Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Масонство

Некоторые сюжетные ходы и детали этого многослойного романа можно рассматривать сквозь призму масонства.

Нет свидетельств причастности Булгакова к какой-либо масонской ложе. Однако он был знаком с масонским движением с юности. Отец его Афанасий Иванович Булгаков, профессор Киевской духовной академии, был автором работы «Современное франкмасонство (Опыт характеристики)» (Киев, 1903). Другое сочинение на ту же тему — двухтомник «Масонство в его прошлом и настоящем» (1914—1915) — было в библиотеке Булгакова. С одним из видных русских розенкрейцеров Б.М. Зубакиным Булгаков мог познакомиться в 20-е годы на заседаниях «Никитинских субботников». А в Коктебеле писатель гостил со своей второй женой Л. Белозерской у Максимилиана Волошина, который в Париже в девятисотых годах вступил в масонскую ложу.

Прямых отсылок к масонству в романе не так уж много. Это, прежде всего, условное имя главного героя (в ранних редакциях он именовался Поэт, имел даже «рабочее» имя Фауст), так как в масонстве существует степень «мастер». С ним же связано и «коронование» завершившего свой подвижнический труд героя черной шапочкой с вышитой на ней буквой «М» (см. статью «Черная шапочка с буквой "М"»). Отсылает к масонству и один из вариантов названия романа — «Великий канцлер», — позднее отброшенный.

Афанасий Иванович Булгаков, отец писателя. Ок. 1906

Бриллиантовый треугольник на крышке портсигара и часов Воланда (см. статью «Треугольник») — настолько многозначный символ, что его невозможно твердо связать именно и только с масонством.

Интересен образ желтых цветов, которые несет Маргарита при первой встрече с Мастером (позднее в тексте они прямо названы мимозой). Мимоза — разновидность акации, которая в библейской традиции считалась символом бессмертия, почему ветвь акации и была возложена на тело первого мастера, легендарного строителя Соломонова храма. По другой версии, акация выросла на его могиле. Однако если допустить, что мимоза появляется в романе как священный для масонов цветок акации (см.: Белобровцева, Кульюс. Роман... Комментарий. С. 298), то непонятно негативное и пренебрежительное отношение к ней героев. «Отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут...» — говорит о них Мастер. Узнав, что цветы Мастеру не нравятся, Маргарита бросает их в канаву. После того как Мастер из вежливости подбирает их, она вновь бросает их на мостовую. Мимозе в этом разговоре противопоставлена роза, появление которой комментаторы пытаются связать с розенкрейцерами. Однако естественнее считать эту деталь чисто биографической — известно, что Булгаков очень любил этот цветок и, посылая письма Елене Сергеевне, клал в конверты лепестки алых роз (лепестки засохшей розы хранит и Маргарита в память о Мастере).

Рассмотрение многих других сюжетных ходов в свете масонства, например визита к Воланду (в интерпретации Б. Соколова — Гроссмейстеру) буфетчика Сокова как неудавшейся попытки быть принятым в ложу, представляется натяжкой.

Портрет Булгакова, сделанный на «Никитинских субботниках». 1923

Существеннее другое — масонская доктрина, как она изложена отцом Булгакова в его статье, вероятно, была созвучна писателю. «По принципу своему, не касаясь догматов, франкмасонский союз <...> учит уважать и чтить всякую форму исповедания, но прежде всего заботиться о том, чтобы члены его в жизни своей проявляли любовь и терпимость друг к другу. Масонство имеет дело только с человеком, стараясь сделать из своих членов хороших людей. <...> Указываемая будто бы вражда франкмасонства к христианству есть вымысел, опирающийся на ложные слухи, и есть следствие незнания истинного характера деятельности масонов. <...> Оно опирается на вечные основы всех верований, имеет в виду только нравственное достоинство своих последователей, предоставляя каждому полную свободу в его частных мнениях. <...> Из этого союза, — говорят франкмасоны, — не исключается тот, кто верует иначе, а лишь тот, кто хочет иного и живет иначе. Таков и есть франкмасонский союз. Он есть самое широкое соединение в пределах человечества, самый крайний круг, заключающий в себе все меньшие круги, и, кроме того, самая высшая форма союзной человеческой жизни в том смысле, что кроме него, действительно, не существует другого нравственно-религиозного соединения, имеющего в своей основе то, что есть общего у истинно добрых людей».

Вот это стремление апеллировать к добрым чувствам, изначально заложенным в каждом человеке, независимо от его вероисповедания, акцентированное в образе Иешуа, сближает его не только с Кантом, но и с масонами. (Вспомним, как после общения с Иешуа римлянин Пилат говорит Крысобою: «У вас тоже плохая должность, Марк. Солдат вы калечите».)