Вернуться к Ф. Видерас Санчес. Коммуникативно-речевое поведение Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: лингвопрагматический аспект

2.1 Коммуникативное поведение Воланда

Воланд, как было отмечено в первой главе, самый сложный, неоднозначный и спорный герой романа, от которого зависит трактовка замысла произведения. Один из показателей сложности личности — его речевые акты, которые можно объединить в речевые стратегии и тактики. Важную роль пребывания Воланда в Москве играют: стратегии испытания и, в зависимости от результата, стратегии назначения наказания или награждения, которые обычно реализуются вместе со стратегией убеждения. Эти речевые стратегии связаны с его ролью великого суди вместо Бога в Москве 30-х годов.

2.1.1. Стратегия испытания, ее тактики и языковое оформление

Согласно одной из принятых точек зрения булгаковедов (Л.М. Яновская, Т.А. Стойкова, Б.В. Соколов), Воланд стремится распространять правосудие. Первый шаг к осуществлению этой цели заключается в испытании людей, с которыми он общается. В зависимости от ответа и поведения адресатов, Воланд награждает или определяет наказание, которое впоследствии исполняет свита.

Первый случай испытания фигурирует в первой редакции романа 1929 года, который позже Булгаков убрал, но который служит хорошим аргументом в пользу выделения этой стратегии. Ситуация имеет место на Патриарших Прудах с Берлиозом и Бездомным. После признания в атеизме литераторов и отрицания существовании дьявола, Воланд проверяет, насколько искренни их мнения.

Необходимо быть последовательным, — отозвался на это консультант. — Будьте добры, — говорил он вкрадчиво, — наступите ногой на этот портрет, — он указал острым пальцем на изображение Христа на песке.

Воланд обращается к Бездомному с тактикой просьбы доказать его неверие через поступок, который верующие считали бы богохульством. В этой редакции романа после выполнения просьбы литераторы получают свое наказание.

Дальше будем анализировать ситуации, описание которых осталось в окончательном варианте романа.

Обычно грязную работу выполняют члены свиты, они искушают москвичей на совершение неблагородных поступков. Исключение составляет буфетчик: Воланд лично искушая его, поскольку буфетчик специально пришел побеседовать с ним о деньгах, которые потом превратились в наклейки и бумажки. Речевое поведение Воланда характеризуется отклонениями от темы разговора, желательной для буфетчика.

Чашу вина? Белое, красное? Вино какой страны предпочитаете в это время дня? (с. 214)1

Этим вопросом «выбор без выбора» Воланд не просто искушает, а подталкивает буфетчика к поступку, который традиционно относится к порокам, и заодно использует тактику нарушения правил этикета, переходя границы официальной встречи. Те же самые стратегию и тактику Воланд использует дальше после отказа гостя.

Напрасно! Так не прикажете ли партию в кости? Иди вы предпочтете другие какие-нибудь игры? Домино? Карты? (с. 214)

Воланд снова задает вопросы, предлагающие осуществить выбор без выбора (что бы ни выбрал собеседник — грех), чтобы подтолкнуть буфетчика совершать поступок, традиционно связанный с пороком. Потерпев коммуникативную неудачу, Воланд переключает тему разговора на дело, по которому буфетчик пришел.

Стратегия испытания применительно к Маргарите применяется Воландом после великого бала на ужине. На слова Маргариты о том, что она собирается уйти, Воланд реагирует так:

Сядьте-ка, — вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. — Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье? (с. 292)

Здесь выделяются две тактики. Первая — тактика приказа, которая осуществляется с помощью императивного речевого акта. Императив выражен повелительной формой глагола в сочетании с частицей «ка» и повелительной интонацией. Вторая — тактика косвенного (в форме вопроса) выражения готовности выполнить ее любое желание. Таким образом, Воланд подталкивает Маргариту выразить просьбу, он проверяет, будет ли она корыстна и попросит ли награду, с учетом того, что она заранее получила обещание Азазелло узнать о Мастере. Маргарита ничего не просит и только предлагает свои услуги в случае, она снова будет нужна.

Как видно из приведенных выше примеров, Воланд испытывает главным образом с помощью вопросов, не предоставляя собеседнику порой шанса выбора поступка, не связанного с ненужным ему как манипулятору действием. Однако и буфетчик, и Маргарита успешно проходят испытание. Только Бездомный неуспешно проходит испытание в эпизоде из первой редакции романа. Важно отметить вежливые формы Воланда при проведении испытаний. Цель этой стратегии — выявить, кто праведник, а кто грешник, и осуществить правосудие.

2.1.2. Стратегия убеждения (аргументирования), ее тактики и языковое оформление

В общении с Берлиозом и Бездомным стратегия убеждения взаимодействует со стратегией испытания людей на прочность их убеждений. После утверждения последних о том, что человек управляет жизнью, Воланд произносит:

Виноват, — мягко отозвался неизвестный, — для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок <...> А бывает еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, — тут иностранец прищурился на Берлиоза, — пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет — поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? — и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком (с. 12).

Воланд выдвигает тезис о том, что человек не может управлять своей жизнью из-за непредвиденных несчастных случаев, с целью проверить, как реагируют литераторы на противоположную точку зрения. Причем Воланд утверждения облекает в форму вопросов. Высказывание «собирается в Кисловодск и вдруг возьмет — поскользнется и попадет под трамвай» является косвенным намеком на планы Берлиоза и на его судьбу. В последнем вопросе содержится намек на истину (тактика намека), которую Воланд временно скрывает.

Потому, — ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черный птицы, — что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится (с. 15).

Воланд дает обоснование неизбежности события при помощи тактики констатация факта.

Самый важный момент в реализации стратегии обвинения наступает в сеансе черной магии в Театре Варьете. После показа фокуса с падающими с потолка деньгами и обезглавливания конферансье Воланд произносит:

Ну что же, — задумчиво отозвался тот, — они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны ну, что ж... и милосердие иногда стучится в га сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их... — и громко приказал: — Наденьте голову (с. 130).

В его выводах заключается тактика констатации того факта, что человеческая природа не меняется вне зависимости от политической обстановки, в которой люди живут. Этот короткий монолог — один из самых ключевых моментов романа, поскольку здесь критика и сатира направлена не на одного частного, выдуманного лица, а на москвичей в целом. Сатира — один из самых важных элементов не только романа, но и целого творчества Булгакова.

Стратегию аргументирования Воланд использует в ключевом моменте романа — встрече с Левием Матвеем на крыше Пашкова Дома, в которой будет определена судьба Мастера и Маргариты. Это единственный момент в романе, когда представители света и тьмы встречаются. Значимость для замысла романа этой встречи заключается в том, что Воланд объясняет, как мир построен. На комментарий Левия Матвея о том, что он не желает, чтобы Воланд здравствовал, последний говорит:

Но тебе придется примириться с этим, — возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, — не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, — в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла. И как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп (с. 375).

В данном монологе Воланд защищает свою позицию с помощью вопросов, от которых не ждет ответа (риторических вопросов), для того, чтобы зародить сомнение у Левия Матвея, продемонстрировать ошибочность его мнения, убедить в глупости. При этом он также констатирует факты (например, Вот тень от моей шпаги).

Воланд использует стратегию убеждения, поскольку считает, что Левий Матвей — человек, который не понимает суть мира. Слова Воланда подтверждают дуалистическую концепцию романа, согласно которой — мир состоится из двух противостоящих и неотъемлемых частей, то есть добра и зла, и Воланд — глава темной части, о чем свидетельствуют его слова «мне мешают заниматься» в нехорошей квартире.

Таким образом, Воланд реализует стратегию убеждения с разными целями в зависимости от собеседника. Воланд проверяет, приводит итоги испытания и опровергает теорию представителя светлой части мира. Чтобы убедить собеседника, он задает вопросы, являющиеся утверждениями, и тем самым не предоставляет собеседнику возможности возражать. Исключение — размышления Воланда в Театре Варьете, когда он не задает вопросы, а комментирует то, что он видел. Он аргументирует свою позицию серьезным тоном в Варьете, показывая свое презрение к публике, и в разговоре с Левием Матвеем. Только в разговоре с Берлиозом и Бездомным Воланд говорит веселым тоном, проявляя иронию.

2.1.3. Стратегия назначения наказания, ее тактики и языковое оформление

В отличие от остальных инфернальных героев, Воланд не наказывает, а лишь назначает наказание, которое потом будут исполнять члены свиты. Заметим, что назначение наказания всегда осуществляется косвенным способом.

Рассмотрим разговор Воланда с Берлиозом и Бездомным на Патриарших Прудах. Пожалуй, это самый богатый и заодно сложный разговор всего романа в силу разнообразия стратегий и тактик, которое содержит.

Воланд говорит о смерти Берлиоза в рамках их спора о способности человека управлять своей жизнью. Так отвечает на вопрос Берлиоза «Может быть, вы знаете, какой именно? И скажете мне?» (про свою смерть):

Охотно, отозвался незнакомец. Он смерил Берлиоза взглядом, как будто собирался сшить ему костюм, сквозь зубы пробормотал что-то вроде: «Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть — несчастье... вечер — семь...» — и громко и радостно объявил: — Вам отрежут голову! (с. 15).

Вопреки мнению некоторых исследователей, Воланд не предсказывает, а определяет то, что с его собеседниками случится. Нашу мысль подтверждает тот факт, что Берлиоз погибает после того, как он прошел через турникет по подсказке Коровьева. Следовательно, его смерть не является случайным несчастным случаем.

Случай с Бездомным тоже свидетельствует о способности Воланда решать судьбу собеседников. На вопрос Бездомного «Вам никогда не приходилось бывать в лечебнице для душевнобольных?» Воланд отвечает:

Бывал, бывал, и не раз! — вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта, — где я только не бывал! Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения. Так что вы уж сами узнайте это у него, Иван Николаевич! (с. 16).

Воланд отвечает на вопрос Бездомного тактикой подмены значения выражения (прием буквализации). Восклицание придает иронический оттенок ответу. Фраза «Так что вы сами узнайте у него, Иван Николаевич!» является косвенным назначением наказания, поскольку тот факт, что после погони за инфернальными героями Бездомного отвезут в лечебницу и доктор поставит диагноз «шизофрения», свидетельствует о том, что случившееся не может являться простым совпадением. Таково решение Воланда. Таким образом, Булгаков косвенно критикует представителей литературного мира, с которыми у него были сложные отношения.

Следующее назначение наказания происходит в нехорошей квартире, в комнате Степана Лиходеева. Воланд приходит туда со своей свитой с целью выгнать Лиходеева из квартиры и заселиться в нее.

И свита эта требует места, — продолжал Воланд, — так что кое-кто из нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний — именно вы! (с. 86)

Изгнание Лиходеева из квартиры не только нужно для заселения, оно является наказанием Лиходеева за злоупотребление должностными полномочиями и аморальный образ жизни. Об этом свидетельствуют обвинение Коровьева и тот факт, что Лиходеев испытывает чувство похмелья в момент знакомства с Воландом.

Последняя ситуация с наказанием происходит в конце великого бала у Сатаны с Бароном Майгелем. Барон Майгель — шпион под маской гида для иностранных граждан, который приходит в нехорошую квартиру узнать о том, что там происходит, после неудачных попыток милиции узнать, что происходит в квартире.

Да, кстати, барон, — вдруг интимно понизив голос, проговорил Воланд, — разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Говорят, что она, в соединении с вашей не менее развитой разговорчивостью, стала привлекать общее внимание. Более того, злые языки уже уронили слово — наушник и шпион. И еще более того, есть предположение, что это приведет вас к печальному концу не далее чем через месяц. Так вот, чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили прийти к вам на помощь, воспользовавшись тем обстоятельством, что вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать все, что можно (с. 284).

После этих слов Азазелло стреляет в барона. Воланд использует тактику косвенного назначения наказания, когда говорит «чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили прийти к вам на помощь». Он также употребляет тактику обвинения, с помощью которой раскрывает личность барона. Следует обратить внимание на тот факт, что Воланд «интимно понизил голос», который придает ситуации серьезный оттенок. Таким образом, Булгаков направляет свою критику против представителей власти и одной практики, распространенной в СССР в то время, — подслушивания.

Таким образом, Воланд использует эту стратегию, чтобы определять судьбу грешников и указывать членам свиты, что им следует делать. Он это делает косвенно с помощью эвфемизма, буквализации вопроса и полуправды. Воланд выступает как судья и палач.

2.1.4. Стратегия награждения, ее тактики и языковое оформление

Это стратегия осуществляется только один раз, но она крайне важна для понимания замысла романа, тем более что она является исключением после целого ряда обвинений и наказаний. Она используется после успешного испытания Маргариты.

Верно! Вы совершенно правы! — гулко и страшно прокричал Воланд, — так и надо! (с. 292)

Воланд использует тактику констатации правильного поступка как введение к награждению. То, что он говорит гулко и страшно, выдает его удовлетворение поведением хозяйки. Сразу после этого произносит один из самых содержательных комментариев всего романа.

Мы вас испытывали, — продолжал Воланд, — никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина! — Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты, и опять она оказалась сидящей рядом с ним в постели. — Итак, Марго, — продолжал Воланд, смягчая свой голос, — чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я (с. 292).

В этом коротком монологе Воланд использует тактику предложения награды за правильное поведение и приглашение свободно высказываться. Но самый важный момент — это его первые слова, когда он объясняет правило жизни: ничего не просить у сильных, дает совет (использует тактику совета). Фразу Воланда «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас.» Булгаков адресует не только Маргарите, но и читателям. Она является предупреждением Булгакова после его неудачного обращения с просьбой к Сталину. Писатель написал в правительство СССР письмо с просьбой разрешить ему уехать за границу с целью свободно заниматься творчеством. В ответ поступил личный звонок Сталина. Он спросил, доволен ли Булгаков обстановкой, в которой живет, и тот, испуганно ответил, что много размышлял и заключил, что писатель не может жить вне родины. Таким образом, Булгаков сказал Сталину в подтексте «моя судьба в Ваших руках» [Документальный фильм «Загадки Мастера и Маргариты». Режиссер-постановщик: Юлия Проскурня-Завьялова URL: http://russia.tv/brand/show/brand_id/10222 Телеканал «Россия»].

Таким образом, Воланд доказывает, что осуществляет правосудие, когда употребляет эту стратегию с целью предоставить праведникам то, что они заслужили. В романе Маргарита — единственный герой, по отношению к которой он использует стратегию награждения. Воланд ее реализует с помощью тактик констатации правильного поведения и совета. Следует отметить интонацию Воланда, «гулкую и страшную», которую он использует, чтобы выразить свое восхищение.

Подводя итоги анализа речевого поведения Воланда, можем утверждать, что Воланд — дуалистическая и неоднозначная фигура, которая, будучи повелителем теней, является необходимыми для устойчивости мира. Однако в романе Булгакова он предстает в большей степени как положительный герой, так как именно этот герой вершит правосудие, о котором мечтал Булгаков, и именно в его уста писатель вкладывает те мысли, которые хочет донести до читателя. Его речь — самая богатая в романе, поскольку содержит разные речевые стратегии и тактики с целью осуществить правосудие. Первая и главная его стратегия — испытание, которая реализуется с помощью тактик приказа и подталкивания к поступку в форме вопроса «выбор без выбора». В зависимости от результата испытания Воланд использует стратегию назначения наказания через косвенные комментарии о судьбе собеседника и стратегию награждения, реализуемую с помощью тактики совета и предложения награды. Важное место в его речи занимает стратегия аргументирования, которая осуществляется при помощи тактики убеждения, в оформлении которой используются вопросительные предложения, являющиеся по сути утверждениями.

Примечания

1. Здесь и далее в круглых скобках страницы указываются по изданию: Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. СПб: Азбука Классика, 2012. 413 с.