Добро и Зло... Они сопровождают человека в течение всей жизни, заставляя его определиться в нравственном выборе и искать смысл своего существования. Эти философские понятия вечны и неразделимы, они будут бороться друг с другом, пока жив мир. Зло будет вечно искушать человеческую душу, Добро — открывать путь к истине. Именно это показывает М.А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита».
Борьбу Добра и Зла отражает сама композиция произведения — «роман в романе». В одном, «внешнем» романе, описана Москва 1930-х годов, где правит бал Сатана и пишет свой роман Мастер — «внутренний» роман о Понтии Пилате, переносящий нас в древний Ершалаим.
Прокуратор Понтий Пилат — наместник римского императора в Иудее. Четырнадцатого числа весеннего месяца нисана ему предстоит определить судьбу трех преступников. Страшные мучения испытывает прокуратор: он ненавидит город и Ирода, но вынужден скрывать чувства, чтобы сохранить свою жизнь; его мучает страшный гнев бессилия; ему душно от той жестокости, которую приходится вершить. «Белый плащ с кровавым подбоем», накинутый на плечи Пилата, — вот художественная деталь, отражающая смысл жизни и власти прокуратора. Сегодня ему предстоит сделать выбор между Добром и Злом, между жизнью и смертью праведного человека.
Перед Понтием Пилатом предстает молодой человек со связанными за спиной руками, с синяком под левым глазом и ссадиной в углу рта. Зовут его Иешуа Га-Ноцри. Он обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Предал его Иуда.
Понтия Пилата поражает философия арестанта. Иешуа называет всех «добрый человек», верит в то, что «рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Кроме того, он обладает уникальными способностями — умеет лечить людей. Несмотря на жестокое обращение с ним, Иешуа не держит зла на Крысобоя, помогает избавиться от страшной головной боли Понтию Пилату.
Прокуратор сразу понимает, что Иешуа не виновен и осознает, что надо спасти этого человека, но слишком многое говорит против Иешуа. В показаниях записаны слова о торжестве истины, «когда не будет ни кесарей, ни другой власти», ибо «всякая власть — насилие над людьми». Защита обвиняемого может дорого стоить Пилату, но тем не менее прокуратор пытается это сделать, предлагая Иешуа отречься от своих слов, признать себя сумасшедшим. Но Иешуа не принимает предложения Пилата, и тому приходится вынести приговор невинному человеку и оправдать преступника, хотя он прекрасно понимает, что преступления Вар-раввана и Га-Ноцри совершенно не сравнимы по тяжести. Если второй повинен в произнесении нелепых речей, смущавших народ в Ершалаиме и других некоторых местах, то преступление первого гораздо значительнее. И самое страшное, что слова Га-Ноцри о власти находят отклик в душе Пилата.
Однако выбор сделан — Иешуа Га-Ноцри казнен. Но на всю жизнь обречен на мучения Понтий Пилат. Почему? Потому что он понимает, что сделал выбор не в пользу Добра, света и истины, что могущество его мнимо — он оказался трусом. Иешуа передает ему перед смертью, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. Понтий Пилат догадывается, что эти слова Иешуа говорит для него, он и сам себе мог бы произнести эти слова. Именно поэтому он пытается «спасти» Иуду и не приказывает арестовать Левия Матвея, который расскажет всем о своем Учителе и сохранит его добро и истину.
Проблема Добра и Зла, поднятая в романе о Понтии Пилате, находит отражение и в романе о Мастере. Но парадокс состоит в том, что Добро вершат силы Зла.
В Москву попадает со своей свитой Воланд. Он появляется, чтобы наказать алчных москвичей (сеанс «черной магии»), взяточника Никанора Ивановича Босого, прелюбодея Аркадия Аполлоновича Семплеярова, доносчиков Алоизия Могарыча, лицемера Варенуху, пьяницу Степу Лиходеева. Но страшнее всех поплатился атеист Берлиоз. Ему отрежет голову трамваем за его неверие в Бога.
Особенно волнует Булгакова морально-нравственное состояние писательской среды. Да и есть ли в романе настоящие писатели, кроме Мастера? Ведь эти самозванцы от литературы только и делают, что стоят в очередях МАССОЛИТа то за командировками, то за путевками. Нет у них и сочувствия к происшедшему с Берлиозом.
Но силы зла появляются не только затем, чтобы карать. Воланд помогает соединиться Мастеру и Маргарите, видя глубину их чувств и самоотверженность женщины, которая способна на все ради любви. Он возвращает рукопись Мастеру, чтобы сохранилась правда о Понтии Пилате, и по просьбе Иешуа дарует Мастеру покой.
Получается, в Москве тридцатых восторжествовало добро, совершенное руками зла? Нет. Скорее всего, после исчезновения свиты Воланда все будет по-прежнему. Но фантастическая канва романа позволила читателю увидеть неприглядные реалии московской жизни, показала то зло, которое таится в самих людях. Булгаков доказал, что правду говорить легко и приятно, однако правду о себе сказать непросто, и только вмешательство темных сил позволило людям обнаружить в себе пороки.
М.А. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» показал, что Добро и Зло существуют рядом, противоборство их вечно, и подтверждением тому служат события, описанные в романе Мастера. И все-таки каждому из нас воздастся по заслугам за то добро, которое мы совершим в жизни. Эта мысль автора делает роман бессмертным. «Рукописи не горят», — говорит Воланд, и эти слова можно отнести ко всему роману «Мастер и Маргарита».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |