Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Амфитеатров

По утверждению Б. Соколова, «идею "доброго дьявола" Булгаков взял из книги А.В. Амфитеатрова "Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков" (1911)».

Не разделяя категоричности этого высказывания, так как нет уверенности в знакомстве Булгакова с этой работой Амфитеатрова, приведем, однако, выдержку из этой книги, позволяющую сопоставить ее с трактовкой Булгаковым «ведомства» Воланда и «ведомства» Иешуа Га-Ноцри:

«Нельзя не заметить, что понятие и образ злого духа, отличного от добрых, определяется в библейском мифотворчестве не ранее пленения. В Книге Иова Сатана еще является среди ангелов неба и отнюдь не рекомендуется заклятым противником Бога и разрушителем его создания. Это только дух-скептик, дух-маловер, будущий Мефистофель, близость которого к человеческому сомнению и протесту против фатума прельстит впоследствии так многих поэтов и философов. Власть его еще по доверенности от божества и, следовательно, одного с ним характера: она только служебность, истекающая из высшей воли. В бедствиях Иова он не более как орудие. Ответственность за необходимость непостижимых и внезапных страданий праведника божество собственными устами принимает на себя в знаменитой главе, которая даже нашего резонера Ломоносова сделала поэтом. Дьявол Книги Иова — скептик, дурно думающий о человеке и завидующий ему перед лицом Высшей Святости. Но, в конце концов, он только слуга по такого рода комиссиям, к которым Высшая Святость не может, так сказать, непосредственно прикоснуться, ибо это унизило бы идею ее совершенства. Это — фатум неба по злым делам».

Определенное влияние на Булгакова, по мнению Б. Соколова, мог оказать и роман Амфитеатрова «Жар-цвет», герои которого оказываются в психиатрической лечебнице.

А.В. Амфитеатров