Вернуться к В.В. Соловьев. Переплетённые судьбы и «Ревизоры» Гоголя, Булгакова и Каростина

10. «Актриса» Калуга снималась в кино

Здесь я снова прерываю рассказы Михаила Степановича с тем, чтобы ввести читателя в Калугу того достопамятного лета 1929-го года.

В калужской газете «Коммуна» я обнаружил такую публикацию: «Кино. Калуга на экране. На днях в Калугу прибыла экспедиция «Совкино» для засъёмки натуры для картины-комедии «Крупная неприятность». Тема картины — культурная революция. Фон — глухой уездный город. Фильм будет изображать борьбу дома культуры и автобуса с церковниками. Состав экспедиции — 32 человека. Режиссёр — Алексей Попов, сорежиссёр — М. Каростин. Оператор — Солодовников, ассистент — Гордон. В этой картине в главных ролях заняты Ольгина, Градополов, Шухмин, Мощевитин и др. При благоприятной погоде киноэкспедиция пробудет около двух месяцев» («Коммуна» № 168, 19 июля 1929 года).

Итак, калужане были оповещены о предстоящих съёмках, потому, вероятно, так быстро и откликнулись на просьбы «киношников». Кроме того, обнаружилось мистическое совпадение. Читаем: «Автобусы в Калуге. «Автотранс» ввёл в Калуге автобусное движение. Пока переведён в Калугу из медынского гаража один автобус. В ближайшее время будет переведён другой. Автобус ходит ежедневно из города на вокзал и обратно. Остановки: Дом крестьянина, гостиница «Кавказ», Коммунальная гостиница, потребсоюз, горсовет. Рабочие станции «Калуга» пользуются утром и вечером (путь на службу и обратно) 50-процентной скидкой. С введением второго автобуса не мешало бы установить сообщение с лагерем имени Коминтерна, а в воскресные и праздничные дни — с Заочьем. Н.С.» («Коммуна», 29 июля 1929 года).

Может быть, именно это обстоятельство было учтено Поповым и Каростиным при выборе натуры для съёмок, и кинокомедия стала ещё и своеобразным репортажем о событиях в Калуге?

А теперь почитайте об участии съёмочной группы в спортивной жизни Калуги: «Волей-бол (такое было написаниеВ.С.) и велосипедные гонки». Двухнедельник физкультуры ознаменовался на стадионе «Красный Октябрь» (там ныне Музей космонавтикиВ.С.) 31 июля встречей нескольких команд волей-бола и велогонками. Играли команды «Совкино», КОР-1 и КОР-2. Хорошую игру показала команда «Совкино». Видна сыгранность команды. Игра закончилась со счетом 2:0 в пользу «Совкино». Этот результат получили обе команды КОРа». («Коммуна», 3 августа 1929 года).

Ни съёмках фильма «Крупная неприятность». Август 1929. Слева направо: М.С. Каростин (сорежиссёр), В. Солодовников (кинооператор), И. Гордон (сценарист, ассистент), А.Д. Попов, (режиссёр)

Видимо, воздействие съёмочной группы на общественную жизнь города было достаточно сильным, если на следующий день в той же газете появилась заметка: ««Друзья кино». Недавно в Калуге организовано отделение Общества друзей советской кино-фотографии (ОДСК). В настоящее время уже созданы секции: кино, фото и изучения зрителя».

Разыскал я всё же и двух именитых калужан, которые участвовали в массовках и помнили отдельные моменты съёмок «Крупной неприятности». Цитирую их высказывания.

Михаил Михайлович Днепровский, искусствовед: «Съёмки, помнится, велись во многих частях города: на улице Свердлова, где я тогда жил, и у гостиных рядов, и в городском парке. Я запомнил, что в городском парке был заснят фонтан со скульптурой, изображавшей женщину с зонтиком. Когда фильм вышел на экраны, калужане с удовольствием узнавали знакомые места. Большинство «калужских» кадров прошло в начале фильма».

Борис Аркадьевич Монастырёв, друг К.Э. Циолковского, журналист: «Хорошо помню момент съёмки, когда из-за гостиных рядов при большом стечении народа выезжал автобус...»

Выходит, что даже маршруты движения «киношного» автобуса и настоящих совпадали — от вокзала до площади Ленина, т. е. до гостиных рядов!

Но вернёмся к рассказам Михаила Степановича.

— Сохранилась большая фотография нашей волейбольной команды и её болельщиков, сделанная сразу после того, как мы заняли почётное второе место на двухнедельнике физкультуры.

Волейбольная команда Совкино с болельщиками на стадионе КОР после встречи с командами КИН 1 и Металлист 1, по программе открывшегося 28 июля двухнедельника физкультуры. Слева направо, сидят: А.Д. Попов, режиссёр, впоследствии народный артист СССР, режиссёр ЦТСА; М.С. Каростин, его сорежиссёр по этому и предыдущему фильму («Два друга, модель и подруга»), позже заслуженный деятель культуры; К.В. Градополов, шофёр Ванечка в фильме, 1-й чемпион страны по боксу, позже профессор кафедры бокса ЦИФ, доктор педагогических наук; вгиковец из Марийской АССР; Евлалия Васильевна Ольгина, исполнительница роли Маруси в фильме; Жак Гордон — ассистент режиссёра, любимец съёмочной группы (умер в 1931); гримёр Галкин, сыграл роль в фильме. Стоят: эпизодический местный актёр массовки (роль учителя); Борис Митрофанович Шухмин, артист театра им. Вахтангова, в фильме извозчик Митя Пылаев; местный актёр массовки (строитель дороги); опереточный актёр, зять Гордона; Ольга Рудольфовна Герц, участница массовки, впоследствии помреж на «Мосфильме», позже член совета старейшин СК России; двое в форме — из местных участников массовки; последним стоит помощник оператора

Слева сидит Алексей Дмитриевич Попов, он был у нас, как и полагалось, капитаном команды. Рядом с ним я, далее — Костя Градополов, наш главный «гасила». Когда он шёл по городу, за ним бежала гурьба мальчишек. Все знали, что он чемпион страны по боксу и у него нокаутирующий удар. Именно этот удар приносил победы нашей волейбольной команде. Жаль только, что бить по мячу приходилось не ему одному!

Рядом с ним сидит студент ВГИКа из Марийской АССР, за ним — наша «прима» Евлалия Ольгина, а рядом с ней — Жак Гордон, любимец всей группы (жаль, в 1931-м году он умер).

Замыкает ряд сидящих гримёр Галкин, он и в фильме играл в волейбол. Стоит — крайний слева — эпизодический актёр, игравший роль учителя, за ним — Борис Митрофанович Шухмин, замечательно сыгравший извозчика Митю Пылаева, далее — местный актёр из массовки, в фильме — строитель дороги, далее — актёр оперетты, между прочим, зять Гордона, потом Ольга Рудольфовна Герц, двое в форме — местные участники массовок; наконец, помощник нашего оператора Владимира Солодовникова...» (Позволю себе здесь «мистическую» вставку: Михаил Солодовников, корреспондент российского телевидения в США, удивительно похож на Владимира Солодовникова на сохранившемся у меня фото! Уж не внук ли он его? Как бы узнать?В.С.).

Наши съёмки в Калуге внезапно прервались затяжной дождливой погодой, и мы решили поездом добираться до Новочеркасска. Там-то мы узнали, почём «фунт лиха». Всё, что было подготовлено в Калуге с массовкой, на новом месте, увы, снять хорошо не удалось.

Аппаратура тогда была весьма несовершенной. Володе Солодовникову приходилось до изнеможения крутить ручку допотопной камеры «Андрэ Дебрие», но он был прекрасным оператором, и большинство кадров, отснятых им, были высокого качества и порою даже слишком — он сильно усложнял организацию кадра, создавая вторые, третьи планы, добиваясь эффектного освещения, тогда как в комедии свет должен быть более или менее ровным.

Но вот, наконец, съёмки закончены. Теперь предстояла самая трудная задача — монтаж. Состыковать снятые куски было непросто: сказывались и отсутствие полноценного сценария, и выявленный после проявки брак. Мы остро ощущали рыхлость драматургического построения, слабую связь одной части сюжета с другой (борьбы извозчиков с городским автобусом) и — явную анекдотичность концовки.