Вернуться к Е.А. Яблоков. Михаил Булгаков и мировая культура: Справочник-тезаурус

Кинематограф

«Веселые ребята» (1934), фильм режиссера Г. Александрова, съемки которого проходили в Гаграх; там же в сентябре 1933 г., во время съемок, были арестованы авторы сценария Н. Эрдман и В. Масс — знакомые Булгакова.

[ИВ] С. 440. Зинаида. <...> Я не интересуюсь больше вашими «Золотыми яблоками» в Гаграх!..

Примеч.: Возможно, намек на фильм «Веселые ребята».

«Вокруг света в 18 дней» (1922), экранизация романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» (см. также соответствующую статью в разделе «Зарубежная художественная литература»); режиссеры Р. Эстон и Р.Ф. Хилл (США).

[Чертовщина] С. 523. ...«Вокруг света в 18 дней».

«Дочь Монтецумы», фильм по одноименному роману (1893) Р. Хаггарда.

[Чертовщина] С. 523. Над их головами висела «Дочь Монтецумы»...

«Индийская гробница» (1921), приключенческая драма режиссера Джо Майо (Германия).

[Чертовщина] С. 525. ...спеца с рукавицами прижал к «Индийской гробнице»...

«Крест и маузер» (1925), приключенческий художественный фильм режиссера В. Гардина.

[РПетя] С. 625. ...раковина сказала ей басом: «Крест и маузер!»...

«Кровь и песок» (1922), экранизация одноименного романа Бласко Ибаньеса.

[Чертовщина] С. 524. «Производство мяса» шло вчера, а сегодня «Кровь и песок».

«Крылья холопа» (1926), фильм режиссера Ю. Тарича по сценарию К. Шильдкрета (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»), В. Шкловского и Ю. Тарича.

[ИВ] С. 437. Иоанн. Так это, стало быть, такую ты машину сделал? Ох-хо-хо!.. У меня тоже был один такой... крылья сделал... <...> Я его посадил на бочку с порохом, пущай полетает!..

«Межрабпом Русь», кинотеатр на Триумфальной площади в Москве (до революции — кинематограф Ханжонкова). Впоследствии кинотеатр имел названия «Горн», «Москва»; сейчас — «Дом Ханжонкова» (здание перестроено).

[ММ] С. 154—155. ...побежал через широкую улицу на противоположный угол у кинотеатра...

«Мессалина» (1923), фильм режиссера Э. Гуаццони (Италия); шел в московских кинотеатрах в апреле 1925 г.

[ЗКФФК] С. 645. ...«Мессалина» — такого имени нет, а это картина в кинематографе.

«На берегах Юкона», фильм о золотоискателях в Клондайке, шел в московских кинотеатрах в апреле 1925 г.

[Караул] С. 553. ...побывавшему «На берегах Юкона».

«Омоложение» (1924), научно-популярный фильм, снятый ленинградским отделением киностудии «Пролеткино». Его «постановщиком» (вероятно, автором сценария) был профессор Воскресенский (Жизнь искусства. 1924. № 34, с. 24). Обнаружить ленту в архивах пока не удалось.

[СС] С. 133. ...профессор Преображенский!

Примеч.: Возможно, фильм стимулировал возникновение замысла булгаковской повести.

«Процесс о трех миллионах» (1926), фильм Я. Протазанова по роману итальянского писателя У. Нотари «Три вора».

Кульминация в фильме — сцена суда над воришкой Тапиокой (И. Ильинский): после вынесения приговора блестящий «светский» вор Каскарилья (А. Кторов) обращается к публике с кафедры с признанием, что деньги украдены им. В ответ на слово «вор» Каскарилья кричит: «А вы все разве не воры? Посмотрим!» — после чего начинает разбрасывать банкноты (как выясняется позже — фальшивые), которые публика бросается подбирать. В возникшей всеобщей потасовке Каскарилья и Тапиока благополучно скрываются.

[ММ] С. 121—122. ...из-под купола, ныряя между трапециями, начали падать в зал белые бумажки. <...> Через несколько секунд денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить. <...> В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» И другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам так толкану!» И вдруг послышалась плюха.

Примеч.: Р. Янгиров предположил, что эпизод фильма послужил прообразом сцены булгаковского романа.