Вернуться к Ф. Видерас Санчес. Коммуникативно-речевое поведение Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: лингвопрагматический аспект

2.2. Коммуникативно-речевое поведение Коровьева

Коровьев — самый активный член свиты и самый неоднозначный герой инфернальной группы после Воланда, что отражено в его речевых актах. Он, как и остальные, осуществляет стратегии наказания и искушения, но стоит заметит, что она реализуется через разные способы, в которых доминируют мотивы буффонады, то есть, шутовские манеры и формы, свойственные клоуну. Кроме этого, он показывает себя как помощник того, кто это заслужил, усложняя трактовку своего образа.

2.2.1. Стратегия наказания, ее субстратегии, тактики и языковое оформление

Коровьев относится к москвичам с пренебрежением, и все его речевые акты направлены на реализацию стратегии наказания. Вместе с стратегиями высмеивания и обвинения, в его речи выделяется один главный элемент, который отличает его от остальных инфернальных героев: лесть. Чрезмерная вежливость характеризует его как клоуна, который является на самом деле палачом.

2.2.1.1. Субстратегия высмеивания

Паясничание — главная черта характера Коровьева при его общении с москвичами. Оно — одно из средств Булгакова для сатиры романа, и откровенно проявляется в начале романа, в разговоре с Иванов Бездомным. Так реагирует Коровьев на просьбу поэта о помощи в задержании преступника (Воланда):

Где твой преступник? Где он? Иностранный преступник? — глаза регента радостно заиграли, — этот? Ежели он преступник, то первым долгом следует кричать «караул!» А то он уйдет. А ну, давайте вместе! Разом! — и тут регент разинул пасть (с. 50).

Тактика «надевания речевой маски непонимающего», которая выражена цепочкой вопросных конструкций. Притяжательное местоимение «твой» Коровьев использует, чтобы указать на субъективность обвинения в адрес Воланда. Тактика иронизирования выражена как в речи, так и невербально (радостным выражением глаз). Предложение кричать «караул» вместе и открытие рта являются тактикой высмеивания Бездомного, ибо сам Коровьев ничего не кричит. Стоит обратить внимание на использование сочетания «разинул пасть» вместе «открыл рот», которое выдает некую животную суть героя и предсказывает самоназвание «Коровьев».

Следующим примером высмеивания пороков москвичей послужит его деловое собеседование в нехорошей квартире с Никанором Иванович, председателем жилтоварищества.

Ба! Никанор Иванович! — заорал дребезжащим тенором неожиданный гражданин и, вскочив, приветствовал председателя насильственным и внезапным рукопожатием (с. 98).

Коровьев использует тактику фамильярного обращения, оформленную в речи при помощи междометия-восклицания «БА!». Визит председателя не является неожиданностью, поскольку восклицанием «БА!» Коровьев выражает свое узнавание собеседника. Напоминаем, что они встречаются впервые. То, что он это делает громко, «дребезжащим тенором» и дает ему руку «насильственно и внезапно», выдают эмоции, несвойственные деловым встречам. Нарушение правил этикета наблюдается в течение всей встречи.

Фамилия моя, — ничуть не смущаясь суровостью, отозвался гражданин, — ну, скажем, Коровьев. Да не хотите ли закусить, Никанор Иванович? Без церемоний! А? (с. 99).

Тактика перевода разговора на другую тему путем предложения закусить, выраженного при помощи восклицания «без церемоний» и усилительной частицы «а» со значением «ну скажи же», «не так ли». Тем самым уводит Никанора Ивановича от выполнения работы. Следует подчеркнуть иронию, выраженную с помощью частиц «ну» и «да».

В телефонном разговоре с Иваном Савельевичем Варенухой, администратором Театра Варьете, Коровьев пытается расположить к себе собеседника путем использования тактик подчеркнуто вежливого обращения и выражения ложной готовности оказать услуги.

Помощник, помощник его и переводчик Коровьев, — трещала трубка, — весь к вашим услугам, милейший Иван Савельевич! Распоряжайтесь мной как вам будет угодно. Итак? (с. 113).

Этикетная формула «весь к вашим услугам» позволяет Коровьеву продемонстрировать ту покорность, которую он не собирается осуществлять. Чрезмерная вежливость проявляется и заключительных фразах разговора:

Прошу принять, — говорила трубка, — мои наилучшие, наигорячейшие приветы и пожелания! Успехов! Удач! Полного счастья. Всего! (с. 114)

Своими «добрыми» пожеланиями Коровьев не позволяет Варенухе узнать о местонахождении Степана Лиходеева, директора Театра Варьете, который исчез без известий.

Стратегия высмеивания используется Коровьевым и в общении с Поплавским, дядей Берлиоза, которого он первый встречает в «нехорошей квартире». Коровьев Поплавскому говорит о смерти племянника:

Начисто, — крикнул Коровьев, и слезы побежали у него из-под пенсне потоками, — начисто! Я был свидетелем. Верите — раз! Голова — прочь! Правая нога — хрусть, пополам! Левая — хрусть, пополам! Вот до чего эти трамваи доводят! — и, будучи, видимо, не в силах сдержать себя, Коровьев клюнул носом в стену рядом с зеркалом и стал содрогаться в рыданиях (с. 205).

Подробным описанием несчастного случая Коровьев нарушает правила этики, стараясь вызвать у собеседника отрицательные эмоции. Тем не менее, настоящая цель Поплавского в Москве — не прийти на похороны племянника, а унаследовать его квартиру. Таким образом, герой притворяется, т. е. надевает маску сочувствующего человека, демонстрируя в слезах те чувства, которые на самом деле не испытывает. Тем самым Коровьев насмеется над Поплавским, который также демонстрирует ложное чувство скорби.

Стратегия высмеивания применяется Коровьевым также у ворот Дома Грибоедова, в котором находится штаб МАССОЛИТа. Объектом высмеивания оказываются члены МАССОЛИТа:

Совершенно верно, — согласился со своим неразлучным спутником Коровьев, — и сладкая жуть подкатывает к сердцу, когда думаешь о том, что в этом доме сейчас поспевает будущий автор «Дон Кихота», или «Фауста», или, черт меня побери, «Мертвых душ»! А? (с. 366)

Коровьев упоминает в данном случае названия тех литературных произведений, которые сыграли большую роль в творчестве Булгакова. Автор «Мастера и Маргариты» написал пьесу «Дон Кихот» на основе великого романа испанца, из поэмы немца взял прототип своего главного героя, а Гоголь был любимым автором писателя. Коровьев, используя тактику иронии, ставит под сомнение таланты тех людей, которые являются членами МАССОЛИТа. Он иронизирует с помощью таких выражений, как «сладкая жуть подкатывает к сердцу», «черт меня побери» и слова «поспевает» в переносном значении.

2.2.1.2. Субстратегия обвинения

В общении Коровьева с москвичами эта субстратегия единственная, с помощью которой он эксплицитно выражает свои мысли. Булгаков непосредственно вкладывает свои слова в уста героя, например в спальной Степана Лиходеева, директора Театра Варьете.

Они, они! — козлиным голосом запел длинный клетчатый, во множественном числе говоря о Степе, — вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки! (с. 86)

Сказанное апеллирует к тому, чем Лиходеев занимался прошлой ночью, поэтому можно сказать, что стратегия реализуется при помощи тактики обобщения, дискредитирующей всех членов МАССОЛИТа. Для этого используется прием генерализации. Таким образом, писатель раскрывает лицемерие тех деятелей, которые представляют народ трудящихся, но живут как буржуазия предыдущей эпохи.

В конце сеанса черной магии в Театре Варьете Коровьев снова использует стратегию обвинения:

Уй, мадам! — подтвердил Фагот, — натурально, вы не понимаете. Насчет же заседания вы в полном заблуждении. Выехав на упомянутое заседание, каковое, к слову говоря, и назначено-то вчера не было, Аркадий Аполлонович отпустил своего шофера у здания акустической комиссии на Чистых Прудах (весь театр затих), а сам на автобусе поехал на Елоховскую улицу в гости к артистке разъездного районного театра Милице Андреевна Покобатько и провел у нее в гостях около четырех часов (с. 135).

Данное показание о действиях мужа одной зрительницы, который требовал разоблачение фокусов, является обвинением в лицемерии и распутной жизни официальных лиц советского общества. Это также ответ тем, кто слепо верит власти и отказывается верить в то, что демонстрируется на глазах.

Таким образом, Коровьев использует стратегию наказания с помощью субстратегий высмеивания и обвинения. В первом случае доминирует веселый тон вместе с лестью, реализованной тактикой ложного комплимента. В обвинениях он показывает себя как порицатель и говорит более серьезным тоном.

2.2.2. Стратегия искушения, ее тактики и языковое оформление

Искушение — одна из самых важных стратегий всей инфернальной группы. Коровьев использует ее впервые во время деловой встречи с Никанором Ивановичем:

Я понимаю, — вскричал Коровьев, — как же без увязки, обязательно. Вот вам телефон. Никанор Иванович, и немедленно увязывайте. А насчет денег не стесняйтесь, — шепотом добавил он, увлекая председателя в переднюю к телефону, — с кого же взять, как не с него! Если б вы видели, какая у него вилла в Ницце! Да будущим летом, как поедете за границу, нарочно заезжайте посмотреть — ахнете! (с. 101)

Коровьев употребляет тактику убеждения (не стесняйтесь <...> с кого же взять, как не с него!), в том числе путем отсылки к факту (Если б вы видели, какая у него вилла в Ницце!). Эта же тактика реализуется при помощи аргумента к традиции (...у иностранцев полагается) и аргумента к личности (Вы его обидите <...> а это неудобно).

И слушать не стану, — зашипел в самое ухо Коровьев, — у нас не полагается, а у иностранцев полагается. Вы его обидите, Никанор Иванович, а это неудобно. Вы трудились... (с. 102—103).

Реализовать стратегию искушения помогают невербальные способы воздействия: шепот, шипение. Коровьев добивается цели, и Никанор Иванович уходит с деньгами.

На сцене Театра Варьете субстратегия искушения используется применительно к жителям города и реализуются прежде всего невербально — при помощи фокусов. После номера с падающими с потолка деньгами и выводов Воланда о сущности людей, Коровьев, Бегемот и Гелла производят последний фокус с целью осуществления наказания москвичей за их корысть и тщеславие.

Прошу! — орал Фагот, — без всякого стеснения и церемоний! (с. 132)

Коровьев — известен в театре как Фагот — использует тактику приглашения жителей города осуществить желаемое. Он добивается цели, и женщины обменивают свои платья на модные модели. Наказание наступает, когда платья, в которые женщины были одеты, бесследно исчезают, и те оказываются на улице голыми.

Булгаков показывает читателю, что природа человека не меняется даже при установлении в обществе новых системы и ценностей.

Таким образом, Коровьев использует стратегию искушения, которая реализуется при помощи тактик убеждения и подталкивания собеседника к желаемому поступку. Как и в высмеивании, Коровьев говорит весело, нарушая правила этикета.

2.2.3. Стратегия оказания помощи, ее тактики и языковое оформление

Совсем по-другому Коровьев ведет себя в общении с Маргаритой. Он обращается к ней с уважением, поскольку она была выбрана королевой великого бала у Сатаны, дает ей целый ряд советов, инструкций и подсказок. Например, в ситуации знакомства Маргариты с Воландом, когда тот говорит, что придется отменить партию на шахматы с Бегемотом, Коровьев предупредил:

Ни в каком случае — тревожно свистнул по-суфлерски над ухом Маргариты Коровьев (с. 263).

Коровьев использует тактику тайной подсказки (совета) для того, чтобы Маргарита узнала о правилах общения с Воландом. В течение всего бала Маргарита будет получать целый ряд советов и инструкций. В процессе ожидания гостей бала Коровьев объясняет Маргарите, как она должна обращаться к ним:

Ничего, ничего, ничего! — бормотал Коровьев у дверей комнаты с бассейном, — ничего не поделаешь, надо, надо, надо. Разрешите, королева, вам дать последний совет. Среди гостей будут различные, ох, очень различные, но никому, королева Марго, никакого преимущества! Если кто-нибудь не понравится... Я понимаю, что вы, конечно, не выразите этого на своем лице... Нет, нет, нельзя подумать об этом! Заметит, заметит в то же мгновение. Нужно полюбить его, полюбить, королева. Сторицей будет вознаграждена за это хозяйка бала! И еще: не пропустить никого. Хоть улыбочку, если не будет времени бросить слово, хоть малюсенький поворот головы. Все, что угодно, но только не невнимание. От этого они захиреют... (с. 270—271)

Коровьев дает совет о правильном поведении на балу. Он относится к Маргарите как к добыче, которая должна подчиняться ему, однако, несмотря на это, герой относится к ней уважительно, так как она всегда покорно исполняет все, что ей говорят, и является королевой и хозяйкой бала.

После испытания Воландом Маргариты Коровьев произносит свои последние слова, обращенные к ней, и снова реализующие тактику совета:

Алмазная донна, на сей раз советую быть поблагоразумнее! А то ведь фортуна может и ускользнут! (с. 295)

Коровьев дает добрый совет Маргарите не ради собственного интереса, а ради того, чтобы она могла получить заслуженную награду.

Итак, Коровьев использует стратегию оказания помощи с помощь тактики совета и тактики подсказки. В речевых актах данной стратегии доминирует серьезный тон, который позволяет ему демонстрировать свое уважение к адресату.

Таким образом, можем утверждать, что Коровьев выбирает речевые стратегии в зависимости от адресата: стратегию наказания в общении с москвичами (за исключением Мастера и Маргариты), которая реализуется через высмеивание и искушение; стратегию награждения в общении с Маргаритой. Для Коровьева характерны тактики ложного комплимента, убеждения и подталкивания к желаемому поступку в реализации этих стратегий, он обычно говорит веселым тоном и с манерами, характерными для клоуна.