Вернуться к Е. Бровко. Мастер и Москва

Фотоателье Наппельбаума

Улица Кузнецкий Мост, дом 5. 1910-е гг. Ателье Наппельбаума находилось на углу Петровки и Кузнецкого Моста в доме Анненковых (слева на фотографии), который был построен в 1776 году для генерал-губернатора Сибири

Улица Петровка. 2016 г. Дом № 5 был разрушен при расширении Петровки в 1946 году

Моисей Наппельбаум, 14 июля 1926 г.

Михаил Булгаков (фотография Моисея Наппельбаума), 1928 г.

В первой половине 1920-х годов Кузнецкий Мост был одним из часто посещаемых Булгаковым мест. Здесь находилась редакция издательства «Недра», напечатавшего первый сборник писателя. Там же, на углу Петровки и Кузнецкого, Булгаков купил четвертый номер журнала «Россия», в котором была опубликована часть «Белой гвардии». Кузнецкий появляется и в столичных очерках Булгакова о расцветающей нэповской Москве.

Там же, на Кузнецком Мосту, в доме 5/5 располагалось известное фотоателье Моисея Соломоновича Наппельбаума. Фотографу позировали известнейшие люди эпохи — от Анны Ахматовой и Бориса Пастернака до Владимира Ленина и Феликса Дзержинского. Николай Корнеевич Чуковский писал о нем: «Он носил просторные бархатные куртки, какие-то пелерины... Свои фото он ретушировал так, что в них появлялось что-то рембрандтовское».

Булгаков очень любил фотографироваться и охотно дарил фотокарточки с автографами и дарственными надписями своим друзьям и родным. Неудивительно, что в 1928 году Моисей Наппельбаум сделал один из самых удачных портретов Михаила Булгакова. Это был очень непростой год для писателя — Главрепертком запретил постановку пьесы «Бег», пьесы «Зойкина квартира» и «Дни Турбиных» по требованию цензуры были сняты со сцен столичных театров. Но следующий год оказался еще труднее. В 1929-м были сняты со сцены и запрещены все пьесы Булгакова (он писал в это время Горькому: «Все, что написано мной за 10 лет работы в СССР, уничтожено»), у него не было заработка и средств к существованию, за границу, несмотря на многочисленные заявления и просьбы, его не выпустили. Булгаков чувствовал себя загнанным и затравленным. Складка у губ, печальный и мудрый взгляд на фотографии передают состояние писателя накануне «года катастрофы».