Вернуться к А.А. Кораблев. Мастер: астральный роман. Часть II

Годы ученичества

ГРОЗА ОМЫЛА МОСКВУ 29 АПРЕЛЯ, И СТАЛ СЛАДОСТЕН ВОЗДУХ, И ДУША КАК-ТО СМЯГЧИЛАСЬ, И ЖИТЬ ЗАХОТЕЛОСЬ (ЗП, 1).

Начался, как пишут исследователи, «театральный период» в жизни Булгакова. Признаюсь, такая периодизация мне непонятна. А когда, скажите, в его жизни не было театра?

Одно из первых приобщений Михаила Булгакова к таинствам театрального искусства: роли лешего и атамана разбойников в домашнем спектакле «Царевна Горошина». Режиссер — мама, В.М. Булгакова. Мише — 12 лет.

«Миша исполняет роль Лешего, играет с таким мастерством, что при его появлении на сцене зрители испытывают жуткое чувство» (Н.А. Булгакова-Земская; БД, с. 202).

Готовя себя к артистической карьере, или просто для своего удовольствия, он играет в домашних спектаклях:

мичмана Деревеева в водевиле «По бабушкиному завещанию»,

Хирина в «Юбилее» Чехова,

жениха в «Предложении» Чехова,

спирита в фантазии «Спиритический сеанс».

Летом 1910 года участвует в платных любительских спектаклях в поселке Буча, исполняет роли:

начальника станции в комедии «На рельсах» Хлопова,

дядюшки в комедии «Разлука та же наука» Григорьева,

Арлекина в одноактной пьесе «Коломбина»...

Участвует в постановках пьес-шарад:

«Шарады проходят эволюцию: ставят пьесы из нескольких актов в зависимости от числа слогов: на-след-ник, о-трава. Сейчас шарады гвоздь нечетных суббот, и действительно некоторые номера очень удачны» (И.М. Булгакова — Н.А. Булгаковой. 24.XI.1913).

Сочиняет шуточные пьесы «для домашнего употребления»:

«Поездка Ивана Павловича в Житомир»;

«Tempora mutantur, или Что вышло из того, который женился, и из другого, который учился»;

«С мира по нитке, голому шиш»... (ВМБ, с. 61—63; БД, с. 202—203).

В 1920—1921 годы во Владикавказе:

читает вступительное слово перед спектаклями;

заведует театральной секцией подотдела искусств;

преподает в Народной драматической студии;

пишет пьесы:

«Самооборона» (премьера — 4 июня 1920 г.);

«Братья Турбины» (премьера — 21 октября 1920 г.);

«Глиняные женихи» («Вероломный папаша») (1920);

«Парижские коммунары» (премьера — 18 (?) марта 1921 г.);

«Сыновья муллы» (премьера — 15 мая 1921 г.).

В 1921—1922 годах в Москве:

задумывает исторической драму о Николае II и Распутине;

поступает актером в бродячую труппу.

С 1925 года — сотрудничает с московскими, ленинградскими и периферийными театрами.

Работает консультантом в Театре рабочей молодежи (апрель 1930 — март 1931 гг.);

ассистентом режиссера во МХАТе

В 1925—1939 гг. написал 14 пьес и инсценировок,

2 киносценария,

4 оперных либретто.

Пьесы: «Дни Турбиных» (1925—1926; премьера — 5 октября 1926 г.);

«Зойкина квартира» (1925—1926, 1935; премьера — 28 октября 1926 г.);

«Багровый остров» (1926—1927; премьера — 11 декабря 1928 г.);

«Бег» (1927—1928, 1933, 1934);

«Кабала святош» (1929, 1931; премьера — 16 февраля 1936 г.);

«Блаженство» (1929, 1933—1934);

«Адам и Ева» (1930—1931);

«Александр Пушкин» (1934—1935);

«Иван Васильевич» (1934—1935);

«Батум» (1938—1939).

Инсценировки:

«Мертвые души» (1930);

«Война и мир» (1931—1932);

«Полоумный Журден» (1932);

«Дон-Кихот» (1937—1938).

Киносценарии: «Мертвые души» (1934—1935);

«Ревизор» (1934—1935).

Переводы: «Скупой» Ж.Б. Мольера (1935—1936);

«Виндзорские проказницы» У. Шекспира (1936).

Либретто опер:

«Минин и Пожарский» (1936—1937);

«Черное море» (1936—1937);

«Петр Великий» (1937);

«Рашель» (1938—1939).

* * *

Как видим, никакого театрального «периода» в жизни Булгакова не было. А была жизнь в театре, и был театр в жизни — был никогда и никуда не исчезавший некий ирреальный «мир», параллельный миру реальному, манящий «мантией мишурной», мир прелестной игры и восхитительных иллюзий. Предранние (киевские) и ранние (владикавказские) драматургические опыты приоткрыли его завесу, и неизбежным стало время, когда тот, кто призван стать автором, должен в этот мир войти.

— ЭТОТ МИР МОЙ, — скажет он, входя в него.