Любовь... Прекрасное чувство, которое сопровождает человека в жизни. Оно дает силы, нравственно возвышает и дарует способность творить. Любовь, поразившая Мастера и Маргариту, дарована им свыше как суровое испытание и одновременно как великая награда.
О том, как произошла встреча Мастера и Маргариты, мы узнаем из рассказа героя, который с волнением вспоминает об этом. Тогда он был свободен — материальные проблемы его не тревожили, и писатель полностью посвятил себя роману о Понтии Пилате. С Ней он встретился на Тверской. Маргарита несла в руках «отвратительные, тревожные желтые цветы». Мастер был уверен, что она увидела в толпе людей именно его. А он был поражен одиночеством в ее глазах.
Мастер пошел за Маргаритой, и она первой заговорила с ним. Спустя некоторое время они уже шли рядом и разговаривали, как будто расстались только вчера. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» — вспоминает Мастер. Маргарита же утверждала, что любили они друг друга давно, не зная, никогда ранее не видя.
Мастер когда-то был женат, но он не помнил даже имени своей жены. Маргарита тоже была несчастлива в браке, хотя многие женщины могли бы позавидовать героине: она была женой очень крупного специалиста, не нуждалась в деньгах, жила в особняке, общалась с интересными людьми. Но она не знала счастья. «Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек?..» — спрашивает читателя Булгаков. Ей нужна была любовь, ей нужен был он — Мастер. Только встретившись с ним, героиня обрела истинное счастье.
Маргарита стала приходить к Мастеру каждый день, готовила ему завтрак. Когда шел дождь, они растапливали печь и пекли картофель. Мастер работал, а Маргарита перечитывала написанное. Она сулила славу, торопила Мастера. Это она назвала его так и сшила ему шапочку, украшенную буквой «М». Любовь окрылила писателя и дала ему новые творческие силы.
Это были самые счастливые дни для влюбленных. Но когда произведение было окончено, начались неприятности. Роман не мог быть опубликован, потому что был написан на «странную» для того времени тему. В газетах появились критические статьи, называющие Мастера «врагом» и «богомазом», предлагающие «ударить по пилатчине». Для Мастера это был страшный период. Маргарита же была в бешенстве. Она даже хотела отравить одного из критиков.
Настали совершенно безрадостные дни: Маргарита уходила гулять одна, а у Мастера появился друг — Алоизий Могарыч, который затем беззастенчиво предаст его.
Статьи не прекращались, и писатель стал бояться их. Наступила стадия психического заболевания. Маргарита не могла не чувствовать, что с Мастером происходит неладное. Она переживала за него, побледнела, осунулась.
Однажды, когда Маргарита ушла домой, Мастер почувствовал себя очень плохо. Он молил Маргариту услышать его призыв о помощи, но возлюбленная не приходила. И тогда Мастер сжег свой роман. В тот момент, когда огонь пожирал листы, Маргарита вернулась. Любящее сердце почувствовало, что с любимым стряслась беда. Она пыталась спасти написанное, но смогла сохранить только несколько листов. Маргарита плакала и клялась спасти Мастера, видя в том, что происходило с ними, свою вину — ведь она обманывала мужа, а это грех. Она приняла решение навсегда уйти к Мастеру. «Потерпи несколько часов, — сказала она ему. — Завтра я буду у тебя». Но Мастер не дождался Маргариту. Ночью к нему кто-то постучал, и он, напуганный, ушел из дома и направился в клинику доктора Стравинского для душевнобольных. Так он отказался от своего романа и своей возлюбленной.
Рассказывая Ивану Бездомному о себе, Мастер был уверен, что Маргарита уже вычеркнула его из своей жизни. Но любящая женщина ни на минуту не забывала Мастера. «В... мучениях прожила Маргарита Николаевна всю зиму и дожила до весны». В тот день, когда в Москве происходила кутерьма, связанная с появлением Воланда и его свиты, Маргарита проснулась с необычным чувством. «Я верую! — шептала Маргарита торжественно, — я верую! Что-то произойдет! Не может не произойти, потому что за что же, в самом деле, мне послана пожизненная мука?» Накануне ночью ей приснился странный сон, в котором она увидела Мастера. До этого он никогда не снился ей, а тут поманил ее за собой. Означать это для Маргариты могло либо смерть, если ее звал к себе умерший Мастер, либо скорую встречу с живым возлюбленным. Потому и проснулась Маргарита с надеждой на что-то необычное.
В этот день ей захотелось прикоснуться к тем вещам, которые ей были дороги: старому альбому с фотокарточкой Мастера, его сберегательной книжке, лепесткам засохшей розы и листкам из романа. Героиня стала перечитывать сохранившиеся отрывки романа и плакать. Потом она оделась и вышла на улицу. По дороге она услышала странную историю гибели Берлиоза — председателя МАССОЛИТа — и даже увидела его похороны.
На скамейке в Александровском саду Маргарита вдруг познакомилась со странным человеком. Сначала ей показалось, что он заигрывает с ней, но потом выяснилось, что у него совершенно другие намерения. Неизвестный гражданин, а это был Азазелло, намекнул ей на то, что если она согласится с ним поехать к одному «совершенно безопасному иностранцу», то она сможет узнать о Мастере. Маргарита, не раздумывая, согласилась. «Еду! — с силой воскликнула Маргарита и ухватила Азазелло за руку, — еду, куда угодно!» Разве могла любящая женщина сомневаться в правильности своего решения? Она не боялась ничего — главное было найти Мастера.
Как известно, Воланд предложил Маргарите стать королевой ежегодного бала Сатаны. Среди ста двадцати одной московской Маргариты была выбрана одна — наша героиня. Что поразило в характере Маргариты Воланда? Ее самоотверженность, сила любви? Или он хорошо понимал, что она пойдет на все, чтобы спасти своего возлюбленного? Маргарита действительно любила так сильно, что могла продать свою душу Дьяволу, только бы увидеть Мастера.
Много пришлось испытать Маргарите, прежде чем она увидела своего возлюбленного: стать ведьмой, приветствовать страшных гостей бала Сатаны, видеть смерть и страдания, пить кровь. Но она стойко вынесла все испытания и по окончании бала ничего не попросила у Воланда. И тогда Хозяин бала сам предложил ей исполнить любое ее желание. Как ни хотела увидеть Мастера Маргарита, тем не менее в этот момент она вспомнила о страдающей Фриде, удушившей своего ребенка. Маргарита попросила, чтобы Фриде больше никогда не приносили тот платок, с помощью которого она совершила преступление. Доброта Маргариты поразила Воланда, и он принял решение исполнить еще одно ее желание. «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера», — сказала Маргарита. Сколько силы и воли слышалось в ее голосе! Любовь сделала ее способной на все.
Мастер появился немедленно. Маргарита подбежала к нему и стала целовать в лоб, в губы, прижимаясь к его колючей щеке. Но Мастер был еще очень болен и не хотел, чтобы Марго жертвовала собой ради него, но она поклялась ему в своей любви и верности. Видя эту любовь, Воланд возвращает Мастеру его сожженный роман и наказывает Алоизия Могарыча, освобождая занятую им квартиру писателя.
Влюбленные вновь оказываются в арбатском переулке, в квартире Мастера. Он снова уговаривает Маргариту покинуть его, не ломать свою жизнь с больным и нищим, но Маргарита слишком много вынесла ради своей любви, чтобы теперь отказаться от того, что ей даровано. И Мастер понимает свое малодушие.
А потом появляется Азазелло, который, выполняя приказ Воланда, отравляет Мастера и Маргариту, и в финале романа мы видим влюбленных, уходящими в обитель покоя, где Мастера ждет письменный стол и возможность творить, а Маргариту — тихая семейная жизнь с любимым. Так был вознагражден за свое творчество Мастер, и такую награду получила Маргарита за самоотверженную любовь к нему.
В романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков показал, какой необыкновенной силой обладает любовь. Она делает человека творцом, способным разгадать вечные тайны мира, дает силы жить и быть счастливым. Ради любви Маргарита совершает настоящий подвиг, принеся свою душу в жертву этому чувству.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |