Вернуться к А.В. Никулина. Музыка романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.2.2. Звучащая современность (патефон, радиоприемник)

Названные механические и электронные устройства в романе являются неотъемлемой частью жизни современной Москвы. Звучание «безумного вальса» в главе «Полет» остраняется в контексте звуковой атмосферы современности (радиоприемник). Вальс звучит «из открытого окна», «сыплется в переулке» (с. 238) подобно полонезу, который «вырывался из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов» (с. 65), сопровождая путь Ивана в главе «Погоня». Таким образом, радиоприемник становится лейтмотивной характеристикой реальной звуковой атмосферы московских глав.

В несколько ином контексте упоминается патефон:

И вот проклятая зелень перед глазами растаяла, стали выговариваться слова, и, главное, Степа кое-что припомнил. Именно, что дело вчера было на Сходне, на даче у автора скетчей Хустова, куда этот Хустов и возил Степу в таксомоторе. Припомнилось даже, как нанимали этот таксомотор у «Метрополя», был еще при этом какой-то актер не актер... с патефоном в чемоданчике. Да, да, да, это было на даче! Еще, помнится, выли собаки от этого патефона. (С. 89).

Сзади меня были сугробы, скрывшие кусты сирени, а впереди меня и внизу — слабенько освещенные, закрытые шторами мои оконца, я припал к первому из них и прислушался — в комнатах моих играл патефон. Это все, что я расслышал. Но разглядеть не мог. Постояв немного, я вышел за калитку в переулок. В нем играла метель. Метнувшаяся мне под ноги собака испугала меня, и я перебежал от нее на другую сторону. (С. 159).

Патефон в романе принадлежит сфере воспоминаний (упоминается и в главе «Нехорошая квартира», связываясь с образом Степы Лиходеева, и в главе «Явление героя», становясь частью звуковой атмосферы рассказа мастера, вспоминающего свою прежнюю жизнь). Негативные эмоциональные значения в параллелизме с воем собак восходят и к «вою толпы» иерусалимских глав. Сфера прошлого, отождествляемого со звучанием патефона как реалией минувшего, акцентирует роль сознания в восстановлении звуковых явлений посредством воспоминаний (слуховых эмоционально-образных ощущений).