Вернуться к Е.А. Яблоков. Михаил Булгаков и мировая культура: Справочник-тезаурус

Живопись, скульптура, архитектура

Александру II (царю-освободителю) памятник (1907) в Софии; автор — итальянский скульптор А. Цокки.

[БГ] С. 203. Конно-медный Александр II в трепаном чугунном мыле бакенбард, в конном строю, раздраженно косился на художественное произведение Лебідя-Юрчика и ласково — на лампу-царевну.

Примеч.: Судя по всему, статуэтка на столе у Василисы — копия памятника.

Александру III памятник (1912) в Москве; скульптор А.М. Опекушин.

В 1918 г. памятник разрушили; сохраненный постамент предназначался для монумента «Освобожденный труд», но проект не был осуществлен; остатки постамента снесены в 1931 г., когда уничтожался храм Христа Спасителя.

[Дневник] С. 456. Удалось уйти у постамента Александру.

[МосКр] С. 226. За храмом, где некогда величественно восседал тяжелый Александр III в сапогах гармоникой, теперь только пустой постамент. Грузный комод, на котором ничего нет и ничего, по-видимому, не предвидится.

Архитекторов Первый всесоюзный съезд, проходил в июне 1937 г. в Колонном зале Дома Союзов в Москве.

[ММ] С. 345. Балычок имею особенный... у архитекторского съезда оторвал...

Богдану Хмельницкому памятник (1888) в Киеве; автор — М.О. Микешин.

Надписи на постаменте (до 1919 г.): «Волим под царя восточного, православного»; «Богдану Хмельницкому — единая неделимая Россия».

[БГ] С. 390. ...сидел Богдан Хмельницкий и булавой, чернея на небе, указывал на северо-восток.

С. 391. ...по скале поднимались на лестницу серые, опоясанные лихими ремнями и штыками, пытались сбить надпись, глядящую с черного гранита.

Васнецов Виктор Михайлович (1848—1826), художник.

[ЗНМ] С. 412. Где, бишь, монашки? Черные, белые, тонкие, васнецовские?..

Примеч.: Возможно, имеется в виду стиль сделанных Васнецовым росписей Владимирского собора (1895—1896) в Киеве.

[СС] С. 202. — Как ее фамилия? <...>

— Васнецова...

Владимиру святому, крестителю Руси, памятник (1853) в Киеве; скульпторы И. Демут-Малиновский и П. Клодт.

[БГ] С. 219. Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира...

[ЗП] С. 551. ...крест на чугунном Владимире в неизмеримой высоте горел над замерзшим Днепром.

[КиевГ] С. 307. ...электрический крест св. Владимира, висящий в высоте...

«Всадница» (1832), картина К.П. Брюллова.

[ММ] С. 365. ...сидящая в седле, как амазонка...

Примеч.: Мифические амазонки скакали на лошадях верхом. Возможно, имеется в виду, что Маргарита сидит в женском седле (т. е. боком), как на картине Брюллова, где изображена сидящая на черном коне женщина в атласно светящейся одежде.

Гоголю Н.В. памятник (1909) в Москве; скульптор Н.А. Андреев. До 1951 г. находился на Пречистенском (ныне Гоголевский) бульваре; ныне — возле Дома Н.В. Гоголя (дом 7а по Никитскому бульвару).

[АНК] С. 636. ...проходя мимо Николая Васильевича Гоголя, сидящего на Арбате...

«Голгофа» панорама (1902) на евангельский сюжет (авторы — Г. Фрош, И. Крюгер, С. Фабианский) на Владимирской горке в Киеве, перевезенная туда после Венской выставки 1892 г. и размещенная в специальном павильоне, построенном по проекту архитектора В. Римского-Корсакова.

[БГ] С. 268. ...ходу нет в верхний Город мимо панорамы...

[ММ] С. 34. ...конвоировать преступников, повозки с приспособлениями для казни и палачей при отправлении на Лысую Гору...

Примеч.: Как подчеркивает М. Петровский, Булгаков придает античному Иерусалиму черты Киева — например, название Голгофа ассоциируется с Лысой Горой (по народным поверьям, место ведьмовских шабашей). Основанием для подобного сближения служила, в частности, киевская «Голгофа».

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891), картина И.Е. Репина.

[ЗППТС] С. 550. — Запорожцы пишут письмо турецкому султану, картина знаменитого художника Айвазовского!

Иерусалимский храм, символ объединения Израильского царства, построен при царе Соломоне в 950 г. до н. э.; в 586 г. до н. э. разрушен вавилонянами. В 537—515 гг. до н. э. возведен Второй храм, который был фактически перестроен Иродом Великим. Разрушен при взятии Иерусалима Титом (70 г.).

[ММ] С. 20. — Так это ты подговаривал народ разрушить ершалаимский храм?

Ирода дворец в Иерусалиме (Ирод I Великий — царь Иудеи в 40—4 гг. до н. э.).

[ММ] С. 19. ...в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого...

Лассалю Ф. памятник (Фердинанд Лассаль — деятель немецкого рабочего движения, социалист) в Петрограде/Ленинграде, на проспекте 25 Октября (Невском), у здания бывшей Городской думы; установлен в 1923 г. вместо гипсового бюста (открытого в 1918 г.). В 1937 г. был снят.

[Типаж] С. 676. — В том месте, где трамваи поворачивают с проспекта 25 Октября к «Европейской» гостинице и где стоит...

— Громаднейший бюст! — подтвердил я.

Лебрен Шарль (1619—1690), придворный живописец Людовика XIV.

[ЖГДМ] С. 320. ...Лебрен...

Левитан Исаак Ильич (1860—1900), художник.

[ППК] С. 570. ...над диваном картина Левитана <...> И сам Левитан рядом.

Лево Луи (1612—1670), первый архитектор Версаля.

[ЖГДМ] С. 320. Архитектор Лево...

Марксу К. памятник (1922) в Киеве; скульптор И. Чайков; памятник был выполнен в кубистической манере. В 1933 г. снят.

[КиевГ] С. 315. Слов для описания черного бюста Карла Маркса, поставленного перед Думой в обрамлении белой арки, у меня нет.

Примеч.: Ср. фрагмент очерка О. Мандельштама «Киев» (1926): «Против бывшей Думы — Губкома — Марксов памятник. Нет, это не Маркс, это что-то другое! Может, это замечательный управдом или гениальный бухгалтер? Нет, это не Маркс» (Мандельштам 1969, т. 3, с. 7).

«Мефистофель» (1883), скульптура М.М. Антокольского, находящаяся в Русском музее в Санкт-Петербурге.

[ММ] С. 348. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя...

Примеч.: Г. Лесскис отметил, что поза Воланда напоминает статую Антокольского.

Минину К. и Пожарскому Д.М. памятник (1818) в Москве; скульптор И.П. Мартос.

[ПСН] С. 286. ...у дверей, ведущих к памятнику Минина и Пожарского...

Примеч.: До 1931 г. памятник находился в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа); затем был перемещен к собору Василия Блаженного.

Миньяр Пьер (1612—1695), известный художник, сделавший несколько портретов Мольера.

[ЖГДМ] С. 282. ...знаменитый художник Пьер Миньяр.

«Мольер» фонтан-памятник (1843) в Париже; архитектор Л. Висконти.

[ЖГДМ] С. 231. Он увидел бы в том месте теперешнего Парижа, где под острым углом сходятся улицы Ришелье, Терезы и Мольера, неподвижно сидящего между колоннами человека. Ниже этого человека — две светлого мрамора женщины со свитками в руках. Еще ниже их — львиные головы, а под ними — высохшая чаша фонтана.

Примеч.: Изображая фонтан, Булгаков использовал описание, присланное по его просьбе братом Николаем Булгаковым, жившим в Париже: «Раньше это был самостоятельный памятник-фонтан, но лет двадцать тому назад он переделан и соединен с лежащим позади него домом. С тех пор он перестал быть фонтаном, и вода из львиных голов не течет. Фигура сидящего Мольера вылита из бронзы, почерневшей от времени <...> Пьедестал, фигуры женщин по бокам, львиные головы и чаша фонтана — все это выточено из светло-серого мрамора».

[КС] С. 318. Бутон. Мэтр, вам памятник поставят. Девушка у фонтана, а изо рта у нее бьет струя.

Мольера бюст (1790-е гг.) в Париже, установлен Французской Академией. Надпись на постаменте: «Rien ne manque à sa gloire, Il manquait à la nôtre» (перевод в черновых рукописях Булгакова: «Для его славы ничего не нужно. Он нужен для нашей славы»).

[КС] С. 279.

Rien ne manque à sa gloire,
Il manquait à la nôtre.

Пашкова дом (1768) в Москве; архитектор В.И. Баженов. С 1862 г. Румянцевский музей; ныне одно из зданий РГБ.

[ММ] С. 348. ...на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве...

Примеч.: В Румянцевском музее до 1913 г. экспонировалась картина А. Иванова «Явление Христа народу»; с началом ремонта была перемещена в запасник, где хранилась до 1925 г. (затем передана в Третьяковскую галерею).

Первопечатнику Ивану Федорову памятник (1909) в Москве; скульптор С.М. Волнухин.

[СорСор] С. 283. Мимо первопечатника Федорова...

Проект и модель памятника III Коммунистическому Интернационалу (1920) В.Е. Татлина («Башня Татлина»).

[СВБлок] С. 259. По сравнению с ним проект Татлина может считаться образцом ясности и простоты.

Пушкину А.С. памятник (1880) в Москве; скульптор А.М. Опекушин.

[ММ] С. 73 — близехонько от него стоит на постаменте металлический человек, чуть наклонив голову, и безразлично смотрит на бульвар.

[МосКр] С. 229. Александр Сергеевич Пушкин, наклонив голову, внимательно смотрит на гудящий у его ног Тверской бульвар. О чем он думает — никому неизвестно...

[ПНК] С. 428. Приезжаем сегодня к Пушкину...

[ПЧ] С. 233. Попросили указать предприятие. Извольте. На Тверском бульваре, как раз против Страстного монастыря, перейдя улицу, и называется — «Пампуш на Твербуле».

[РМД] С. 446. ...штаны как чугунные на памятнике поэта Пушкина, в Москве...

[ЧашаЖ] С. 266. Пушкин стоит, на даму смотрит, а дама на Пушкина.

«Распятие» (1838), картина К.П. Брюллова, написанная для лютеранской церкви святых Петра и Павла в Петербурге.

[АП] С. 490. ...по поводу брюлловского распятия.

Растрелли Бартоломео (ок. 1700—1771), архитектор.

[ХО] С. 386. — Растрелли строил.

Свободы статуя (1920), установленная возле обелиска Свободы в Москве.

[ЗК] С. 108. Зоя. <...> Но вы вошли ко мне, как статуя свободы.

Примеч.: Возможно, имеется в виду именно «московская» статуя.

Свободы (Конституции) обелиск (1918) в Москве на бывшей Скобелевской площади, которая после установки обелиска стала называться площадью Свободы (ныне Тверская); поставлен в ознаменование принятия первой советской Конституции. Сейчас на его месте памятник Юрию Долгорукому.

[БЛК] С. 297. ...на балкончике под обелиском Свободы...

Тимирязеву К.А. памятник (1923) в Москве; скульптор С.Д. Меркуров.

[ММ] С. 351. ...мы кинулись к Тимирязеву!..

Толстого Л.Н. портрет (1901) работы И.Е. Репина.

[Таракан] С. 501. ...Львом Толстым, босым и лысым...

Примеч.: Портрет был широко известен по открыткам и репродукциям.

Фаберже Густав и его сын Петер Карл, известные российские ювелиры.

[ММ] С. 75. ...вдова ювелира де Фужере.

Примеч.: Фамилия Фаберже комично «скрещена» со словом «фужер». Вместе с тем в [ЖГДМ] упоминается имя придворного врача Эли Беда сьёра де Фужере (с. 354).

Храм Христа Спасителя (1883) в Москве; архитектор К. Тон. В 1931 г. был разрушен (в 1990-х гг. восстановлен).

[МосКр] С. 226. По Кремлевской набережной летит к храму Христа.

[РЯ] С. 49. ...рядом с темной и грузной шапкой храма Христа...

Цепной (Николаевский) мост (1853) в Киеве; проект Ч. Виньоля. В 1920 г. взорван отступавшими поляками; в 1925 г. был воссоздан на основе сохранившихся фрагментов и чертежей; получил имя Евгении Бош (революционерка и участница Гражданской войны на Украине); в 1941 г. уничтожен советскими войсками при отступлении. Ныне примерно на этом месте находится метромост.

[БГ] С. 421. ...у входа на Цепной мост через Днепр...

[ВНТЧ] С. 511. ...доктора Бакалейникова сбросили с моста.

[ЗП] С. 402. ...кинулся с Цепного моста вниз головой.

[КиевГ] С. 308. Наши же европеизированные кузены вздумали щегольнуть своими подрывными средствами и разбили три моста через Днепр, причем Цепной — вдребезги.

[НПД] С. 433. Я сутки провел на обледеневшем мосту.

Челлини Бенвенутто (1500—1571), итальянский скульптор, ювелир и живописец.

[ВМ] С. 637. ...товарищ Бенвенутто Челлини?