Вернуться к С.Д. Левина. Модально-референциальные аспекты модернистского текста (на материале произведений М.А. Булгакова и В.В. Набокова)

Выводы

1. Модальная семантика художественного текста, особенно текста литературы XX века, очень тесно связана с коммуникативными стратегиями, используемыми в нем. Одно из важнейших различий этих стратегий — ориентация на описание возможного или действительного мира. В соответствии с ней можно различать два типа дискурса — реально-проективный и игровой. Несмотря на то, что, на первый взгляд, модальные значения реально-проективного дискурса соотносимы со значениями реальности и достоверности, а игрового — ирреальности и недостоверности, акцентирование этих типов дискурса в романе Набокова «Подвиг» и романе Булгакова «Мастер и Маргарита» приводит как к усложнению модальной семантики внутри дискурса, так и к установлению очень сложной системы модальных значений целого текста.

2. Главной чертой игрового дискурса, влияющей на модальную семантику речевого произведения и на характер его соотношения с действительностью, является изменение первичного соотношения означаемого и означающего, и язык оказывается важнее реальности.

3. Можно выделить два семантических процесса, определяющих модальный план анализируемых романов: материализация и деформация знака. Результатом действия этих процессов оказывается отсутствие четкой границы между разными реальностями текста.