Вернуться к А.А. Кораблев. Мастер: астральный роман. Часть II

Станиславский и Немирович-Данченко

В храме, куда вошел неофит Булгаков, было два верховных жреца, два его основоположника.

Интересно, что чувствует герой, вглядываясь в их изображения, развешанные на стенах театра?

НА СТЕНЕ, ЗАТЯНУТОЙ ТИСНЕННЫМ ЗОЛОТОМ САФЬЯНОМ, ВИСЕЛ БОЛЬШОЙ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЧЕЛОВЕКА С АРТИСТИЧЕСКОЙ ШЕВЕЛЮРОЙ, ПРИЩУРЕННЫМИ ГЛАЗАМИ, ПОДКРУЧЕННЫМИ УСАМИ И С ЛОРНЕТОМ В РУКАХ (ЗП, 9).

...БОЛЬШОЙ, МАСЛЯНЫМИ КРАСКАМИ ПИСАННЫЙ, ПОРТРЕТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО МУЖЧИНЫ В СЮРТУКЕ И С БАКЕНБАРДАМИ ПО МОДЕ СЕМИДЕСЯТЫХ ГОДОВ (ЗП, 10).

Можно ли представить себе человека, который ничего не знал бы о Константине Сергеевиче и Владимире Ивановиче? Нет, такого человека представить невозможно. Но именно глазами такого, неискушенного зрителя заставляет нас смотреть на прославленных мэтров маэстро Булгаков.

Я ВОЛНОВАЛСЯ, Я НИЧЕГО ПОЧТИ НЕ РАЗГЛЯДЕЛ, КРОМЕ ДИВАНА, НА КОТОРОМ СИДЕЛ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ. ОН БЫЛ ТОЧНО ТАКОЙ ЖЕ, КАК НА ПОРТРЕТЕ, ТОЛЬКО НЕМНОЖКО СВЕЖЕЕ И МОЛОЖЕ. ЧЕРНЫЕ ЕГО, ЧУТЬ ТРОНУТЫЕ ПРОСЕДЬЮ, УСЫ БЫЛИ ПРЕКРАСНО ПОДКРУЧЕНЫ. НА ГРУДИ, НА ЗОЛОТОЙ ЦЕПИ, ВИСЕЛ ЛОРНЕТ (ЗП, 12).

Жизнь этих замечательных людей более чем известна, так что нет нужды рассказывать о них просвещенному читателю.

Поэтому ограничимся краткой эзотерической справкой, полученной от Л.Ф. (уровни духовности: при рождении, максимум, в конце жизни):

К.С. Станиславский: +2, +6, +1.

В.И. Немирович-Данченко: +3, +5, +5.

Взаимоотношения с М.А. Булгаковым:

личностные: К.С. к М.А. — 52%, В.И. к М.А. — 60%,

М.А. к К.С. — 60%, М.А. к В.И. — 32%;

творческие: К.С. к М.А. — 88%, В.И. к М.А. — 80%,

М.А. к К.С. — 92%, М.А. к В.И. — 92%.

У нас еще будет возможность проверить эти цифры, а пока послушаем, не Константина ли Сергеевича голос слышится в пьесе «Багровый остров»?

— ТЕАТР, МАТУШКА, ЭТО ХРАМ... (БО, П).

— ВООБЩЕ ТЕАТР — ЭТО ХРАМ. (БО, П).

— ТЕАТР — ЭТО...

— МЕСТО ИНТРИГ!! (БО, П).

— ТЕАТР — ЭТО ХРАМ. (БО, Э).

Но не слишком ли увлекся Мастер, а вслед за ним и я, этой метафорой? Даже допуская, что всякий художественный образ имеет глубинное, бытийное, воздействующее сквозь времена и культуры мистическое основание, нельзя же не принимать во внимание ограниченность и относительность этого воздействия.

Или Мастер угадал что-то такое, чего мы не знаем и не должны знать?

А может, и в самом деле в какой-нибудь из своих жизней Станиславский был жрецом?

Он был жрицей... — вдруг говорит Л.Ф. — Очень древняя культура... египетская... Так, все, вижу: молодая жрица, прошедшая путь очень сложный... мирской жизни эта женщина не знала... посвящение было еще в детстве... по воле родителей... Отец был философ... Это его желание, и мать тоже не возражала... Он хотел сына, а родилась дочь... С 6 до 14 лет ее готовили, обучали философии, музыке, рисованию, танцам, и в 14-летнем возрасте она получила посвящение... через танец... Прожила 61 год... До 43 лет сама исполняла, потом учила, была учителем... Очень красивая, очень молодо выглядела...

Читатель меня поймет: после такого сообщения, как бы к нему ни относиться, я не мог не спросить и о Немировиче-Данченко.

Он был священник, католический... XVIII век, начало... 1702-й год...

— Это год рождения?

— Нет... родился в 80-м... посвящение... Высокий, красивый... Прожил немного — 50 лет... Смерть неестественная — отравление...

Из письма В.И. Немировича-Данченко:

«Если я или Станиславский были хорошими директорами театра, то это потому, что мы были жрецами этого духовного здания — Театра» (В.И. Качалову. 24.VIII.1926).