Вернуться к М.Н. Золотоносов. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма

Глава 2

«Еврейская тома», в первую очередь, как часть субкультуры русского антисемитизма (СРА) (ибо «еврейская тема» в русской культуре неизмеримо шире1) относится к базовому материалу последнего булгаковского романа, хотя и не является единственным его материалом. Присутствие следов СРА в «Мастере и Маргарите» демонстрирует характерный для писателя метод обработки «культурного сырья», с одной стороны (как писал еще В.Б. Шкловский, Булгаков «берет вещь старого писателя, но изменяя строение и переменяя его тему»2), и до сих пор не расшифрованный генезис некоторых сюжетных и образных структур в романе, с другой.

Термин «субкультура» означает в данном случае определенный раздел, часть культурного целого, не существующую автономно, которая, с одной стороны, подчиняется неким универсальным законам, а, с другой, обладает способностью кодировать другие субкультуры собственным кодом, налагает на них принципы своей знаковой системы. Например, как будет показано ниже, СРА переозначила образы «джентльмена-разбойника», дьявола, тему карт, гадательную мифологию3.

Говоря о СРА, стоит иметь в виду определение «литературного фашизма», которое дал Дэвид Кэррол: «Литературный фашизм в строгом смысле, который я хочу придать этому выражению, — это не простое наложение фашистской идеологии на литературу, не форма идеологизации извне. Здесь подразумевается «внутренний» обмен между фашизмом и литературой или искусством и в политической, и в литературно-эстетической областях. В сущности, это определенная логика, определенные операции внутри самой литературы, техника или способ порождения, форма беллетризации, эстетизации или создания специфической литературности литературы и политики как органичного, целостного и самостоятельного произведения «искусства»»4.

Так же и СРА: идеология и литература обмениваются концептами и операторами, литература «политизируется», политика «олитературивается», насыщается специфически художественными представлениями, выдумками, фантазиями ума, взбудораженного страхом перед «непонятным».

СРА весьма активна в культуре, она рассматривает «еврея» как социальную роль исключительной важности, и пробуждая к нему НЕНАВИСТЬ, апеллирует к архетипам мышления, в первую очередь, основанным на делении МЫ/ОНИ, что служит задачам национальной консолидации русских на шовинистической основе. Психологической базой антисемитизма являются юдофобия (страх перед евреями), тяга к тайнам и сведениям о тайных организациях и идеалистическое убеждение в том, что мир управляется Верховной Волей. В условиях глубокой атеизации сознания ею не может быть Бог, но может мифическое «мировое еврейское правительство», могут зловещие «сионские мудрецы».

Сразу следует сказать, что в СРА отсутствует лихорадочная неуверенность, признаки тактической уловки, на скорую руку сляпанной лжи. При всей лживости и безнравственности это очень спокойная и самоуверенная субкультура, опирающаяся на симпатию властей и «коллективное бессознательное» и имеющая, по крайней мере, 125-летнюю историю (отсчет — от двух книг Я.А. Брафмана, вышедших в 1868—1869 гг. в Вильне5).

СРА находится в социальной изоляции, общественное мнение не позволяет абсолютному большинству литераторов непосредственно с ней соприкасаться (сказанное не распространяется на 1980—1990-е годы в России). Вместе с тем это не означает полного отсутствия влияния: СРА входит в состав культурной атмосферы, в ряде случаев выступает в роли фильтра, сквозь который воспринимаются культурные явления, иногда весьма далекие от еврейской тематики.

СРА — это колоссальный объем литературы: книг, журналов, газет, листовок. СРА воздействовала «прозой и стихами, научными статьями и грубыми, как лубок, прокламациями и листками, зажигательными речами, зловещим сгущением красок, сопоставлением фактов»6.

Говоря конкретно о Булгакове, можно предположить, что он не мог быть изолирован от семантических комплексов СРА, широко распространенных в русском обществе, особенно в Киеве, поскольку для усвоения, для культурной сопричастности совсем не обязательно было регулярно читать газеты и книги соответствующей тематики: СРА работала с многократным резервированием, варьируя и бесконечно повторяя всеми средствами ограниченный набор мотивов, создавая атмосферу, слух, общественное мнение. Сила внушения, которой обладала СРА, определялась ее мифологической природой: Н.А. Бердяев очень точно заметил в 1909 г. в статье о черной сотне, что это «реакция не христианской религии, а темной и примитивней языческой религии, языческого суеверия и идолопоклонства»7.

В книге «Русская идея и 2000-й год» (1988) А.Л. Янов интерпретировал русский антисемитизм как закономерную — националистическую — фазу деградации идеологии «русской идеи» (идя вслед за Н.А. Бердяевым; см. его «Русскую идею», гл. 2, § 3).

Для нас СРА — это самостоятельная мифология (или мифоидеология), возникшая во второй половине 1860-х годов и интерферировавшая с «русской идеей» (впервые, очевидно, у И.С. Аксакова в 1883 г., а потом у С.Ф. Шарапова). Считать, как это делает А.Л. Янов, что антисемитизм был экспортирован в Россию из Германии в 1880-е годы, — значит подвернуть адептов СРА незаслуженному оскорблению.

Примечания

1. Пространство, занятое ею, — от этнографических описаний (Немирович-Данченко Вас. И. Воинствующий Израиль. Спб., 1880) и обсуждения «еврейского вопроса» (Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, И.А. Бердяев) до распространенного сюжета обращения еврея в христианство (В.В. Крестовский, «Тамара Бендавид»; В.И. Крыжановская, «Месть еврея»; Г.П. Данилевский, «Шарик») и необозримой литературы, посвященной ужасам еврейских погромов (вплоть до «Соляного амбара» Б.А. Пильняка, написанного в 1937 г.).

2. Шкловский В.Б. Гамбургский счет: Статьи — воспоминания — эссе (1914—1933). М., 1990. С. 300.

3. Характерна книга: Шмаков А.С. Из галереи современников: Наши «Освободители». М., 1907 (шифр РНБ Э(Ал. Ир 381)/(2—20). Немецкие открытки с картинками из «еврейского быта» оформлены в виде специального альбома, снабжены антисемитическими подписями и общим заглавием, что переосмысляет нейтральный изобразительный ряд.

4. Carrol David. Literary Fascisin or the Aastheticizing of Politics: The Case of Robert Brassillach // New Literary History: A journal of theory & interpretation (Virginia, USA), 1992. Summer. Vol. 23. N 3. P. 695.

5. «Еврейские братства, местные и всемирные» (1868) и «Книга Кагала» (1869).

6. Шульгин В.В. Еврейка // Мирный труд (Харьков). 1908, № 8. С. 123.

7. Бердяев Н.А. Черная анархия // Слово. 1909. 17 (30) апр.