Вернуться к Е.А. Люгай. Конфликт «художник — власть» в пьесах М.А. Булгакова

1. История создания пьесы «Александр Пушкин»

Решение писать пьесу о Пушкине и пригласить в соавторы В.В. Вересаева, известного писателя и историка литературы, автора книг «Пушкин в жизни» и «Современники Пушкина», было принято Булгаковым летом 1934 года. Осенью Булгаков встретился с Вересаевым и предложил ему совместную работу, причем Вересаеву предлагалось взять на себя доставку исторических и биографических материалов, Булгаков брал на себя написание текста пьесы и договоры с театрами. Замысел пьесы к этому времени уже сложился: Булгаков предлагал писать пьесу о последних днях Пушкина без... Пушкина. Вересаев согласился. Черновые тетради Булгакова содержат материалы и выписки для пьесы, сделанные осенью 1934 года. Это выписки из писем современников Пушкина, многие из которых прямо вошли затем в реплики персонажей, описания внешности героев, их положения при дворе, возраста, основных моментов карьеры.

Одной из главных тем «Александра Пушкина» стала тема противостояния художника-творца и деспотической власти, ранее развитая Булгаковым в пьесе о Мольере «Кабала святош» и в беллетризованной биографии «Жизнь господина де Мольера», а также в писавшемся одновременно с пьесой «Александр Пушкин» романом «Мастер и Маргарита».

17 декабря 1934 года был заключен договор с Театром имени Е. Вахтангова на пьесу о Пушкине. 27 марта 1935 года черновая рукопись была закончена. 18 мая 1935 года Булгаков читал у себя дома пьесу о Пушкине в присутствии В.В. Вересаева, его жены М.Г. Вересаевой и актеров вахтанговского театра. С этого первого публичного чтения начался самый острый период разногласий между соавторами, которые, к счастью, объяснялись друг с другом в письмах и, таким образом, оставили чрезвычайно любопытные свидетельства совместной работы. Как известно, В.В. Вересаева и М.А. Булгакова связывала глубокая симпатия и подлинная дружба, доказанная в самые черные дни. Именно поэтому история их несостоявшегося соавторства столь ярко выявляет разницу их художественных позиций и своеобразие художественного метода Булгакова, о чем подробно будет сказано ниже.

Вересаев, без сомнения, выдающийся пушкинист, возмущенно писал Булгакову: «...Вы не сочли нужным изменить даже то, о чем мы с вами договаривались совершенно определенной. <...> Я до сих пор минимально вмешивался в Вашу работу, понимая, что всякая критика в процессе работы сильно подсекает творческий подъем. Однако это вовсе не значит, что я готов довольствоваться ролью скромного поставщика материала»1. В ответном письме 20 мая Булгаков возражает, что «всякий раз шел на то, чтобы делать поправки в черновиках при первом же возражении с Вашей стороны, не считаясь с тем, касается ли дело чисто исторической части или драматургической...»2

С февраля 1935 года Вересаев начинает писать собственные варианты сцен. Булгаков, делая некоторые исправления в собственном тексте по совету Вересаева, отказывался включать написанные им сцены в пьесу, мотивируя свой отказ их несценичностью. Существуют «твердые и едва ли не «вечные» законы драматического действия. Булгаков сознательно и последовательно считался с законами драмы. Недаром он ссылался на них и в своем споре с Вересаевым»3. Но дело было не только в несценичности вересаевских сцен. Булгаков, в отличие от Вересаева, который противопоставлял человека Пушкина поэту Пушкину, считал, что отделять жизнь от творчества немыслимо. К Пушкину у него было особое отношение. Л. Яновская приводит название доклада Булгакова о Пушкине — «Революционер духа»; в докладе говорилось о солнечном гении поэта, о его гуманизме и ненависти к насилию, тирании4.

«Булгаков создавал свое произведение в полемике с критиками, поэтами, пушкинистами. Взявшись за самую трудную, мало исследованную тогда историю дуэли и гибели, он самостоятельно изучал материалы, не принимая на веру ни одного пушкинистского утверждения»5.

2 июня 1935 года Булгаков читал первую законченную редакцию пьесы труппе Театра имени Е. Вахтангова. Чтение прошло с огромным успехом. 6 июня Вересаев отправил Булгакову письмо, в котором предлагал снять свое имя, признавая, что пьеса получилась полностью «булгаковской». Верно заметил А.М. Смелянский, что «расхождение было глубинное, мировоззренческое. Автору «Пушкина в жизни» представлялся добротный юбилейный спектакль, проверенный и одобренный лучшими пушкинистами. Булгакову мерещилась совсем иная пьеса, тоже основанная на документах пушкинской жизни, но вбирающая в себя большое время национальной истории, в том числе и ту эпоху, современником которой был создатель «Последних дней»6. Вересаев же посчитал, что это противоречит исторической правде. Однако А. Тамарченко, характеризуя уровень литературоведения в те годы, замечает: «На самом деле Вересаев отстаивал не историческую правду, а лишь тот уровень ее восприятия, какого достигло к тому времени советское историческое мышление, включая сюда и пушкиноведение, видным представителем которого был, несомненно, Вересаев. Это было время перехода от вульгарно-социологического заушения классиков (как представителей эксплуататорских классов и, стало быть, их идеологов) к не менее вульгарному «изнародованию» тех же классиков, которые начисто отрывались от своего социального круга и противопоставлялись ему»7. «То, что представлялось Вересаеву уклонением от социально-исторической истины, столь грубым, что он не мог поставить свою подпись под пьесой, выдержало проверку временем. ...Руководствуясь законами драмы и художественной интуицией, Булгаков добирался и до более глубоких слоев исторической правды»8.

20 сентября 1935 года было получено разрешение Реперткома на постановку «Александра Пушкина» в театре Вахтангова. Наученный горьким опытом, Булгаков старался не думать, что будет дальше. А дальше все разыгрывалось по знакомому нам сценарию.

9 марта 1936 года в «Правде» появилась статья о булгаковском «Мольере» «Внешний блеск и фальшивое содержание» (см. главу 2, пар. 1). 16 марта с Булгаковым полтора часа говорил председатель главреперткома П.Н. Керженцев, критиковал «Мольера» и «Пушкина». Булгакову стало понятно, что «Пушкина» снимут. Так и случилось. 17 марта в «Советском искусстве» появилась заметка о «Пушкине», в которой Булгаков и Вересаев названы «драмоделами»9. В этом же журнале было опубликовано выступление Керженцева, где было сказано о недопущении к постановке пьесы «Александр Пушкин».

Запрет пьесы Булгакова на этот раз не обсуждался так бурно в печати: Пушкин в 30-е годы, в частности, в связи с празднованием в 1937 г. столетия со дня его гибели, стал частью официального мифа. Поэтому, возможно, все опасные параллели между самодержавием пушкинских времен и диктатурой Сталина цензурой не замечались. Впрочем, некоторые наиболее острые моменты Булгаков при работе над пьесой все-таки снял. В частности, в окончательный текст не попал присутствовавший в первой редакции характерный диалог между жандармскими начальниками: «Бенкендорф. Много в столице таких, которых вышвырнуть бы надо. Дубельт. Найдется.»

Здесь можно было усмотреть слишком явный намек на высылку «дворянского элемента» и прочих политически неблагонадежных лиц из Ленинграда и Москвы после убийства секретаря ленинградской парторганизации С.М. Кирова (1886—1934)10.

Пушкинскому юбилею 1937 года пьеса Булгакова не понадобилась. Повторилась история, предсказанная в самой пьесе сочувствующим Пушкину осведомителем Битковым: «Не было фортуны ему. Как ни напишет, мимо попал, не туда, не то, не такие...»11

При жизни Булгакова пьеса не ставилась. Лишь через три года после запрещения, летом 1939-го, когда в Москве стало известно, что Булгаков 15 июня заключил со МХАТом договор на пьесу о Сталине, «Александр Пушкин» был разрешен. Протокол Реперткома от 26 июня 1939 года гласит:

«Протокол № 345

«Александр Пушкин» М. Булгакова — пьеса в 4-х действиях...

Пьесу вернее было бы назвать «Гибель Пушкина». Автор имел целью изобразить обстановку и обстоятельства гибели Пушкина.

Широкой картины общественной жизни в пьесе нет. Автор хотел создать лирическую, «камерную» пьесу. Такой его замысел осуществлен неплохо»12.

10 марта 1940 года Булгаков умер. После смерти Булгакова впервые текст пьесы «Александр Пушкин» зазвучал со сцены в спектакле МХАТа «Последние дни». Премьера состоялась в 1943 году. Спектакль продержался на сцене 16 лет.

Примечания

1. Булгаков Михаил. Письма... — С. 334.

2. Там же. — С. 336.

3. Тамарченко А. Указ. раб. — С. 46.

4. Яновская Л. Указ. раб. — С. 25.

5. Рабинянц А.Г. Из творческой истории пьесы М. Булгакова «Александр Пушкин» / Проблемы театрального наследия М.А. Булгакова... — С. 85.

6. Смелянский А.М. Статья-послесловие к 3 тому... — С. 597.

7. Тамарченко А. Указ. раб. — С. 61.

8. Там же. — С. 61.

9. Нинов А.А. Комментарии к пьесе М. Булгакова «Александр Пушкин» / М.А. Булгаков. Собр. соч. в 5 томах. Том 3. — С. 688.

10. Соколов Б. Указ. раб. — С. 84.

11. Булгаков М.А. Александр Пушкин / Собр. соч. в пяти томах. Т. 3. — М.: Худ. лит., 1990. — С. 510. В дальнейшем ссылки на данный художественный текст даются в работе по этому изданию. Арабская цифра в скобках после цитаты обозначает страницу.

12. Цит. по: Нинов А.А. Комментарии к пьесе М. Булгакова «Александр Пушкин» / М.А. Булгаков. Собр. соч. в 5 томах. Том 3. — С. 688.