Вернуться к Н.В. Якимец. Категория авторской модальности в функциональном аспекте (на материале «Театрального романа» М.А. Булгакова)

Заключение

Результаты работы могут быть обобщённо представлены в виде следующих положений.

1. Языковая модальность, как фундаментальная языковая категория, объективирующая субъекта в языке, характеризует все речевые произведения, в том числе и литературно-художественные. Применительно к художественному произведению базовой является авторская модальность, экстериоризующая в языке произведения — как проекции индивидуальной языковой системы — тип (а следовательно, и специфику) сознания автора-творца.

Будучи системным образованием, литературное произведение в процессе порождения испытывает воздействие системообразующего фактора, определяющего отбор элементов, необходимых для построения системы, — системообразующих средств, обеспечивающих целостность художественной системы. Функцию системообразующего фактора — основы единства и целостности системы — в литературном произведении выполняет авторская модальность, объективируясь через средства системообразования на всех уровнях (и во всех субсистемах) произведения, чем во многом и обусловливается специфика данной категории.

2. В плане рецепции художественного произведения (в том числе и исследовательской) категория авторской модальности может рассматриваться как основа глубокого комплексного (системного) анализа произведения, позволяющего, с одной стороны, выявить его идейно-художественное своеобразие, а с другой — избежать отрицательных моментов, сопровождающих любой анализ, предполагающий расчленение объекта, — таких, как: атомизация (повышенное внимание к отдельным, часто мельчайшим, единицам), свойственная поуровневому анализу, неизбежно влекущая за собой утрату категорий, формирующихся в рамках системы в целом; разрыв формально-содержательных связей и др.

Анализ произведения на основе категории авторской модальности позволяет, проникнув в «святая святых» художественной системы, выявить принцип её построения, внутренние связи компонентов, то есть предоставляет материал для построения модели данной художественной системы. Поэтому такой анализ представляется весьма продуктивным в теоретическом плане (как основа построения теории, например, теории нарратива) и открывает широкие исследовательские перспективы.

3. На основе категории авторской модальности в работе осуществлён комплексный анализ «Театрального романа» М.А. Булгакова, позволивший прежде всего дать оценку названному произведению как эстетическому объекту, о невозможности которой из-за отсутствия концовки заявляла, в частности, Э. Проффер, американский исследователь творчества М.А. Булгакова. Проведённый анализ продемонстрировал высокий уровень организации художественной системы «Театрального романа», обеспечиваемый наличием большого количества связей и отношений между компонентами, а также её гармоничность (существенное свойство эстетических объектов), проявляющуюся в конструктивной симметрии формы и органичности связи формы и содержания, — всё это свидетельствует о совершенстве формы произведения и, следовательно, даёт возможность признать «Театральный роман» полноценным, высокохудожественным эстетическим объектом.

В теоретическом плане существенным является вывод о взаимосвязи таких категорий, характеризующих эстетические системы, как авторская модальность и гармония: именно авторская модальность, функционируя как системообразующий фактор, обеспечивает гармоничность как необходимое, существенное свойство художественных систем.

4. Одним из результатов проведённого исследования стало выявление в системе «Театрального романа» свойств художественной системы М.А. Булгакова в целом — общего и специфического для данного произведения. Так, подчёркнутая автобиографичность и гиперсвязанность произведений М.А. Булгакова (особенно трёх романов) специфически проявились в «Театральном романе», например, в использовании аллюзий и автореминисценций в качестве средств выражения авторской модальности на языковом уровне произведения (данное исследование вносит определённый вклад в разработку теории аллюзии как категории языка, являющейся слабо разработанной частью лингвистики).

5. Специфика авторской модальности в «Театральном романе» М.А. Булгакова обусловлена её имплицитным характером, сложностью организации художественной системы, совмещающейся с ярко выраженной доминантностью — открытостью принципа построения системы, — всё это даёт возможность использовать материал исследования в качестве образца комплексного анализа литературного произведения (на базе разработанной в диссертации методики) в научно-методических целях.