Вернуться к У.А. Комиссарова. Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Борис Акунин)

3.4. Герой-трикстер в технократическом детективе Бориса Акунина «Планета вода»

В технократическом детективе Бориса Акунина «Планета вода» героем-трикстером является принц Наполеон. Наполеон или Нэп, как его называют друзья и сослуживцы, несет в себе черты безумного гения и разрушителя1. Однако он также выполняет и функцию демиурга, которая свойственна почти всем мифологическим (архаическим) трикстерам-первопредкам. Он создает собственный город под водой, под его руководством разрабатываются совершенно новые аппараты и виды оружия. Здесь также можно увидеть одну из важных трикстерных черт, которую можно назвать — созидание через разрушение, о ней говорит в своей статье «Культура и взрыв» Ю.М. Лотман2. В этой же работе ученый заостряет внимание на такой черте трикстера, как нестабильность, а та, в свою очередь, связана с сумасшествием, благодаря чему трикстер может действовать нестандартно. Эти качества мы и видим в Наполеоне — человек, который смог возвести город под водой, грезит о создании мирового порядка.

Также стоит сказать, что данный персонаж по своей природе амбивалентен и делит людей на две неравные части: братья (новый вид людей, жители Атланты) и расходный материал, который можно использовать как угодно3. Наполеона нельзя назвать однозначно отрицательным героем, но и отнести его к положительным также будет ошибкой. Отсюда и его двойственная природа, противоречивость характера.

Например, «Принц-Шарман» без колебаний готов погубить большую часть мира, но спасает больную девочку Беллинду, в которой смог увидеть «скрытую силу»4. Нэп представлен в произведении в роли антагониста, противника Фандорина (но при этом не является его злым двойником или тенью), от классического отрицательного персонажа Наполеона отличает амбивалентность.

* * *

Подведем итоги. Борис Акунин обращается к архетипу трикстера несколько раз. Чаще всего автор использует трикстера в роли антагониста главного героя (Иван Брилинг, Наполеон, князь Пожарский). Реже автор обращается к трикстерам, выполняющим функцию «проводника» (Ипполит Зуров). Акунинские персонажи-трикстеры восходят к одному мифологическому архетипу и одновременно — в авторской (и читательской) шкале ценностей — противостоят друг другу, играя разные сюжетные роли. Подобное распределение трикстерных функций — находка Бориса Акунина.

В некоторых случаях Акунин четко распределяет функции героев-трикстеров — один играет роль двойника и в сюжете романа выполняет функции антагониста (располагается на отрицательной шкале), другой является проводником-помощником с ярко выраженными комическими коннотациями (находится на шкале с знаком плюс) — подобное распределение мы видим в произведениях «Азазель» и «Планета вода». В случае же с князем Пожарским, который обладает и смеховым началом, выполняя функции антагониста, можно утверждать, что Акунин ставит данного героя на середину шкалы.

Такая любовь автора к героям-трикстерам не удивительна. Борис Акунин намеренно отказывается от классических отрицательных персонажей в своих романах. Поведение отрицательного героя чаще всего ожидаемо и закономерно, образ же героя-трикстера непредсказуем, а его амбивалентность позволяет автору усложнить сюжетное построение произведения.

Да и в целом образ полностью отрицательного героя практически исчезает со страниц литературных произведений, а на его замену приходит герой-трикстер почти всегда с ярко выраженным смеховым началом и моральной амбивалентностью. Кроме того, на смену классическому трикстеру постепенно приходит его более современный прототип, играющий роль злого гения, безумца, мошенника, вора и шута, более схожий с трикстером «советского периода» и трикстером из плутовских романов.

Примечания

1. Акунин Б. Планета Вода. М.: Захаров, 2015. 416 с.

2. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: «Гнозис», 1992. 263. С. 15.

3. Акунин Б. Планета Вода... С. 221.

4. Там же. С. 301.