Вернуться к М.Б. Смолин. Мастер и Маргарита. Коды, ключи, символы

Абадонна

Газета «Медицинский вестник», № 61

...некоторые случаи. Вот, например, интересный патологоанатомический отчет, представленный криминальным отделом судебной медицины. Полный текст отчета опубликованию не подлежит, но один факт особенно интересен: пострадавший — тов. Майгель был застрелен из пистолета, что и послужило причиной смерти, но на лице у пострадавшего явственно заметны странные черные следи вокруг глаз. Создается впечатление, что на лице покойного надеты черные очки. Определить с достоверностью, чем был нанесен означенный след, не удалось.

...И тут из стены появилась фигура какого-то худого человека в темных очках. Эти очки произвели на Маргариту такое сильное впечатление, что она, тихонько вскрикнув, уткнулась лицом в ногу Воланда.

Имя Абадонна сконструировано Булгаковым из нескольких частей. Часть первая относится к одному из ангелов Апокалипсиса. Имя этого ангела Аваддон, что на арамейском языке дословно означает «прекращение бытия». Этот падший ангел не имеет прямого отношения к войне, но, очевидно, Булгаков счел, что данный персонаж вполне годится на роль демона войны, коим и является Абадонна в романе. Вторая часть смыслового содержания этого имени уже напрямую позаимствована Михаилом Афанасьевичем из русской литературы, а конкретно — из стихотворения Василия Жуковского «Аббадона» и одноименной повести писателя Н. Полевого (и то, и другое написано в середине XIX века).

Источником этих произведений явилась поэма известного немецкого поэта XVIII в. Фридриха Клопштока, в которой Аббадонна возглавил восстание ангелов против Бога, за что естественно поплатился «падением». Но самым ужасным наказанием для него стало бессмертие. Даже если бы он очень захотел, Аббадона не смог бы прекратить свое существование. Все его попытки свести счеты с жизнью оканчивались неудачей. А он пытался и неоднократно, используя для этого все возможные средства, в том числе космического масштаба. Но взбунтовавшийся ангел потерял свободу распоряжаться собственным бытием, и это было для него особенно мучительно.

Есть и еще одна смысловая составляющая этого имени, которую, очевидно имел в виду Булгаков, давая его демону из свиты Сатаны. На историю этого имени Михаил Афанасьевич дает косвенную ссылку в своем романе «Белая Гвардия». Там Абадонн один из второстепенных, да что там, просто проходных персонажей. Поэт Русаков утверждает, что настоящее имя Льва Троцкого — Аваддон. При этом в «Белой Гвардии» не дается никаких комментариев к данному утверждению. Но мы полагаем, что раз автор «Мастера и Маргариты» один раз заявил о некоторой связи лидера большевиков с падшим ангелом Апокалипсиса, то, наверное, и это толкование необходимо принять во внимание при знакомстве с Абадонной, который даже внешне имеет определенное сходство с Троцким. Оба они худы, невысоки, бледны и оба всегда в очках.

Как уже упоминалось, Абадонна предстает перед нами в романе демоном войны. И работа его всегда безукоризненна, по утверждению Воланда. Очки на его лице просто необходимы, так как без них Абадонна был бы как Медуза Горгона — никто не мог бы посмотреть на него и остаться в живых. Булгаков не объясняет, что происходит со смертным, если демон войны снимет при нем свои очки. Можно было бы предположить, что взгляд Абадонны убивает, но это не так, потому что в сцене убийства барона Майгеля причиной смерти предателя все-таки становится выстрел Азазелло. Тем не менее, Михаил Афанасьевич так написал об этих очках, что читателю, как и Маргарите, впервые встретившей демона войны в «нехорошей квартире», становится безумно любопытно, что же там за история с этими очками. Скорее всего, имелась в виду одна из богословских теорий, суть которой состоит в том, что человек, заглянувший в глаза проклятому Богом, теряет навсегда свою бессмертную душу. Таким образом, можно предположить, что человек, увидевший глаза Абадонны, скорее всего, превратился бы в «овощ», выжил, но смог бы вести в дальнейшем исключительно растительное существование. Поскольку Булгаков «надел» очки именно демону войны, то напрашивается и еще одна метафора: любой человек, взглянувший в лицо войне, уже не станет прежним никогда. Душа его будет искалечена.

Что же до обстоятельств романа, при которых происходит первое знакомство читателя и Маргариты с Абадонной, то они весьма показательны. Воланд показывает своей гостье необыкновенный глобус, который нужен ему, чтобы быть в курсе всех событий происходящих на Земле. Кстати, невозможно не отметить, что описание впечатлений Маргариты, которая начинает пристально разглядывать эту удивительную копию земного шара, поразительно напоминает декодирование сигнала спутникового изображения, которое начинается с появления очертаний континента и постепенно «наезжает» на искомое изображение. Например, номер машины или надпись на магазинной вывеске.

Если же говорить о той сцене, которую наблюдала на глобусе Маргарита, с ужасными сценами разрушения домов и убийством людей, то показанная ей Воландом «горячая точка» имеет вполне конкретный адрес. Этот «кусок земли, бок которого моет океан», не что иное, как Испания, где шла именно в это время шла кровопролитная гражданская война, предвестник ужасной бойни Второй Мировой. И если уж речь зашла о войне, то этой главе, которая знакомит с Абадонной необходимо упомянуть об отношении самого Булгакова к любым войнам и, в частности, к гражданской, происходящей в Испании. Сделать это будет не сложно, так как сам Михаил Афанасьевич не скрывал своих убеждений, потому остались даже документальные свидетельства его мнения насчет войн.

Точка зрения Булгакова была весьма категоричной. С помощью одной болтовни войн не прекратишь, необходимы конкретные действия. Пусть тот, кто поднял на меня меч, от меча и погибнет. Если на человека или страну нападают, разговоры лучше отложить и начать защищаться. Булгаков искренне считал, что любой, кто совершил насилие над слабым, не достоин носить высокое звание Человека. А с другой стороны, трусость — один из самых худших человеческих пороков и, как бы человек ни боялся, он обязан защищать своих близких и свою страну.

В выражении взглядов, на дело рук Абадонны, булгаковский Воланд вполне категоричен. Он утверждает, что демон войны по определению не может быть «ни на чьей стороне», так как в его задачу вовсе не входит поиск правых и виноватых, а только беспристрастно наблюдать за ходом самой войны. Таким способом Михаил Булгаков однозначно выражает свое мнение — война грязное дело и тех людей, которые участвуют в ней с обеих сторон нельзя делить по принципу: «хорошие» или «плохие», просто каждый сам должен решать — остаться ему человеком, или превратиться в бездушный придаток к оружию.

Подведем итог. В классической демонологии нет имени Абадонна, но это совершенно не означает, что он не является подлинным демоном войны. Ведь в разные времена, разные религии давали разные имена своим богам и демонам, отвечающим за все, что связано с битвами. Есть демон Аваддно, который «не отвечает» ни за что конкретное. Булгаков присваивает ему «должность» демона войны. Таким образом, он создает собственную мифологическую систему, что сближает его со многими авторами фэнтези (Толкином, Льюисом, Роулинг и т. д.). С изрядной долей допущения можно говорить о том, что Булгаков предвосхитил этот столь популярный сейчас жанр.