Вернуться к В.В. Соловьев. Переплетённые судьбы и «Ревизоры» Гоголя, Булгакова и Каростина

8. Тайны умерщвления творчества

В 2003-м — 2004-м годах я развил бурную деятельность, чтобы как можно больше разыскать в архивах документов, связанных с фильмом «Крупная неприятность». В РГАЛИ нашёл очень многое. Вот сохранившиеся документы:

«ПРОТОКОЛ № 1 заседания Худ. Бюро Московской фабрики «Совкино» от 16 апреля 1929 года.

ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. Трайнин, Чухмин, Щеголев, Кива, Перцов, Силлов, Ай-Артян, Маркичев, Денисов. От Правления — Федорович, режиссёр Попов, ассистент Каростин и режиссёр Юрцев.

СЛУШАЛИ:

...«Золотая колесница», режиссёрский сценарий, Попов.

Высказались: Силлов, Чухмин, Перцов, Трайнин и Попов.

ПОСТАНОВИЛИ: Сценарий режиссёрский утвердить. Поручить ПХО

(производственно-художественный отделВ.С.) не позже 17.04.29 послать в Правление доклад об этой фильме на предмет утверждения. Предложить ПХО совместно с группой срочно составить смету, учитывая предельную её стоимость в 70—75 тыс. рублей (вопрос о сокращении поставить в зависимости от сметы)».

(РГАЛИ, ф. 2498. ОП. 1. ЕХ. 18).

Ещё одна немаловажная деталь: М.С. Каростин ни в беседах со мной, ни в своих записках ни разу не упоминал о сценарии фильма «Весьма срочно», который он написал вместе с

Исааком Гордоном. В этом же фонде хранится протокол заседания Худ. Бюро Первой фабрики «Совкино» от 9-го марта 1930-го года, в котором есть настораживающие пункты:

«ПРИСУТСТВУЮТ: Маркичев, Щеголев, Евстифеев, Михайлов, Каростин, Соколов, Чухмин, Кива, Гордон.

СЛУШАЛИ: О сценарии «Весьма срочно» — Каростина и Гордона.

ПОСТАНОВИЛИ:

4. Взрыв в котельной должен происходить в результате невтянутости кочегаров в соцсоревнование.

16. Надпись «Соловки» — исключить.

22. Срок представления сценария — 25 марта 1930 года».

Очевидно, Каростин и Гордон, закончив (вместе с Поповым) работу над «Крупной неприятностью», приступили к созданию нового фильма, и в этом нет ничего удивительного.

Указания Худ. Бюро сценаристам, что включать и что не включать в сценарий, свидетельствуют о развернувшемся жёстком идеологическом прессинге, который испытывали сценаристы в «Совкино». По-видимому, не было сделано исключений и для «Крупной неприятности».

И вот, наконец, в производственном плане Московской Первой фабрики «Совкино» на 1928/29 годы, хранящемся на микрофильме, мне посчастливилось рассмотреть искомое — чудом сохранившийся сценарий-либретто «Золотая колесница» (термином «сценарий-либретто» обозначали набросок будущего фильма, раскрывающий его основной замысел.В.С.).

«Тихий провинциальный городок в 15 верстах от железнодорожной станции. Каждый день туда лихо подкатывают к поезду ямщики, краса и гордость городка. Ямщики конкурируют друг с другом, катают девушек, ухаживают за ними. Девушки мечтают о «принцах» с «золотой колесницей». Ямщицкое благополучие неожиданно было нарушено появлением в городе удивительно большой «золотой колесницы» — автобуса. Жизнь городка перевернулась. Автобус ходил между станцией и городом, места брались с бою, девушки забыли ямщиков. Не попавшие в автобус мальчишки кучками бегали за ним по улицам. Началась жестокая конкуренция и состязание с «золотой колесницей». Ямщики поломали свои фаэтоны, загнали лошадей, потеряли девушек. Последние были очарованы «принцем», правившим машиной. В своей борьбе ямщики не останавливались перед вредительством. Но машина всё же брала верх. Кропотливая и маленькая в начале работы, ячейка Автодора выросла в большую. Строится шоссе. Ямщики на своих лошадях подвозят материалы для постройки шоссе. Мечта девушки о «принце» и «золотой колеснице» сбылась. Она едет со своим избранником в «золотой колеснице».

Сценарий-комедия драматурга Гордона.

Постановка поручается режиссёру А.Д. Попову — постановщику прошедшей с большим успехом комедии «Два друга, модель и подруга»».

Совершенно очевидно, что будущий комедийный фильм под первоначальным названием «Золотая колесница» должен был стать своеобразным агитатором «за автомобилизацию страны».

Что же случилось такого, что в том же году сценарий сменил название?

На этот вопрос нам отвечает протокол заседания Худсовета «Совкино» от 18-го октября 1928-го года, и есть смысл привести здесь его фрагменты:

«ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Член Правления «Совкино» — М. Рафес.

Агитпроп ЦК ВКП(б) — Шутко.

Агитпроп МК ВЛКСМ — Гаврюшин.

Газета «Правда», Киноотдел — Гусман (Боже, где-то я уже слышал эту фамилию! Он «вечный», что ли?В.С.)...

ЦК металлистов — Рудой...

Худ. студия Лен. Фабрики — Пиотровский (И эту слышал!В.С.)

Руководитель детской фильмы «Совкино» — Ширвиндт (Вы будете смеяться, но эта фамилия мне тоже очень знакома.В.С.)...

«24. (Рудой) Взрослый рабочий не идёт в наш клуб на (Автодор), он ничего не даст взрослому рабочему...»

Вот такой, по сути «смертный», приговор выносил чиновник из профсоюза металлистов ещё не поставленному фильму, видимо, приняв его, исходя из названия, за детский фильм.