Вернуться к Т.В. Першина. Эмоциональная концептосфера военного романа (на материале сопоставительного анализа текстов произведений М. Булгакова «Белая гвардия» и Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!»)

2.6. Эмоциональный концепт РАДОСТЬ

Рассмотрим функционирование ЭК РАДОСТЬ в тексте романа. Для начала определим его основные когнитивные признаки в обыденном русском языковом сознании.

2.6.1. Эмоциональный концепт РАДОСТЬ в обыденном языковом сознании

2.6.1.1. Этимологические признаки

Происхождение русского слова радость (др.-рус., ст.-слав. форма радъ)

имеет несколько интерпретаций. В этимологических словарях указывается на генетическое родство не только со славянскими словами (укр. радий, рад, блр. рад, сербо-хорв. рӓд, словен. rad, rada «охотный»), но также и со словами германских языков (англ.-сакс. ryt «радостный, благородный» др.-исл. røtask «проясняться, веселеть», англ.-сакс. røtu «радость»). Некоторые этимологи полагают, что данное слово коррелирует со славянским глаголом радеть. В др.-рус. радити имело значение «заботиться» [Фасмер 1996, т. 3: 429—430]. Синонимичное слово «счастье» произошло от цслав. Съчѧстьнъ «причастный» и имело значение «доля, совместное участие» [Фасмер 1996, т. 3: 816]. Таким образом, первичное значение слов радость и счастье не было эмоциональным.

2.6.1.2. Понятийные признаки

Дефиниционный анализ номинанта эмоции РАДОСТЬ выявил наличие двух интегральных и двух дифференциальных значений.

Дальнейший компонентный анализ интегральных значений обнаружил наличие следующих сем:

1) родовая сема «эмоциональное состояние»;

2) видовые семы:

— «интенсивность переживания эмоции» (большого удовольствия);

— «родственные эмоции» (удовольствия, удовлетворения, веселье, услада, наслажденье, утеха, счастье);

— «качественные свойства эмоции» (внутреннее, душевные);

— «полярность эмоции» (противопол. скорбь, грусть, горе, печаль и пр.);

— «проявление эмоции» (внешнее проявление);

— «каузатор эмоции» (возбудивший; возбуждающие; то, что радует...);

— «объект эмоции» (в обращении).

Согласно толковым словарям [БАС 1950—1965; МАС 1985—1988; ТСРЯ 1935—1940] слову «радость» соответствует синоним «счастье», который характеризуется теми же сематическими признаками, однако ему присуща большая степень интенсивности (наивысшее удовольствие, абсолютная удовлетворенность).

2.6.1.3. Эмоциональная зона РАДОСТЬ

Понятие РАДОСТЬ раскрывается через другие родственные эмоциональные понятия, которые можно отнести к одной эмоциональной зоне. Толковые и синонимические словари [Абрамов 1994; Александрова 1998; БАС 1950—1965; Горбачевич 1996; Даль 1880—1882; Евгеньева, Розанова 1970; МАС 1985—1988; ССРЯ 1986; ТСРЯ 1935—1940] предлагают следующий синонимический ряд:

радость, веселье, восторг, экстаз, жизнерадостность, забава, ликование, отрада, потеха, развлечение, утеха, счастье, благодать, благополучие, блаженство, удача, успех, облегчение, надежда, оптимизм, вера, предвкушение, гордость, удовлетворение, довольство, удовольствие, наслаждение, нега, истома, приятность, услада.

Всего в словарях представлен 31 ЭК. Наличие большого количества родственных ЭК свидетельствует о глубокой «проработанности» и безусловной значимости данной группы эмоций в русской лингвокультуре.

2.6.2. Реализация эмоционального концепта РАДОСТЬ в идиолекте М. Булгакова

Мы рассмотрели основные понятийные признаки ЭК РАДОСТЬ, составляющие ядро концепта. Перейдем к характеристикам ЭК РАДОСТЬ, реализованным в тексте романе «Белая гвардия» в прямых и косвенных номинациях.

Несмотря на то, что роман описывает трагические события войны, в книге есть место и счастливым и радостным моментам. И прежде всего эти моменты связаны с домом Турбиных — единственным островком уюта, домашнего тепла и согласия вопреки бушующим вокруг него страшным, кровавым событиям. По словам Ю. Лотмана, дом у М. Булгакова является символом «наиболее замкнутого, защищенного, «внутреннего» пространства» [Лотман 1993, т. 1: 458]. Гражданская война и революция покалечила судьбы людей, но не сумела уничтожить атмосферу турбинского дома: абажур на лампе, белую накрахмаленную скатерть, кремовые шторы, мерный ход часов. Это подтверждается словами Лариосика: «...а наши израненные души ищут покоя вот именно за такими кремовыми шторами...» [БГ, ч. III, гл. 14: 254]. В доме Турбиных находят приют и их друзья, родственники и знакомые. Они веселятся, играют в карты, беседуют, чувствуют себя защищенными и счастливыми.

2.6.2.1. Прямые номинации и экспликации эмоции РАДОСТЬ

Перечислим основные ЛЕ, с помощью которых в произведении вербализуются эмоции РАДОСТЬ, СЧАСТЬЕ с указанием количества словоупотреблений:

радость, радостный, радостно, обрадоваться — 51 ЛЕ; веселый, весело, повеселеть — 34 ЛЕ; надежда, надеяться — 19 ЛЕ; счастье, счастливый, счастливица — 14 ЛЕ; гордость, гордый, гордо — 12 ЛЕ; облегчение, облегченно, облегчать, полегчать — 9 ЛЕ; удовольствие — 8 ЛЕ; восторг, восторженный — 4 ЛЕ; везти (об удаче в делах) — 4 ЛЕ; удача, удачно — 4 ЛЕ; благополучно — 3 ЛЕ; успех — 2 ЛЕ; ликование, возликовать — 2 ЛЕ; экстаз — 1 ЛЕ; блаженный (в значении счастливый, невозмутимо радостный) — 1 ЛЕ; довольный — 1 ЛЕ; истома — 1 ЛЕ.

В тексте произведения реализованы понятийные признаки «эмоциональное состояние», «связь с родственными эмоциями», «интенсивность эмоции», «качественные свойства эмоции», «каузатор эмоции». Например:

• «Интенсивность эмоции»

«Ты чего стучал? А? Боишься чего-то?» — и, кроме того, мелькнула, правда, слабая, надежда, что, может быть, это не они, а так что-нибудь... [БГ, ч. III, гл. 15: 264].

• «Качественные свойства эмоции»

В верхнем слое простая человеческая радость от тепла, света и безопасности [БГ, ч. I, гл. 2: 24].

• «Эмоция как каузатор действия / состояния»

[...] и лезли остервеневшие от радостного возбуждения мальчишки к копытам черного Богдана [БГ, ч. III, гл. 16: 296].

Помимо основных понятийных признаков, представленных в дефинициях, выявим дополнительные понятийные признаки ЭК РАДОСТЬ, реализованные в тексте произведения:

• «Переживание эмоции с указанием или без указания его каузатора»

И такая у нас радость сделалась, невозможно выразить [БГ, ч. III, гл. 12: 220].

• «Причины эмоции»

[...] радость от тепла, света и безопасности [БГ. ч. I, гл. 5: 81].

• «Непонимание причин появления радости»

На лице первого ошеломление сменилось непонятной, зловещей радостью [БГ, ч. III, гл. 13: 236].

Сияние вокруг Жилина стало голубым, и необъяснимая радость наполнила сердце спящего [БГ, ч. I, гл. 5: 84].

• «Возникновение / исчезновение эмоции»

Вообрази, — глянул на нас и обрадовался [БГ. ч. I, гл. 2: 21].

• «Иллюзорность эмоции»

Ах, неверная, зыбкая надежда... [БГ, ч. I, гл. 2: 25].

Сомнительное, зыбкое счастье наплывало на Василису [БГ, ч. III, гл. 20: 341].

В качестве экспликантов эмоции РАДОСТЬ выступают эмотивы Эх! Здорово! Га-га-га!, выражающие эмоциональную реакцию смеха, позитивную оценку чего-либо. Также присутствует инвективная лексика, тем не менее, обладающая положительной контекстуальной коннотацией. Такая лексика употребляется в дружеских разговорах, в шутливых обращениях и передает радостное возбуждение говорящего:

Вот веселая сволочь... А пушки-то стихли. А-страумие, черт меня возьми! Водка, водка и туман. Ар-ра-та-там! [БГ, ч. I, гл. 3: 40].

Но талантливы, мерзавцы, ничего не поделаешь! [БГ, ч. I, гл. 3: 40]

2.6.2.2. Метафорические номинации

Образно-аксиологические характеристики представлены в косвенных метафорических номинациях. Выделим основные модели концептуальных метафор, реализованные в тексте произведения.

Пространственные метафоры

Пространственные метафоры представлены в романе иллюстративными примерами, подчеркивающими внутреннюю локализацию эмоции и ее ориентацию «вверх».

РАДОСТЬ — СУЩНОСТИ ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА

В верхнем слое простая человеческая радость от тепла, света и безопасности [БГ, ч. I, гл. 2: 24].

РАДОСТЬ — ВЕРХ

На сером лице Лариосика стрелки показывали в три часа дня высший подъем и силу — ровно двенадцать [БГ, ч. III, гл. 12: 219].

Антропоморфные метафоры

РАДОСТЬ — ЧЕЛОВЕК

Эмоциям из зонной группы РАДОСТЬ приписываются человеческие качества и действия:

[...] страх и пьяная радость разорвали ей (Елене) сердце, она сникла к полу и больше не поднималась [БГ, ч. III, гл. 18: 326].

Зооморфные

СУБЪЕКТ РАДОСТИ — ЖИВОТНОЕ

Радостный человек может приобретать повадки животного:

Здорово. Га-га-га, — хищно обрадовался Карась... [БГ, ч. 3, гл. 14: 256]

Метафоры субстанции

РАДОСТЬ — ОГОНЬ

Как и для многих других эмоций, РАДОСТИ свойственна связь с архетипом огня, которая проявляется в метафорическом осмыслении эмоции:

Глаза мрачны, но в них зажигается огонек, в жилах — жар [БГ, ч. I, гл. 2: 10].

Но Николка со старшим угасли очень быстро после первого взрыва радости [БГ, ч. I, гл. 2: 23].

В последнем примере также присутствует метафора РАДОСТЬ — ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО (после первого взрыва радости).

РАДОСТЬ — ЖИДКОСТЬ

Подобно жидкости, счастье и радость «наполняют» душу и сердце человека. В этой метафорической модели также прослеживается внутренняя локализация эмоции в теле человека (в сердце, душе).

Сияние вокруг Жилина стало голубым, и необъяснимая радость наполнила сердце спящего [БГ, ч. III, гл. 5: 84].

Душа человека мгновенно наполнялась счастьем [БГ, ч. III, гл. 20: 344].

Структурные метафоры

РАДОСТЬ — БОЛЕЗНЬ

Эмоция ассоциируется с приступом болезни. Однако данные метафорические выражения обладают положительной коннотацией:

[...] Лариосиком вновь овладел приступ приятной и тихой радости по поводу книг [БГ, ч. III, гл. 12: 220].

РАДОСТЬ — АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ

[...] страх и пьяная радость разорвали ей (Елене) сердце, она сникла к полу и больше не поднималась [БГ, ч. III, гл. 18: 326].

РАДОСТЬ — ЛЕГКОСТЬ

Одним из синонимов к слову радость является слово облегчение. Напомним, что антонимичный концепт ПЕЧАЛЬ метафоризуется на основе уподобления эмоции тяжелому предмету. Следовательно, освободившись от печали, человек чувствует легкость, облегчение, т. е. в основе понятия изначально лежит метафорический перенос. Если печаль ассоциируется с чем-то тяжелым, то радость, напротив, сравнивается с легкостью.

Я у него исповедался, и беседа святого старика принесла мне душевное облегчение [БГ, ч. III, гл. 19: 329].

Цветовые метафоры

РАДОСТЬ — НЕЧТО СВЕТЛОЕ, СВЕРКАЮЩЕЕ

Цветовые метафоры представляют РАДОСТЬ как нечто светлое, блестящее, сверкающее, в противопоставление темной ПЕЧАЛИ:

О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! [БГ, ч. I, гл. 1: 2]

Данная метафорическая модель также представлена в выражениях «сиять улыбкой», «лицо сияло» в непосредственной связи с метонимическим переносом на основе экспрессивной реакции:

На кровном аргамаке, крытом царским вальтрапом с вензелями, поднимая аргамака на дыбы, сияя улыбкой, в треуголке, заломленной с поля, с белым султаном, лысоватый и сверкающий Александр вылетал перед артиллеристами [БГ, ч. I, гл. 6: 112].

Температурные метафоры

РАДОСТЬ — ТЕПЛО, ЖАР

Выше мы приводили пример метафорической модели РАДОСТЬ — ОГОНЬ. РАДОСТЬ обладает температурной характеристикой тепла.

Глаза мрачны, но в них зажигается огонек, в жилах — жар [БГ, ч. I, гл. 2: 10].

2.6.2.3. Метонимические дескрипции

ЭК РАДОСТЬ вербализуется в романе посредством концептуальных метонимий, которые можно рассматривать в качестве дескриптивных выражений. В исследуемом тексте они немногочисленны и представлены акциональными и экспрессивными метонимиями, основанными на поведенческих эмоциональных реакциях (жестикуляция, смех, улыбка и т. п.).

Акциональные реакции

ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ → РАДОСТЬ

Вахмистр рассмеялся возбужденно и радостно взмахнул руками [БГ, ч. I, гл. 5: 82].

СМЕХ → РАДОСТЬ

Мышлаевский, где-то за завесой дыма, рассмеялся. Он пьян [БГ, ч. III, гл. 12: 220].

Юлия прошла и поманила и засмеялась... [БГ, ч. III, гл. 20: 341]

КРИК, ГРОМКОСТЬ ГОЛОСА → РАДОСТЬ

Есть бинт, — радостно и слабо крикнула она [БГ, ч. III, гл. 12: 220].

Глуховато расслышали, что Василиса весело рассмеялся и немножко истерически как будто. Как будто в ответ что-то радостно и звонко прокричала Ванда [БГ, ч. III, гл. 12: 220].

Экспрессия

Экспрессивные эмоциональные реакции радости представлены, прежде всего, кинемой губ — улыбкой:

УЛЫБКА → РАДОСТЬ

Восхищенно, по-детски улыбаясь, гигант затянул обрывки и встал [БГ, ч. III, гл. 15: 271].

Малышев весело улыбнулся [БГ, ч. III, гл. 10: 180].

Улыбка может «читаться» и в кинемах глаз:

РАДОСТНЫЙ ВЗГЛЯД → РАДОСТЬ

Вынутые глаза его (Шервинского) развязно улыбались [БГ, ч. III, гл. 20: 346].

И чуть мелькнула у нее (Елены) в глазах улыбка... [БГ, ч. III, гл. 13: 244].

2.6.2.4. Аксиологические признаки эмоционального концепта РАДОСТЬ

Опираясь на полученные данные, можно утверждать, что в русской лингвокультуре ЭК РАДОСТЬ обладает, как правило, положительной оценкой. Образные характеристики раскрываются в метафорах, антонимичных метафорам ПЕЧАЛЬ: РАДОСТЬ — ВЕРХ (в то время как ПЕЧАЛЬ — НИЗ), РАДОСТЬ — ЛЕГКОСТЬ (ПЕЧАЛЬ — ТЯЖЕСТЬ), РАДОСТЬ — ТЕПЛО (ПЕЧАЛЬ — ХОЛОД), РАДОСТЬ — СВЕТ (ПЕЧАЛЬ — ТЕМНОТА). Это является ярким свидетельством полярности данных эмоциональных понятий, одно из которых отмечено отрицательной оценкой, а другое — положительной.

Однако некоторые образы свидетельствуют об амбивалентной оценке анализируемого концепта, например, иллюзорность счастья, злорадство (злобная радость при несчастии другого). В данном случае имеет место наложение двух полярных эмоциональных понятий «злоба» и «радость».

Сенсорный тип оценки ЭК РАДОСТЬ представлен температурными и цветовыми метафорами.

Итак, в романе М. Булгакова «Белая гвардия» эмоциональная группа РАДОСТЬ представлена следующими ЭК:

радость, веселье, надежда, счастье, гордость, облегчение, удовольствие, восторг, благополучие, ликование, экстаз, блаженство, истома.

В тексте произведения реализованы следующие понятийные и образно-оценочные параметры базового ЭК РАДОСТЬ:

Понятийные признаки:

1) Эмоциональное состояние

2) Интенсивность эмоции

3) Качественные свойства эмоции

4) Связь с родственными эмоциями

5) Переживание эмоции с указанием или без указания ее каузатора

6) Эмоция как каузатор действия / состояния

7) Причины эмоции

8) Непонимание причин появления эмоции

9) Возникновение / исчезновение эмоции

10) Иллюзорность эмоции

Образно-ассоциативные признаки:

11) Пространственные характеристики (внутренняя локализация эмоции, ориентация «вверх»)

12) Очеловечивание радости

13) Уподобление животному

14) Радость — огонь

15) Радость — взрывчатое вещество

16) Радость — жидкость

17) Радость — болезнь

18) Радость — алкогольное опьянение

19) Радость — легкость

20) Цветовые характеристики (нечто светлое, сверкающее)

21) Температурные характеристики (тепло, жар)

22) Проявление радости в активных действиях человека

23) Экспрессивное выражение

Аксиологические признаки:

24) Положительная оценка

25) Отрицательная оценка

26) Сенсорная оценка