Вернуться к Ю.В. Стишковская, И.А. Шевченко. «Мастер и Маргарита»: основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения

Идейно-художественная роль сил Зла в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в течение шестидесяти лет вызывает оживленные споры читателей. Осмысление проблем, поставленных в произведении, требует напряженной работы ума и души.

Булгаков писал роман на протяжении десяти лет, поэтому в нем отразились изменения в мировоззрении писателя, отголоски тех произведений, над которыми работал автор: фантастика и мистика, перемещение во времени, мотивы рыцарской чести, драматическая судьба творческой личности. Задумывался «Мастер и Маргарита» как «роман о дьяволе», и поэтому многие считают его апологией темной силы, которая может изменить мир. Однако идейно-художественная роль образов Воланда и его свиты гораздо сложнее и многограннее.

Какими изображены силы Зла в романе? Воланд возглавляет мир потусторонних сил, он «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Во многом он напоминает Мефистофеля, да и само его имя взято из «Фауста» Гете. Портрет Воланда меняется на протяжении романа, но неизменными остаются глаза героя: «правый глаз черный, левый почему-то зеленый», «правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый — пустой и черный, вроде как узкое игольное ушко, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней». При первой встрече Воланд описан скорее сатирически. Его портрет заключается фразой: «Словом — иностранец». Таким образом, перед нами «странный» и одновременно «странствующий» герой, который пришел на землю, чтобы вершить судьбы людей, показать им, что человеческая жизнь не зависит от их желаний.

Воланд многолик и могуществен. Он по-разному объясняет свое появление в Москве, надевает разные маски. Этот персонаж владеет главными знаниями: прошлым и будущим людей, их мыслями.

Воланда сопровождает свита, беспрекословно подчиняющаяся хозяину. Коровьев, которого Воланд называет Фаготом, представляется то переводчиком профессора-иностранца, то регентом церковного хора. Это «прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый пиджачок ... гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая... глазки маленькие и глумливые». Он напоминает черта, который может принять любой вид: то пьяницы регента, то переводчика, то мошенника, то хулигана-поджигателя. На пару с Бегемотом они творят настоящие безобразия в городе, но в конце романа Коровьев вдруг превращается в мрачного демона, темно-фиолетового рыцаря, в котором вряд ли узнаешь Фагота. Он летит с мрачнейшим, никогда не улыбающимся лицом и думает о чем-то своем. Когда-то давно этот герой очень неудачно пошутил о свете и тьме, но теперь оплатил свой счет.

Азазелло выполняет в романе карающую функцию. Он отправляет Степу Лиходеева в Ялту, спускает с лестницы корыстного дядю Берлиоза, убивает предателя барона Майгеля. Правда, Маргарита принимает его в Александровском саду за коварного обольстителя. Он предстает перед ней человеком «маленького роста, пламенно-рыжим, с клыком, в крахмальном белье, в полосатом добротном костюме, в лакированных туфлях и с котелком на голове». Именно Азазелло изобрел волшебный крем, который подарил Маргарите и благодаря которому она и стала ведьмой и обрела способность летать.

В последней сцене этот герой является читателю в «своем настоящем виде... как демон-убийца»: «Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно безобразный нелепый клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное».

Кот Бегемот — самый забавный из «потусторонних» героев Булгакова. Этот «жутких размеров» черный кот-оборотень очень неприятно «шутит» с людьми, ездит без билета в трамвае, пьет водку и заигрывает с Маргаритой. Он может кривляться при самом Воланде, но по первому замечанию хозяина умолкает.

Бегемот объедается в квартире № 50, безобразничает в Торгсине. Сцены с его участием очень смешат читателя, несколько снимая психологическое напряжение. И тем необычнее выглядит финал романа с участием этого героя: «Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире».

Кроме того, в свите Воланда появляется Гелла — женщина-вампир. Эта зеленоглазая красавица очень похожа на ведьму. Она выполняет функции помощницы в сценах в Варьете, в «нехорошей» квартире, на балу у Сатаны.

Основные идейные функции сил Зла в романе карающая и сатирическая. С помощью Воланда и его свиты Булгаков обличает человеческие пороки и раскрывает негативные явления московской жизни. Эти обличения одновременно и ужасающие, и смешные. Пьяница, бездарь и бездельник Степа Лиходеев, директор театра Варьете, оказывается заброшенным из Москвы в Ялту без документов и без денег. Однако за свои грехи он наказан очень легко, и спустя время мы видим его директором гастронома. Никанор Иванович Босой, председатель жилтоварищества дома № 302-бис, попадает в тюрьму за махинации с валютой. И, хотя он не имеет к этой валюте никакого отношения, председатель поплатился за взяточничество. Наказаны «нечистой силой» (Воландом) дядюшка Берлиоза за желание обладать московской квартирой и буфетчик театра Варьете за мошенничество.

Публично осмеяны зрители Варьете, поддавшиеся на уловки «нечистой силы», сыгравшей на низменном желании публики разбогатеть, не прилагая к этому никаких усилий. Те, кто польстился на бесплатную одежду, оказались раздетыми донага на улице перед театром.

Сурово наказан финдиректор Римский: после встречи с вампиром-Варенухой и ведьмой Геллой в считанные минуты он превратился в седого старика с трясущейся головой.

Но страшнее всех поплатился глава МАССОЛИТа Берлиоз. Это герой-атеист, который признает только раз и навсегда заученные прагматические истины. Он не привык к необыкновенным явлениям, не верит в Бога и пять кантовских доказательств Его существования давно сдал в архив. Он не способен на полет фантазии, а это непростительно писателю. На Великом балу, обращаясь к отрезанной голове Берлиоза, Воланд говорит о том, что «каждому будет дано по его вере». И именно «нечистая сила» воздает в Москве каждому по заслугам. Литературные критики нередко отмечают субъективность булгаковского взгляда на современную ему действительность, имея в виду узкое сатирическое изображение обывательских и окололитературных нравов. Но, зная судьбу Булгакова и непростую творческую историю романа «Мастер и Маргарита», можно понять, почему с такой иронией автор изображает нравы писательской среды.

И тем не менее силы Зла не только обличают пороки того времени, они соединяют Мастера и Маргариту, возвращают Мастеру сожженный им роман. Они способны оценить глубину чувств и мастерство писателя, который интуитивно угадал смысл человеческой трагедии, совершившейся тысячу лет назад.

Кульминацией романа является бал Сатаны, который происходит в нехорошей квартире № 50, раздвинутой писательским воображением до невероятных размеров. «Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов». Перед Маргаритой, избранной королевой бала, вереницей проходят убийцы, отравители, палачи, развратницы. Это собрание Зла отражает все то, что происходит в сознании героини, — мучающая ее измена мужу, мысль о самоубийстве, ненависть к гонителям Мастера. Выдержав все испытания, выпавшие на ее долю, Маргарита с помощью Воланда вернула себе возлюбленного. Именно Воланд подарил Мастеру и Маргарите вечный покой.

Фантастические события, связанные с появлением в Москве «нечистой силы», позволили Булгакову развернуть перед нами панораму неприглядной московской жизни. Воланд и его свита безжалостно обнажают человеческие пороки и наказывают их обладателей. Но парадокс романа заключается в том, что Зло в то же время возвращает нравственность и порядочность, утверждая заповеди Христа. Да, это происходит, однако в финале романа Воланд со свитой покидает Москву, унося с собой в вечный покой Мастера и Маргариту, а те, кто закрывал писателю пути к творчеству, остаются.

«Что делало бы твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?» — спрашивает Левия Матвея Воланд в одной из последних глав. Содержание романа показывает, что Зло вершит свой суд и расправу над тем, кто только и подлежит его суду, и воздает по заслугам тем, кто действительно заслужил «вечный покой».