Вернуться к Н.В. Якимец. Категория авторской модальности в функциональном аспекте (на материале «Театрального романа» М.А. Булгакова)

Раздел 3. Методика анализа авторской модальности художественного произведения

Представив в теоретическом плане авторскую модальность как системообразующий фактор художественного произведения и определив средства её выражения (системообразующие средства) на всех уровнях художественной системы, необходимо разработать методику анализа, учитывающую системообразующий характер объекта и в наибольшей степени отвечающую потребностям практической работы (анализу литературного произведения).

На наш взгляд, анализ авторской модальности как системообразующего фактора произведения является одним из путей комплексного анализа ХП. Конечная цель такого анализа — постижение идейно-художественного содержания произведения с максимально возможной полнотой и объективностью. По справедливому утверждению Г.А. Гуковского, идейное содержание произведения воплощается «в сложном комплексе всех его элементов, в системе этих элементов» [Гуковский 1966, с. 66], и, следовательно, чтобы понять идею произведения, нужно «понять идею каждого из его компонентов в их синтезе, в их системной совокупности, — и в то же время каждого из этих компонентов в частности» [указ. соч., с. 101].

Достижение данной цели представляется возможным при проведении анализа произведения с учётом следующих принципов: 1) путь анализа предполагает движение по спирали — от первого впечатления (от произведения в целом) необходимо перейти к детальному анализу элементов, а затем — что наиболее важно — необходимо синтезировать элементы на новой основе (каждый элемент должен быть исследован не изолированно, а как компонент, функционирующий в системе, то есть взаимодействующий с другими компонентами)1; 2) необходимо учитывать, что основу художественной системы составляют три уровня его организации: содержательный, уровень образной системы и языковой, — следовательно, наиболее глубоким и полным будет исследование, сочетающее поуровневый анализ с обязательным синтезированием; 3) необходимо выявить категорию, позволяющую рассматривать каждый элемент произведения в его системной отнесённости, то есть категорию, представленную на всех уровнях художественной системы, обеспечивающую целостность системы произведения. Например, В.В. Виноградов видел в качестве такой категории категорию «образ автора» (данную точку зрения поддерживают многие учёные), другие — в частности А.И. Горшков — считают такой категорией композицию.

Думается, в качестве такой стержневой для произведения категории, на базе которой может быть осуществлён целостный анализ произведения, можно рассматривать категорию авторской модальности, на основании того, что она, объективируя в произведении субъекта художественной системы (в понимании, предложенном Ю.М. Лотманом), функционирует как системообразующий фактор, реализуясь на всех его уровнях через целую систему средств. Кроме того, из изложенного в данной главе вытекает, что авторская модальность как глобальное явление поглощает и образ автора, и композицию, и другие составляющие произведения.

Сформулируем в общем виде методику анализа авторской модальности как системообразующего фактора произведения. Безусловно, такая методика будет носить характер принципиальной схемы, так как в каждом конкретном случае в её применении будет проявляться специфика, отражающая своеобразие конкретной художественной системы.

Авторская модальность, будучи функционально-семантической категорией, воплощается через средства системообразования на всех уровнях системы произведения, следовательно, выявив средства выражения авторской модальности, можно делать выводы о её специфике в произведении. Представляется целесообразным проводить анализ системообразующих средств (средств выражения АМ) на каждом из основных уровней художественной системы, при этом, конечно, неизбежны некоторые пересечения, обусловленные единством системы в целом, взаимодействием её уровней.

1. На уровне содержания литературного произведения авторская модальность реализуется через семантические доминанты и мотивную структуру, выявление которых возможно путём анализа языковых единиц, принадлежащих разным ярусам языкового уровня (основную нагрузку, на наш взгляд, несут лексический и синтаксический ярусы, но, думается, в отдельных случаях «центр тяжести» может перемещаться, например, на морфологический или фонетический слои).

Так, на лексическом уровне особую значимость приобретает частотность лексем, принадлежащих определённому лексико-семантическому полю2, свидетельствующая о релевантности для авторского сознания отражаемого ими понятия, их сочетаемость, дающая семантические трансформации комбинаторного характера вплоть до появления символического значения, выявляемые при сопоставлении контекстуального значения слова с общеязыковым значением, закреплённым в словарях.

Существенную роль в реализации доминанты произведения играет грамматическая, в частности синтаксическая семантика. В этом плане важно, какие типы синтаксических конструкций использует автор: односоставные или двусоставные предложения, с осложнением или без него, каков характер осложнения; частотны ли сложные предложения, какие типы преобладают, какие союзные средства используются и т. д. Здесь представляется уместным акцентировать внимание на том, что выявление указанных языковых фактов — не самоцель, а средство для определения их роли в выражении смысловой доминанты, а значит — формировании семантики произведения в целом.

2. На уровне образной системы произведения способами воплощения авторской модальности являются композиционная организация произведения и его хронотоп.

Особенности композиции — в содержательном плане — как способа развёртывания повествования выявляются при сопоставлении «реального» событийного ряда (события, расположенные в хронологической последовательности с учётом причинно-следственных связей) и его интерпретации автором. Важную роль играет также формальная организация текста, передающая его синтагматическое членение (части, главы, абзацы и др.).

На выявление специфики композиционной организации произведения нацелен и анализ временных параметров художественного мира — художественного времени. Необходимо определить способы создания временной перспективы изображаемого (синхронное изображение, ретроспекция, проспекция, сложные формы организации временной перспективы), а также степень субъективированности в изображении времени. Формы взаимодействия временных и пространственных параметров художественного мира также являются неотъемлемой характеристикой авторской модальности произведения, так как их взаимоотношения нося предельно субъективный характер.

Выявление специфики пространственной организации художественного мира — художественного пространства — может рассматриваться как средство характеристики персонажей, следовательно, средство выражения авторского отношения к ним (АМ).

В целом же пространственно-временная организация художественного мира произведения в концептуальном плане отражает специфику авторского мировосприятия и авторской модели мира, иначе говоря, выявление такой специфики позволяет не только проникнуть в идейно-художественное содержание произведения, но и решить более широкую и сложную задачу — постижение своеобразия картины мира личности автора, отражённого в его творчестве.

3. На языковом уровне произведения авторская модальность наиболее ярко проявляется в организации системы субъектно-речевых планов, формирующейся в речевой композиции, а также в семантических трансформациях слов, обусловленных спецификой индивидуальной языковой системы автора.

Связи и отношения, рождаемые в системе субъектно-речевых планов, в совокупности формируют авторскую модальность произведения. Путь исследования данной системы как формы воплощения авторской модальности был подробно описан в предыдущем разделе. Он предполагает тщательный текстологический анализ с целью выявления субъектно-речевой структуры произведения (субстанции системы СРП), что может быть затруднено, во-первых, сложностью организации данной структуры (наличие нескольких уровней, в том числе и имплицитного характера), а во-вторых, нечеткостью, размытостью границ между разными СРП, а иногда и их наложением. Второй этап анализа — выявление отношений между субъектно-речевыми планами автора и образа автора, автора и повествователя, образа автора и повествователя, повествователя и персонажей и т. д., которые, взаимодействуя, и формируют в конечном итоге авторскую модальность.

Последний рассматриваемый нами способ выражения авторской модальности в произведении — семантические трансформации слова различного характера (см. предыдущий раздел), отражающие специфику индивидуальной языковой системы автора. Выявление семантических трансформаций, обусловленных своеобразием индивидуальной языковой системы автора произведения, осуществляется в несколько этапов. Первоначально необходимо выявить контекстуальное значение слова, то есть те возможные трансформации в его значении, которые возникают под воздействием на слово системы данного произведения (обозначим его КЗ1). Необходимый результат достигается путём сопоставления общеязыкового значения слова, закреплённого в словарях (используются наиболее полные словари — ВАС, МАС, словарь Ушакова (СУ) и некоторые другие), и значения слова в рассматриваемом тексте. Второй этап предполагает выявление КЗ2(N) — контекстуального значения этого же слова в другом тексте (предпочтение отдаётся нехудожественным текстам личного характера — письмам, дневниковым записям, так как в них непосредственно, открыто отражается авторское мировоззрение) того же автора. Следующим шагом будет сопоставление выявленных контекстуальных значений между собой (с учётом общеязыкового значения) с целью выявления устойчивых смыслов, отражающих специфику индивидуальной языковой системы автора, которая в свою очередь экстериоризует картину мира личности. Следовательно, можно говорить о том, что в трансформациях лексического значения слова, отражающих специфику индивидуальной языковой системы писателя, находит своё проявление авторская модальность произведения.

Завершающим этапом исследования будет обобщение и сопоставление данных, полученных при поуровневом анализе произведения, с целью подтверждения выдвинутой гипотезы и получения окончательных выводов о специфике авторской модальности произведения.

Таким образом, потребностям практической работы (осуществления целостного анализа ХП) в наибольшей степени отвечает анализ произведения на базе системного подхода и на основе такой категории, которая проявляется на всех уровнях художественной системы, а такой категорией, безусловно, является авторская модальность, функционирующая как системообразующий фактор художественного произведения. Иначе говоря, анализ авторской модальности произведения является одним из путей его глубинного, комплексного анализа.

Примечания

1. О необходимости соблюдения данного принципа говорили многие исследователи (см. работы В.В. Виноградова, Г.А. Гуковского, В.А. Ларина, Л.А. Новикова, И.Р. Гальперина и др.), представившие образцы комплексного анализа литературных произведений.

2. Под ЛСП понимается система лексических единиц, отражающих определённую понятийную сферу и объединённых некоторым инвариантным значением (подробно о ЛСП, в том числе и как микросистеме в ИЯС писателя, — в работе: Е.А. Гутина 1997).