Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874—1940) — режиссер, артист.
Ученик Вл.И. Немировича-Данченко. В труппе МХТ с 1898 по 1902 г.
В 1920—1921 гг. — заведующий ТЕО Наркомпроса; затем — руководитель Театра им. Вс. Мейерхольда. В 1938—1939 гг. — режиссер Оперного театра им. К.С. Станиславского.
Или, может, кто-нибудь думает, что Булгаков, консерватор архаист Булгаков мог изменить традициям своего рода — традициям священства и духовного служения?
Нет, он не собирался разрушать театр. Разве он похож на слабоумного? Не разрушать он пришел, а сохранить.
Он отказался передавать свои пьесы Мейерхольду. Причина, кажется, ясна. Потому что видел в его опытах разрушение театра.
— ВЫ ОПОЗДАЛИ РОДИТЬСЯ, — СКАЗАЛ МНЕ ФУТУРИСТ.
НЕТ, ЭТО МЕЙЕРХОЛЬД ПОСПЕШИЛ РОДИТЬСЯ.
— МЕЙЕРХОЛЬД — ГЕНИЙ!! — ЗАВЫВАЛ ФУТУРИСТ. НЕ СПОРЮ. ОЧЕНЬ ВОЗМОЖНО. ПУСКАЙ — ГЕНИЙ. МНЕ ВСЕ РАВНО. НО НЕ СЛЕДУЕТ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО ГЕНИЙ ОДИНОК, А Я — МАССА. Я — ЗРИТЕЛЬ. ТЕАТР ДЛЯ МЕНЯ. ЖЕЛАЮ ХОДИТЬ В ПОНЯТНЫЙ ТЕАТР («Столица в блокноте», VI).
ТЕАТР ИМЕНИ ПОКОЙНОГО ВСЕВОЛОДА МЕЙЕРХОЛЬДА, ПОГИБШЕГО, КАК ИЗВЕСТНО, В 1927 ГОДУ, ПРИ ПОСТАНОВКЕ ПУШКИНСКОГО «БОРИСА ГОДУНОВА», КОГДА ОБРУШИЛИСЬ ТРАПЕЦИИ С ГОЛЫМИ БОЯРАМИ... (РЯ, VI).
«Не так неправдоподобно, как кажется» (Р.В .Иванов-Разумник — А. Белому. 10.XI.1926; ЖМБ, с. 296).
«Замечу мимоходом, что всякий раз, когда впоследствии мне приходилось разговаривать с Всеволодом Эмильевичем о постановочном замысле «Бориса Годунова», он с юмором, но и не без раздражения вспоминал булгаковских голых бояр. В 1936/37 году Мейерхольд все же начал ставить «Бориса Годунова», но завершить эту работу ему не было суждено. Булгаков ошибся всего на десять лет...» (Л. Варпаховский; Встречи с Мейерхольдом. М., 1967, с. 460).
«К сожалению, не знаю Вашего имени-отчества. Прошу Вас дать мне для предстоящего сезона Вашу пьесу» (В.Э. Мейерхольд — М.А.Булгакову. 26.V.1927).
«Ах, как досадно, что у Вас нет пьесы! Ну, что поделаешь?!» (В.Э. Мейерхольд — М.А. Булгакову. 21.VI.1927).
— ИСКУССТВО БУДУЩЕГО!! — НАЛЕТЕЛИ НА МЕНЯ С КУЛАКАМИ.
А ЕСЛИ БУДУЩЕГО, ТО ПУСКАЙ, ПОЖАЛУЙСТА, МЕЙЕРХОЛЬД УМРЕТ И ВОСКРЕСНЕТ В XXI ВЕКЕ. ОТ ЭТОГО ВЫИГРАЮТ ВСЕ, И ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОН САМ. ЕГО ПОЙМУТ. ПУБЛИКА БУДЕТ ДОВОЛЬНА ЕГО КОЛЕСАМИ, ОН САМ ПОЛУЧИТ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ГЕНИЯ, А Я БУДУ В МОГИЛЕ, МНЕ НЕ БУДУТ СНИТЬСЯ ДЕРЕВЯННЫЕ ВЕРТУШКИ.
ВООБЩЕ К ЧЕРТУ ЭТУ МЕХАНИКУ. Я УСТАЛ
(«Столица в блокноте», VI).
Что же говорить о Мейерхольде, если даже Станиславский, антипод Мейерхольда, представлялся Булгакову авангардистом и, стало быть, тоже разрушителем!
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |