа: «...начали с тетей Маней и дядей Ваней и закончили «Белой гвардией»! Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть — и пискнул. А дальше мы не дадим. (Голос с места: «Запретить?») Нет, не запретить. Чего вы добьетесь запрещением? Что эта литература будет разноситься по углам и читаться с таким же удовольствием, как я двести раз читал в переписанном виде стихотворения Есенина...» Маяковский предлагал попросту освистать «Дни Турбиных» в театре. При этом певец революции частенько был партнером Булгакова по бильярду, но «гражданская война» их взглядов продолжалась вплоть до трагической гибели поэта.

* * *

В 1926 году во время обыска у Булгакова изъяли рукопись «Собачьего сердца» и его личный дневник. Спустя несколько лет дневник вернули, а сам автор незамедлительно его сжег. До наших дней дошла копия этого документа, снятая на Лубянке.

* * *

Советская пресса последовательно и жестко критиковала как творчество Булгакова, так и его самого. Писатель собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах. Среди опубликованных за десять лет рецензий, по подсчетам Булгакова, было 298 отрицательных и лишь три оценивали творчество мастера положительно. Критиками выступали именитые чиновники и литераторы, например, Владимир Маяковский.

* * *

Однажды Булгакову указали на человека, писавшего против него яростные, но искренние фельетоны. «Булгаков подошел к нему и сказал: "Вы Блюм? Позвольте пожать вам руку: вы пишете убежденно"».

* * *

Положение Булгакова в 1930 году обострилось настолько, что его книги не печатались, а пьесы одну за другой изымали из репертуара театров. Так доведенный до крайности, он написал обращение в правительство СССР с просьбой либо разрешить ему уехать за границу, либо дать возможность работать в театре. Вскоре Булгакову позвонил Сталин и посоветовал драматургу устроиться во МХАТ, тот так и поступил.

* * *

11 июля 1932 года Булгаков подписал договор на написание книги о Мольере для серии «Жизнь замечательных людей» с Журнально-газетным издательством. Первое название написанной биографии было «Всадник де Мольер. Полное описание жизни Жана Батиста Поклэна де Мольера с присовокуплением некоторых размышлений о драматургии». При жизни М.А. Булгакова роман опубликован не был. Впервые опубликован издательством «Молодая гвардия» в 1962 году в серии «ЖЗЛ».

* * *

В 1937 году, когда отмечалось сто лет со дня трагической гибели Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других драматургов отсутствие главного героя. Писатель считал, что появление якобы Александра Сергеевича на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно.

* * *

Пьеса Булгакова «Дни Турбиных» с успехом шла во МХАТе около 15 лет. Постановку несколько раз запрещали, но Сталин лично потребовал вернуть ее на сцену, так как вождю пьеса нравилась. По неподтвержденным данным, Сталин смотрел «Дни Турбиных» не менее 15 раз.

* * *

В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и с ее помощью перемещает в 30-е годы XX века царя Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадает управдом Бунша-Корецкий, как две капли воды похожий на грозного владыку всея Руси, и жулик Жорж Милославский. Поскольку сходство между персонажем Ивана Васильевича и личностью Иосифа Сталина было очевидным, при жизни автора пьеса так и не была опубликована. В 1973 году экранизированный Леонидом Гайдаем «Иван Васильевич» с триумфальным успехом прошелся по кинотеатрам страны.

* * *

Работа над «Мастером и Маргаритой» началась еще в 1920-х годах и продолжалась до смерти Булгакова, но этот труд так и не был завершен. Сведением воедино разрозненных черновиков и записей занималась уже вдова писателя Елены. Первоначально этот роман предполагалось назвать «Черный маг» или «Копыто инженера».

* * *

Ни Мастера, ни Маргариты в первом варианте знаменитого романа не было — автор книги о Понтии Пилате и его возлюбленная родились в воображении Булгакова только через 10 лет работы над романом.

* * *

У знаменитого помощника Воланда кота Бегемота существовал реальный прототип. У Михаила Булгакова был черный пес по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна.

* * *

Булгаков умер от болезни почек в 48-летнем возрасте. На его могиле установлен черный надгробный камень, первоначально лежавший на месте упокоения Николая Гоголя.