Вернуться к М.Н. Золотоносов. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма

Глава 12

Титулатура Папюса, в которой упоминаются и две масонские ложи, и каббала, и тетраграмма INRI (в оккультизме сближавшаяся с каббалистикой и тетраграммами ROTA, TARO и ТОRА1), естественным образом провоцировало особый интерес к нему и «еврейское» истолкование. Скажем, по одной из версий, «Протоколы сионских мудрецов» были подготовлены для того, чтобы удалить от Николая II гипнотизера Филиппа, представителя «жидо-масонов» и мартинистов; доступ же ко двору был «открыт Филиппу, главным образом, благодаря доктору Папюсу, бывшему тогда «Председателем верховного Совета мартинистского ордена»2.

Не случайно в антисемитском романе Е.А. Шабельской «Сатанисты XX века» (в гл. 1 части 3) упоминаются Папюс и Филипп: «оба они дали верховному санхедрину совет — сеять в России разврат и неверие всеми средствами»3, а газета Союза русского народа «Русское знамя» активно использовала в 1911 году неологизм «жидо-мартинисты», исходя из тождества мартинизма и «жидо-масонства»4.

В третьем издании «Протоколов»5 С.А. Нилус использовал сведения и иллюстрации из книги Элифаса Леви6 «Dogme et Rituel de la Haute Magie» (Paris, 1856), в частности, материал, посвященный Таро. А «предсказательное Таро», тесно связанное с каббалой и «еврейскими тайнами»7, не могло, в свою очередь, не ассоциироваться с тем же Папюсом, автором книги «Le Tarot des Bohémiens le plus ancien livre du monde» (Paris, 1889), кстати воспроизводившей и всю еврейскую графическую символику из книги Элифаса Леви. Книга же Папюса о Таро была переведена на русский язык8 и пользовалась популярностью. Не случайно именно портрет доктора Папюса С.А. Нилусс поместил в своей книге, подписав: «Один из главных жрецов Сатанизма»9. «Мартинизм, — писал далее Нилус; — берет свое непосредственное начало у еврейской каббалы, и ему принадлежит видная роль во всех ужасах Революции. <...> Пожизненным великим мастером мартинизма состоит все тот же Папюс <...> Этот Папюс — один из опаснейших люцифериан нашего века»10. Впрочем, еще в 1911 году в заметке «Орден мартинистов» некто Л.П., в связи с выходом в Петербурге брошюры «Орден мартинистов», прямо писал (писала?): «На обложке <...> расположен полукругом ряд таинственных латинских и древнееврейских слов, еще выше изображен, по-видимому, знак ордена мартинистов в виде двух треугольников (щит Давида), перерезанных крестом и обведенных черным кругом. На первой странице портрет Папюса <...> Сей призывающий имя Христа Спасителя Папюс — французский еврей, настоящее имя Гершко Энкосс»11.

При этом необходимо подчеркнуть, что как Таро объединяло традиционные игральные карты с каббалой, так и в созданном СРА образе Таро объединились традиционная для русской культуры XVIII—XIX веков тема карт и карточной игры12, гадательная мифология и древнееврейская мистика. Как и раньше, карты манифестировали взаимодействие случайного и закономерного, но только теперь «закономерное» получило новое — страшное — имя: мировой еврейским заговор. Сен-Жермен из «Пиковой дамы», выражаясь фигурально, стал евреем. Или, как выражались адепты СРА, «ожидовел».

Иными словами, доктор Папюс был воспринят СРА как полномочный представитель «мирового еврейского правительства»13: он как бы занял место, опустевшее со смертью Дизраели — «всесильного колдуна», как назвала его Ханна Арендт. Не случайно антисемитический миф, создавший и популяризировавший «Протоколы», указывал (и, может быть, не без некоторых оснований) на политическое влияние, которое Папюс якобы оказывал на русского царя — сакральный центр православной государственности.

Со ссылкой на «Русское знамя» (1911, № 9) В.Н. Терлецкий (лектор по «масонским вопросам» из Полтавы) распространял «основной миф»: «В 1900 г. у Ольги Ивановны Мусиной-Пушкиной14, жившей по Глухоозерской ул., д. 5, существовала ложа мартинистов. Основана она была известным мошенником, шарлатаном Филиппсом, портрет которого стоял у Ол. Ив. на самом священном месте.

<...> В этой ложе совершались посвящения в орден мартинистов, проделывались разные нагло-шарлатанские фокусы, а также бывали самые видные деятели <...> В эту ложу приезжал для проверки ее деятельности и сообщении Ольге Ив. дальнейших инструкций (по разгрому России, как тогда говорили в ложе), из парижской ложи «Великий Восток» глава мартинистов Папюс или Энкос, которому Ольга Ив. на собранные с членов ложи рубли поднесла золотой ковш. <...> Через Ольгу Ив. Филиппс и Энкос попали в высшие слои, откуда через непродолжительное время были изгнаны и в 24 часа удалены из России»15.

Папюс стал точкой, в которой в контексте СРА пересеклись оккультизм, масонство, «жидо-масонские» притязания на политическую жизнь и люциферианство, разрушающее православие16. Именно как синтетический персонаж, обросший множеством легенд, Папюс и был знаменит в России. В той ситуации он просто не мог не стать евреем и одним из руководителей мифического еврейского заговора, символом «могучих колец Израиля»17. Не случайно же Папюс послужил прототипом образа «джентльмена-разбойника» Эндера18 Мамюса, профессора оккультных наук, еврея из Парижа, появляющегося в третьей части антисемитского романа Эльзы Шабельской19 «Красные и черные»20 (издание газеты «Русское знамя». Спб., 1911—1913. Ч. 1—321).

Примечания

1. См., например: Levi E. Dogme et Ritual de la Haute Magie. Paris. 1856. T. 1. P. 95, 255. В обозначении Таро альфа и омега интерпретировались как начало и конец мира. TARO и TORA объемлют мир (см.: Нилус С.А. «Близ есть...» С. 251).

2. Делевский Ю. Протоколы сионских мудрецов. С. 116.

3. Шабельская Е.А. Сатанисты XX века. Ч. 3—4. С. 8.

4. См. брошюру, изданную газетой «Русское знамя» под заглавием «Тайны мартинистов-масонов» (Спб., 1911), в которой собраны статьи из газеты, посвященные этой теме; во второй и третьей статьях за подписью «Э.» говорится о приезде Папюса в Петербург, рассказывается о Филиппе и о воспитании масонами будущего мессии — Христа и царя всего мира. Эти идея была воплощена Е.А. Шабальской в ч. 3 «Сатанистов XX века».

5. Нилус С.А. «Близ есть, при дверех». О том, чему не желают верить и что так близко. Сергиев Посад, 1917. Об этом издании см.: Hegemeister M. Wer war Sergej Nilus? Versuch einer bio-bibliographischen Skizze // Ostkirchliche Studien, 1991. Bd. 40, N 1. S. 60.

6. «Элифас Леви» — гебраизация французского имени Альфонс Луи (настоящая фамилия Constant). См.: Леви Э. Учение и ритуал высшей магии. Спб., 1910. Т. 1. С. 207. По мнению антисемитской прессы, Э. Леви был евреем. См., например: Е.К. Оккультизм и масонство // Колокол. 1911, 16 янв. Ср. с суровой оценкой Леви и Папюса, которую дал в письме к М.К. Морозовой (янв. 1913 г.) А. Белый, писавший, что «даже лучшие представители совр. оккультизма бессознательные шарлатаны <...> Таких честных шарлатанов «мало» (St. Guaita, d'Alveydre); далее идут уже явно шарлатаны вроде Eliph. Levi, Папюса. А они доминируют. Оккультизм такого рода к «Geheimwissenschaft» относится так, как наименование профессора черной и белой магии (смотри представленья в цирках) не имеет ничего общего с высоко-почетным университетским званием «профессор»...» (Цит. по публикации Дж. Мальмстада // Минувшее: Исторический альманах. Paris, 1986. Т. 6. С. 419).

Кстати, шарлатаном назвал Папюса и его знакомец Жюль Буа, по собственному признанию даже собиравшийся драться с Папюсом на шпагах. В книге «Невидимый мир» он оставил негативную характеристику Папюса, назвав его «методическим компилятором» (см.: Буа Ж. Невидимый мир. С. 21—22). Так же о нем отозвался и В.Я. Брюсов в рецензии на книгу «Первоначальные сведения по оккультизму» (Спб., 1904): «Папюс принадлежит к числу выдающихся писателей по оккультизму, хотя гораздо более как компилятор, чем как автор самостоятельных исследований» (Весы. 1905. Февр. С. 59; рец. подписана псевд. «Гармодий») Однако любопытно, что в книге П.А. Флоренского «Столп и утверждение истины: Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах» (1914) даны ссылки на пять книг Папюса (см. примеч. 376, 4 58, 462, 469, 1031): Флоренский считал Папюса серьезным исследователем, оккультистом «милостею Божею», как выразился он в письме к Е.П. Петушковой, автору рецензии на книгу Флоренского «Общечеловеческие корни идеализма» (рецензия была напечатана в «Вопросах теософии», 1910, № 11).

«И «оккультистам» милостею Божею, — писал Флоренский, — отвратительно видеть, как вонючая толпа врывается в мистериальные пещеры и обонять запах чесноку, отравляющий благовония тончайших фимиамов. <...> Вы, русские оккультисты, довели оккультизм до того, что он стал модным (!), что он соперничает с Пинкертоном, шляпами шантеклер и патентованными средствами» (Флоренский П.А. Письмо к Е.П. Петушковой, 1910 // Ленинградская панорама. 1991, № 2. С. 29. Публ. Л.А. Ильюхиной по авторской копии, хранящейся в семейном архиве; журнал «Ленинградская панорама» имел тогда антисемитический уклон). «Чеснок» является опознавательным знаком евреев.

7. Гадательных карт Таро было 78: традиционные листы, распределенные по четырем мастям, но дополненные «рыцарями» плюс карты, соответствовавшие 22 буквам еврейского алфавита. Их семантика была основана на каббалистической интерпретации соответствующих букв. Стоит отметить, что карты Таро — классический пример перекодировки, произведенной СРА. Кстати, в первой книге на русском языке, посвященной Таро, о «еврейских тайнах» не говорилось ничего. Наоборот: «Великий Этейлла приписывает египтянам изобретение первоначальных карт Таро или книги Тот. Книга эта состояла из 78 пластинок чистейшего золота; на них были начертаны иероглифы, т. е. таинственные знаки, которые ежедневно объяснял своему семейству глава. Этейлла говорит, что эта единственная книга, уцелевшая от ярости Омара, истребившего Александрийскую библиотеку. Она перешла к грекам и римлянам, а от них распространилась между другими народами, которые принимали ее за философскую книгу» (Таинственная книга Тот, или искусство гадать по 78 древнеегипетским картам, уцелевшим после пожара знаменитой Александрийской библиотеки <...>. Собрано, приведено в порядок и исправлено великим Этейллою, с изображением пластинок из книги Тот, в Мемфисе. М., 1861. С. II).

8. См.: Папюс. Предсказательное Таро, или Ключ всякого рода карточных гаданий. Спб., 1912; Альбом рисунков «Предсказательного Таро» Папюса. Спб., 1912. См. также популярные компиляции П.Д. Успенского «Символы Таро» (Спб., 1912; 2-е изд.: Пг., 1917). Булгакову мог быть известен большой том, сочиненный неким инженером путей сообщения: Шмаков В.А. Священная книга Тота. Великие арканы Таро. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. М., 1916. Кстати, в этом томе на с. 415 к § 3 «Оккультные опасности и оккультные враги» был поставлен эпиграф:

Частица силы я,
Желавшей вечно зла.
Творившей лишь благое

Гете. «Фауст».

Книга инженера Шмакова (видимо, не имевшего родственных связей с А.С. Шмаковым, известным антисемитом) не носит антисемитического характера, хотя в ней и содержатся ссылки на книги А.С. Шмакова и В.И. Крыжановской.

9. Нилус С.А. «Близ есть...» С. 195. Художник В.А. Милашевский вспоминал (воспоминание отнесено к 1910 г.), что на портрете, выставленном в витрине книжного магазина, у Папюса «лицо толстого похотливого дьявола в обличье господина XIX века. Не то дьявол, не то Азеф!» (Милашевский В.А. Вчера, позавчера... Воспоминания художника. 2-е из. М., 1989. С. 188).

10. Нилус С.А. «Близ есть...» С. 201. В соответствующей литературе проводилось различие между сатанизмом и люциферианством. «Сатанизм резко отличается от люциферизма. Люциферизм есть особая, самостоятельная религия; сатанизм — только христианство, вывороченное наизнанку. Настоящий сатанист — тип суеверный, грязный и кощунственный» (Буа Ж. Невидимый мир. С. 65). Для СРА и, в частности, для Нилуса различие сатанизма и люциферизма уже было несущественным.

11. Колокол. 1911, 9 янв. Об еврействе Папюса см. обширную литературу: Энгельгардт Н.Н. Оккультный переулок // Новое время. 1910, 9 (22) окт.; Он же. Сладкий яд // Новое время. 1910, 19 нояб. (2 дек.). (Полемику с Н.Н. Энгельгардтом см.: Лосская Е. Клевета г. Энгельгардта на орден мартинистов // Изида. 1911, № 7. Апр. С. 14—15); Е.К. Оккультизм и масонство // Колокол, 1911, 16 янв.; Бутми Н.А. Проповедь мартинизма в России // Русское знамя. 1911, 4 янв.; Кулибина О.К. Что такое масонство? Харьков, 1912. С. 44, 71.

12. См.: Виноградов В.В. Стиль «Пиковой дамы» // Виноградов В.В. Избр. труды. О языке художественной прозы. М., 1980. С. 187 и сл.; Лотман Ю.М. Тема карт и карточной игры в русской литературе XIX века // Труды по знаковым системам VII, Тарту, 1975. С. 120—142.

13. Евреем Gérard Anaclet Vincent Encausse (Papus) не был (его родители были испанцами), как не были евреями Р. Штейнер и А. Безант, которых русская антисемитская пресса тем не менее называла «чистокровными жидами» (см: Вынужденная каббала // Двуглавый орел (Киев). 1914, 16 февр., со ссылкой на «Земщину»): «Тесная близость теософизма к жидовству доказывается уже и тем, что главные вожди этого учения жиды».

14. Эту фамилию назвала и Н.И. Берберова: в 1905—1906 гг., писала она, «в России оживилась деятельность мартинистов с помощью двух шарлатанов, Папюса и Филиппа (предшественников Распутина при русском дворе). Вскоре гр. Мусин-Пушкин стал у них Великим Мастером» (Берберова Н.Н. Люди и ложи. С. 23). В книге «Весь Петербург» О.И. Мусина-Пушкина отмечена как проживающая именно на Глухоозерской, 5; она была актрисой Императорской русской драматической труппы.

15. Терлецкий В.Н. Масонство в его прошлом и настоящем. Полтава, 1911. С. 187—188. О Филиппе — предшественнике Распутина, см.: Кон Н. Благословение на геноцид: Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколах сионских мудрецов». М., 1990. С. 40—46. Терлецкий пересказывал письмо некоего Э. к редактору «Русского знамени» А.И. Дубровину, опубликованному в газете 13 янв. 1911 г. Письмо было прислано в качестве дополнения к статье Бутми Н. Проповедь мартинизма в России // Русское знамя. 1911, 4 янв.

16. В фантастической книжке о масонах, вышедшей в 1937 г., Папюсу было приписано высказывание, якобы доказывавшее наличие Тайного Мирового Правительства: «Наряду с национальными политическими организмами отдельных государств существуют малоизвестные органы интернациональной политики. В настоящее время освобождение Польши, гибель Австрии, создание Соединенных Штатов Европы — после уничтожения Милитаристического Феодализма — вот проблемы, разбираемые в этих интернациональных советах. В них участвуют не профессиональные политики, не расшитые золотом послы, а небольшая группа неизвестных людей, несколько крупных финансистов, которые, в силу своего знания социальных проблем, стоят значительно выше всех этих кичливых политиканов, которые воображают, что управляют миром» (Иванов В.Ф. Тайная дипломатия: Внешняя политика России и международное масонство. Харбин, 1937. С. 24—25). Автор поставил эту цитату в один ряд с цитатами из книг лорда Биконсфильда.

17. Розанов В.В. Европа и евреи. Спб., 1914. С. 21.

18. Ср. с франц. endolorir — причинять боль, endommager — наносить ущерб, endormir — усыплять.

19. Елизавета Александровна Шабельская (1855—1917) была известна в начале XX веке как актриса и антрепренерша, ставила на сцене собственные сочинения и переделки классики и сама в них играла. В дневнике А.С. Суворина приведено автобиографическое письмо Шабельской. «Родилась 18 апреля 1855 года в Екатеринославской губернии, Бахмутского уезда, в деревне Ступки. Воспитывалась в Харьковской гимназии. Кончило курс 14 лот. Болталась без дела два года. 16-ти лет поехала в Париж учиться петь <...>. В Париж приехала в 1872 году <...> потеряла голос. <...> Поступила на драматический класс консерватории Брессано. Пробыла два года. В России братья потеряли деньги. Поступила на сцену Taitbout <...>. Приехала в 1876 (или в 1875) году в Питер. Играла раза два по-французски <...> и по-русски <...>. Потом была в Михайловском, в год с Берт Стюарт, и тоже ничего не вышло. Все бросила, уехала в провинцию. <...> В Одессе и Киеве имела массу успеха <...>. В 1882 году, кажется, в год открытия Корша, поступила к нему. Играла в «Кручине» (Поленьку) и еще в 2—3 пьесах, но около Гламы и Рябчинской места не было. <...> В Вене училась с 1883 до 1884 года по-немецки, в консерватории <...>. Потом играла в Аугсбурге и Базеле с громадным успехом по два года. В 1888 году приехала в Берлин в Residenztheatre и опять дебютировала с громадным успехом <...>»

Далее в письме рассказывается, что Шабельской домогался Линдау, «важный критик». Вследствие отказа она была лишена ролей. «Театр надо было оставить в стороне. Спасибо Гардену, надоумил писать, нянчился первое время, ободрял, поправлял, словом, — выучил. Тут и вы явились — дай вам Бог здоровья! — обращается Шабельская к Суворину, — словом, вышла на свободу. <...> А в сердце я не могу забыть сцену. Кабы писать можно все, как фантазия просит, — может и утешилась бы. Но этого нельзя. Вам пиши политику, здесь — сахарные рассказы. <...> А вы, право, позвольте мне хоть раз в месяц фельетон писать. Где ее, политики, наберешь? Все то же, о чем писать не стоит в сотый раз. А вы же печатаете и Ежова, и Чехова. Что бы и меня попробовать? Напишу что-либо хорошенькое, право» (Дневник А.С. Суворина / Ред., предисловие и примеч. М. Кричевского. М.; Пг.; Издательство Л.Д. Френкель, 1923. С. 93—95; запись 19 апр. 1896 г.)».

С сент. 1895 г. Шабельская публикуется в «Новом времени» (см.: Е.Ш. Мароккские впечатления // Новое время. 1895, 4 (16) сент.), начиная с окт. 1895 г. ее корреспонденции из Берлина появляются довольно регулярно (под псевд. «Пето», видимо, по имени двухлетнего сына). В 1895—1896 гг. Шабельская переводит на немецкий язык роман А.С. Суворина «В конце века. Любовь».

Вторая запись А.С. Суворина о Шабельской относится к 13 марта 1900 года: он сообщает о ее деловых успехах в театральном мире, основанных на интимных связях с высокопоставленными персонами (о театральной деятельности Шабельской см.: История русского драматического театра: В 7-ми т. М., 1987. Т. 7). В 1904 г. Шабельская оказалась замешанной в деле с подложными векселями (см.: Шабельская Е.А. Векселя антрепренерши. Спб., 1907), в 1905 г. оправдана Окружным судом, однако репутацию восстановить не смогла: не помог и роман. Приличные издания отказывались от сотрудничества с нею. В 1907 г. она примкнула к изданиям откровенно антисемитским. Гражданским мужем Шабельской стал доктор Алексей Н. Борк, занимавший «отличное место по фабрично-заводской медицинской инспекции» (Кугель А.Р. Из моих воспоминаний // Жизнь искусства. 1924, № 32. С. 5) и являвшийся учредителем и первым старшиной «Братства свободы и порядка», почетным членом Союза русского народа и председателем его Путиловского отделения (его брошюры «Союз русского народа», «Кому и зачем нужна гибель Союза русского народа», «Международная жидо-масонская интрига» вышли в Петербурге в 1910—1911 гг.). И Борк, и Шабельская активно печатались в 1910-е гг. в антисемитской прессе («Колокол», «Стрела», «Русское знамя», «Свобода и порядок», использовали криптонимы Е.Ш. и А.Б.). Шабельская умерла 15 авг. 1917 г. (некролог см.: Вешние воды. 1917. Т. 25/27. С. 108). Петр Н. Шабельский-Борк (р. 1893), убивший В.Д. Набокова, был сыном Шабельской и, видимо, приемным сыном Борка.

О Шабельской и ее творчестве см.: Дудаков С. История одного мифа: Очерки русской литературы XIX—XX вв. М., 1993. С. 176—184, 199. К сожалению, при описании романов «Сатанисты XX века» и «Красные и черные» автор грубо ошибся и героев второго романа «ввел» в первый, вследствие чего описание утратило какую-либо ясность и ценность.

20. Ср. с объяснением символики цветов в кн.: Тан. Дни свободы: Повесть из московских событий. Спб., 1906. С. 41: «Москва распадалась на два лагеря: красных и черных. Оба лагеря имели в себе боевое настроение. Черные готовились к нападению и отместке за манифест. Красные не менее деятельно приготовлялись к самозащите».

21. Части 1—2 печатались в 1910—1911 гг. в качестве бесплатного приложения к газете «Русское знамя» и затем вышли отдельным изданием: часть 3 печаталась в газете в 1912 г., часть 4 была опубликована в газете «Свобода и порядок» в 1914 г. В связи с войной публикация романа была прервана, в 1915 г. судя по рекламным объявлениям в газете, вышло 2 выпуска отдельного издания 4-й части. Об этом романе и прототипах персонажей см.: Дудаков С.Е.А. Шабельская // Russian philology and history: In honour of professor V. Levin. Jerusalem, 1992. P. 410.