Вернуться к Публикации

А.Н. Барков. Метла Маргариты. Ключи к роману Булгакова

Эта книга — о знаменитом романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». И еще — о литературном истэблишменте, который Михаил Афанасьевич назвал Массолитом. В последнее время с завидной регулярностью выходят книги, в которых обещают раскрыть все тайны великого романа. Авторы подобных произведений задаются одними и теми же вопросами, на которые находят не менее предсказуемые ответы.

Стало чуть ли не традицией задавать риторический вопрос: почему Мастер не заслужил «света», то есть, в чем заключается его вина. Вместе с тем, ответ на него следует из «открытой», незашифрованной части романа, он лежит буквально на поверхности.

Критик-булгаковед Альфред Барков предлагает альтернативный взгляд на роман и на фигуру Мастера. По мнению автора, прототипом для Мастера стал не кто иной, как Максим Горький. Барков считает, что дата смерти Горького (1936 год) и есть время событий основной сюжетной линии романа «Мастер и Маргарита». Читайте и удивляйтесь!

Содержание

I. В тупике стереотипов

  • Глава I. «Торжественный смысл слова "Мастер"»
  • Глава II. Мастер — имя нарицательное
  • Глава III. От Ивана Николаевича до Иванушки, или Почему Мастер не заслужил «света»?
  • Глава IV. «Это ты ли, Маргарита?»
  • Глава V. «Верная, вечная...»
  • Глава VI. Поцелуй вампира

II. Система ключей в романе

III. М. Горький — прототип булгаковского Мастера

IV. «Сталин советской литературы»

  • Глава XIX. Если нечего есть — есть ли все-таки человеческое мясо?
  • Глава XX. «Неужели, неужели?..»
  • Глава XXI. Так зародилась горьковщина
  • Глава XXII. «Конец романа — конец героя — конец автора» («Мертвец, хватающий живых»)

V. Метла Маргариты

VI. Кладбище булгаковских пьес

  • Глава XXIX. Семнадцатая глава «Театрального романа»
  • Глава XXX. Самая ранняя дата
  • Глава XXXI. Седой финдиректор в интерьере Театра
  • Глава XXXII. Центурион вампиров
  • Глава XXXIII. Рыжая ведьма за пишущей машинкой
  • Глава XXXIV. Треснувший монокль темно-фиолетового рыцаря
  • Глава XXXV. Пусть рыцарь — друг, но истина — дороже?

VII. Рукописи, которые не горят

VIII. «Козлиный пергамент»

IX. Два «зеркала русской революции»