Вернуться к В.В. Соловьев. Переплетённые судьбы и «Ревизоры» Гоголя, Булгакова и Каростина

7. Рождённые делать кино

Продолжение рассказа Каростина

— Ну, а теперь пора рассказать о моём сотрудничестве и дружбе с Алексеем Дмитриевичем Поповым. Впервые я встретился с ним за два дня до нового, 1927-го, года. Нас познакомила одна из его близких подруг, Галя Колесова.

Мы оказались с ним земляками, бывшими саратовскими театралами, единомышленниками в искусстве, и это обстоятельство было решающим в наших дальнейших отношениях.

Мы задумали сделать вместе картину, он решил проверить, на что я способен, и дал мне задание написать начало сценария.

Помнится, первые три дня после свидания с А.Д. Поповым я не пил, не ел, не спал. Буквально скрючился от бессилия выжать из себя что-нибудь. В театральной студии меня в своё время научили, как выйти из подобного состояния. Я лёг, расслабил все мышцы, начал глубоко дышать и уснул наикрепчайшим сном. Сон, как это часто бывает, пошёл на пользу. Я вспомнил, как играл в Саратове Хлестакова в «Ревизоре», вспомнил и всю комедию и стал представлять, что мог бы в наше советское время написать Николай Васильевич. Воображение мое разыгралось.

Сначала удалось придумать один комедийный эпизод, потом второй — и работа начала налаживаться. Через две недели была написана половина будущего сценария, и я отважился прочитать написанное А.Д. Попову. Тот принял начало скептически, а к концу моего чтения рассмеялся и сказал:

— Ну, теперь дело пойдет! Будет кинокомедия!

Мы стали вместе с ним придумывать сценарий дальше: в нём обязательно должна была быть борьба добра и зла, юмор и путешествие по реке (как же иначе, мы же волгари!). Идея фильма и сюжет принадлежали в основном Алексею Дмитриевичу, а сценарно-режиссёрская

разработка всех эпизодов лежала на мне. Действие развивалось на фоне путешествия двух парней, которые пытались доказать необходимость реализации своего изобретения.

Этих двух парней — рабочих мыловаренного завода, изобретателей чудо-аппарата, сколачивающего фанерные ящики, — я «сконструировал» из Попова и самого себя. Именно он был Маховым, а я — Аховым, характеристики их соответствовали нашим собственным, поэтому герои картины и получились такими живыми. Мы и сами снимались в этой картине: Алексей Дмитриевич в роли весёлого капитана, а я — матроса... О нас тогда говорили: «Два брата-акробата комедию ломают»; все считали, что фильм ляжет «на полку».

Потребовалось три месяца совместных усилий, чтобы завершить работу над сценарием. Наконец, он был представлен главному редактору производственно-художественного отдела «Совкино». Тот остался доволен сценарием и попросил ввести в него лишь несколько дополнительных сатирических эпизодов.

В том году Алексей Дмитриевич работал главным режиссёром в театре Вахтангова и к 10-летию Октябрьской революции ставил спектакль «Разлом» Лавренёва. На студии он бывал урывками, на монтаже я работал один, да и доделывать сценарий пришлось мне. Но на завершающем этапе мы снова крепко поработали вместе.

19-го января 1928-го года «Совкино» устроило общественный просмотр фильма в Первом Художественном кинотеатре, где, кстати, ранее были общественные просмотры фильмов Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин»» и «Октябрь». Публика приняла его восторженно, он шёл потом на всех экранах страны и за рубежом.

Хочу добавить, и я этим горжусь, что многие эпизоды знаменитого фильма Григория Александрова «Волга-Волга» в деталях повторяют эпизоды нашего фильма.

Успех первой совместно сделанной комедии окрылил нас с Поповым, и летом 1929-го года мы приступили с ним к съёмке новой комедии. Надо вам сказать, что первоначальный вариант сценария («Крупная неприятность» — В.С.) назывался «Золотая колесница».

Здесь я снова прерываю рассказы Михаила Степановича, чтобы в очередной раз похвалиться «находками».