Вернуться к Г.С. Файман. Неформат

X

«Московский кинокомбинат
23 августа 1934 г.
В ГУКФ.
Художественно-производственный отдел.

При сем препровождается на ваше утверждение литературный сценарий Булгакова «Мертвые души», ориентированный на режиссера Пырьева И.А.

Врид. директора кинокомбината
Артамонов.

«Мертвые души»

М.А. Булгакова (на режиссера Пырьева).

Кинематографизацией «Мертвых душ» Гоголя перед автором-сценаристом была поставлена троякого рода задача:

1) Сохранение всех основных образов поэмы (Чичиков, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин, Манилов) как имеющих исключительное художественно-познавательное значение.

2) Трактовка центральной фигуры вещи — Чичикова — как «миллионщика», предпринимателя, как такого начала в жизни России 30-х гг. XIX ст., которое свидетельствовало о нарастании противоположных феодально-крепостническому строю тенденций.

3) Придание сценарию сюжетной стройности (несмотря на огромные трудности этого задания, вытекающие из характера поэмы) и трактовка поэмы как сатирической комедии.

Сюжетные, жанровые особенности сценария должны были исключить тот «хрестоматийный», иллюстраторский, пассивно-натуралистический характер, какой имеют «Мертвые души» в театре.

При всем том автор-сценарист должен был строго придерживаться производственно-плановых лимитов (метраж 2 600). Это последнее с неизбежностью означало, что ряд весьма важных моментов из произведения Гоголя должен был в сценарии выпасть.

Нужно сказать, что автор с успехом справился с поставленным перед ним заданием.

При несомненной сюжетности и комедийности сценария, образы не только не обеднены, но, наоборот, приобрели кинематографическую выпуклость и впечатляемость. В частности, это относится к Чичикову, фигуре странной и необычной, который всем ходом действия показывается как существо живучее, неумирающее, имеющее более обнадеживающее «завтра», нежели Плюшкины, Маниловы, Собакевичи.

Настоящим вариантом работу над литературным вариантом сценария можно считать законченной.

Остальные — не менее существенные — этапы работы над картиной: режиссерский сценарий, подбор актеров, костюмы и т. д. — само собой потребуют исключительного внимания. Они определят режиссерскую трактовку «Мертвых душ».

Врид. директора 1-го ХПО
Вайсфельд
».

На первой странице резолюция:

«Т. Волощенко. Сценарий посылаем в комиссию ЦК.

Юков.
25.08.34 г.».

И. Пырьев — М. Штрауху:

«Дорогой Макс!

У меня во всех инстанциях прошел сценарий моей следующей постановки «Мертвые души» по Н.В. Гоголю, — писал Булгаков, — и хотя это тот Булгаков, но сценарий никакого отношения к «Мертвым душам» МХАТа не имеет. Мне трудно распространяться о достоинствах сценария, но одно бесспорно — это интересно, оригинально и, по-моему, будет очень занимательно, в сценарии наряду с образами Ноздрева, Собакевича, Манилова и др. — необычайно ярок и интересен, по-новому интересен Чичиков, роль которого я уже тебе однажды предлагал, а теперь повторяю свое предложение и хочу знать твою принципиальную точку зрения на это дело.

Производственно все дело складывается следующим образом.

С 1-го сентября до 1-го января, т. е. 4 месяца, подготовительный период. С января по апрель съемки в Москве в ателье (с декабря по январь будут репетиции...). С апреля — по июнь натура, в которой Чичиков занят мало. С июня по август монтаж и озвучание. Вот какие производственные сроки.

А материально?.. Материально ты знаешь, что тебя «не обидят» — тем более если в тебе мы так заинтересованы.

Ну вот. Теперь мне бы хотелось получить от тебя письменно до твоего приезда в Москву твое принципиальное отношение к Чичикову и к моему предложению.

Жду с нетерпением.

Уваж. тебя Иван Пырьев

25/VIII [1934 года]»

«Московскому кинокомбинату,
тов. Артамонову
2.09.34

Главное Управление кино-фотопромышленности при СНК СССР утверждает сценарий «Мертвые души» и разрешает пуск его в подготовительный период.

При этом ГУКФ подчеркивает необходимость тщательного проведения подготовительного периода и представления законченного генплана за 2 недели до начала съемок.

Начальник Художественно-производственного Отдела
Юков [...]»

Телеграмма
3.IX 1934 года:

«Санаторий Цека Рабис Марку1 Штрауху Москва — Кисловодск. Жду принципиального ответа на письмо

Пырьев».

Сегодня шестого [сентября 1934 года]. По телефону предлагают М.А. делать для кино «Обломова», М.А. разговаривал вяло.

7 сентября [1934 года]

Съезд писателей окончился несколько дней назад банкетом в Колонном зале...

После обеда и сна диктовал «Ревизора».

Мысль — делать картину из «Следопыта». М.А. очень любит эту вещь.

8 сентября [1934 года]

Тип с «Обломовым» пропал. Всё исчезают для нас люди среди бела дня...

10 сентября [1934 года]

Звонил все же насчет «Обломова». Кауфман — придет 12-го.

12 сентября [1934 года]

[...] В то же время — Кауфман. Я говорила с Жуховицким, а М.А. с Кауфманом.

[Дневник Е.С. Булгаковой]

И. Пырьев:

«...Одним словом, через три месяца сценарий [«Мертвые души». — Г.Ф.] был готов, его единодушно одобрили виднейшие литературоведы, и он был разрешен к постановке.

Начался подготовительный период. Я договорился с Николаем Павловичем Акимовым о художественном оформлении им будущего фильма. Дмитрий Дмитриевич Шостакович согласился писать музыку. Всеволод Эмильевич Мейерхольд обещал играть Плюшкина. На роль Ноздрева был намечен Николай Павлович Охлопков. Юрий Александрович Завадский — на роль Манилова, а Константин Александрович Зубов должен был играть Чичикова...

Уже начали готовиться к пробам. Шить костюмы, делать парики.

Как вдруг...»

Примечания

1. Опечатка: следовало — «Максу».