Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Андрей Белый

Булгаковеды неоднократно проводили параллели между творчеством Булгакова и Андрея Белого.

Писателей связывала если не дружба, то знакомство, о чем свидетельствует обмен книгами с дарственными надписями: в библиотеке Булгакова был «Московский чудак» с автографом Белого, в библиотеке Андрея Белого — «Дьяволиада» с дарственной надписью Булгакова.

Б. Соколов сопоставляет образ Воланда с образом Эдуарда Эдуардовича фон Мандро из «Московского чудака» (см.: Соколов. Расшифрованный Булгаков. С. 266—274). А эпизод посещения буфетчиком Соковым «нехорошей квартиры» и превращения берета в кота — с эпизодом из того же романа Белого, где меховая шапка оказывается котом.

Соколов также полагает, что появление гостей на Весеннем бале полнолуния, восстающих из «полуистлевших гробов», навеяно стихотворением Андрея Белого «И опять, и опять, и опять...» (1918):

Из расколотых старых гробов
Пролетает сквозною струей —
Мертвецов, Мертвецов, Мертвецов —
Воскресающий радостный рой!

Такое сопоставление вызывает большие сомнения, так как известно декларируемое самим Булгаковым его равнодушие к поэзии. Если уж искать в русской литературе источник описания гостей на Великом бале сатаны, то уместнее обратиться к «повести Белкина» «Гробовщик» (указано Э. Безносовым).

Еще одна деталь романа — воспоминания Мастера о его жене («— Вы были женаты? — Ну да, вот же я и щелкаю... На этой... Вареньке... Манечке... Нет, Вареньке... еще платье полосатое, музей... Впрочем, я не помню») — связывает роман Булгакова с симфонией Андрея Белого «Возврат» (1905), где персонаж силится вспомнить имя жены, но вспоминает только цвет ее платья (указано в статье Г. Черниковой «О некоторых особенностях философской проблематики романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"»).

Андрей Белый

Однако этими частными сопоставлениями не исчерпывается связь Белого и Булгакова.

Обоих писателей, причислявших себя к гоголевской школе, объединяют (несмотря на разность эстетических и особенно идеологических позиций) мистические и апокалиптические мотивы в их творчестве и удивительное внимание к звуку и ритму фразы.

Очень важна и тема Вечного Города, Города с большой буквы, которая проходит через творчество обоих писателей. У Булгакова это Киев, Ершалаим, Москва (в произведениях второго ряда возникают также Рим, Константинополь, Петербург). У Белого — Петербург и Москва (о принципах воссоздания этих образов-символов см.: Фиалкова. Москва в произведениях М. Булгакова и А. Белого).