Вернуться к Т.В. Першина. Эмоциональная концептосфера военного романа (на материале сопоставительного анализа текстов произведений М. Булгакова «Белая гвардия» и Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!»)

2.5. Эмоциональный концепт ГНЕВ

2.5.1. Эмоциональный концепт ГНЕВ в обыденном языковом сознании

Перейдем к анализу ЭК ГНЕВ. Рассмотрим понятийные характеристики концепта в обыденном русском языковом сознании.

2.5.1.1. Этимологические признаки

Многие этимологи полагают, что номинант эмоции ГНЕВ имеет общие корни с глаголом гнить (исходное значение «гниль, гной, яд»). Данное слово зафиксировано в ст.-слав. в форме гнѣвъ, обнаруживает родство с укр. гнів, словен. gnĕv, чешек, hnĕv, польск. gniew. Также не исключается связь происхождения слова со значением «гореть» [Фасмер 1996, т. 1: 420].

Независимо от принимаемой точки зрения можно однозначно утверждать, что у слова гнев эмоциональное значение вторично. Первичным значением следует считать либо природное явление «огонь», либо конкретное физическое вещество (гниль, гной, яд).

2.5.1.2. Понятийные признаки

Дефиниционный анализ номинанта эмоции гнев показал, что слово обладает единственным, интегральным для всех словарей значением.

Компонентный анализ выявил следующие семы: родовую сему «эмоциональное состояние» (чувство, состояние) и видовые семы «интенсивность переживания эмоции» (сильное), «родственные эмоции» (возмущения, негодования, раздражения, озлобления, досада), «качественные свойства эмоции» (страстная, порывистая, запальчивый).

2.5.1.3. Эмоциональная зона ГНЕВ

На основании данных толковых и синонимических словарей русского языка [Абрамов 1994; Александрова 1998; БАС 1950—1965; Горбачевич 1996; Даль 1880—1882; Евгеньева, Розанова 1970; МАС 1985—1988; ССРЯ 1986; ТСРЯ 1935—1940] и исследований по психологии и лингвистике эмоций [Додонов 1978, 1987; Изард 1980, 2000; Ильин 2001; Шаховский 2008; Kövecses 1990, 2000; Plutchik 1991] выявим содержание эмоциональной зоны ГНЕВ в обыденном русском языковом сознании. Она состоит из множества родственных эмоций (всего 22 ЭК):

гнев, бешенство, возмущение, негодование, ярость, ненависть, вражда, злоба, нелюбовь, сердитость, неистовство, зависть, ревность, отвращение, антипатия, омерзение, тошнота, раздражение, досада, недовольство, нервничанье, злорадство.

2.5.2. Реализация эмоционального концепта ГНЕВ в идиолекте М. Булгакова

В исследуемом романе эмоциональная зона ГНЕВ представлена преимущественно концептами НЕНАВИСТЬ, ЗЛОБА. Эти эмоции проявляются, как правило, по отношению к событиям гражданской войны и революции, которые нарушают спокойное течение жизни, традиционный жизненный уклад, а также к людям, которые стоят за этими событиями.

2.5.2.1. Прямые номинации и экспликации эмоции ГНЕВ

Доминирование данных ЭК подтверждается продуктивностью прямых субстантивных, глагольных и адъективных номинаций этих эмоций. Ниже обозначены основные ЛЕ, с помощью которых в произведении вербализуется базовая эмоция ГНЕВ с указанием количества словоупотреблений.

ненависть, ненавидеть, ненавистный, ненавистно — 32 ЛЕ; злоба, злобный, злобно, злорадно, злой — 24 ЛЕ; сердиться, рассердиться, сердитый, сердито — 13 ЛЕ; ярость, яростный, яростно — 13 ЛЕ; бешенство, бешеный, бешено, беситься, взбеситься — 12 ЛЕ; нервничать, нервный, нервно — 6 ЛЕ; мерзость, мерзкий, омерзительный — 5 ЛЕ; гнев, прогневаться — 4 ЛЕ; отвратительный, отвратительно — 4 ЛЕ; возмущение, возмущенный — 3 ЛЕ; враг — 2 ЛЕ; злорадный — 2 ЛЕ; тошно — 2 ЛЕ; негодование — 1 ЛЕ; зависть — 1 ЛЕ.

Помимо основных понятийных признаков базового ЭК ГНЕВ, в романе реализованы некоторые дополнительные понятийные признаки:

• «Степень интенсивности эмоции»

А из всех социалистов больше всех ненавижу Александра Федоровича Керенского [БГ, ч. I, гл. 6: 96].

• «Кратковременность / продолжительность эмоции»

Серый день, серый день, серый день, ут консекутивум, Кай Юлий Цезарь, кол по космографии и вечная ненависть к астрономии со дня этого кола [БГ, ч. I, гл. 6: 105].

Николкина злоба вылетела мгновенно [БГ, ч. II, гл. 11: 192].

• «Качественные свойства эмоции»

[...] но, явственно видный, предшествовал ей (смерти) некий корявый мужичонков гнев [БГ, ч. I, гл. 6: 84].

• «Подлинность эмоции»

В глазах у господина полковника по адресу Студзинского прыгали искры настоящего раздражения [БГ, ч. I, гл. 7: 135].

Лицо его мгновенно перекосилось фальшивым плачем, а глаза наполнились отнюдь не фальшивой, лютейшей ненавистью [БГ, ч. I, гл. 6: 104].

• «Невозможность контроля эмоции»

Малышев вдруг начал выкрикивать истерически, очевидно, что-то нагорело в нем и лопнуло, и больше себя он сдерживать не мог [БГ, ч. II, гл. 10: 181].

• «Переживание эмоции с указанием / без указания ее каузатора»

Большевиков ненавидели [БГ, ч. I, гл. 4: 62].

Экспликации ЭК ГНЕВ представлены инвективной лексикой: черти, подлецы, сволочи, мерзавцы, негодяи, мразь, каналья, гнида, сукин сын, жидовская морда, твою мать, вашу мать, к чертовой матери!

Ярким примером экспликации эмоции являются следующие текстовые иллюстрации:

Убью, гад! — Николка просипел [БГ, ч. II, гл. 11: 192].

Молчи, гнида, — сказал он мрачно. — Молчать! — повторил он, внезапно раздражаясь [БГ, ч. III, гл. 15: 270].

2.5.2.2. Метафорические номинации

Рассмотрим образно-оценочные характеристики ЭК ГНЕВ, реализованные в романе посредством косвенных метафорических и метонимических номинаций. Обратимся к концептуальным метафорам ЭК ГНЕВ.

Пространственные метафоры

Внешняя локализация эмоции представлена метафорической моделью:

ГНЕВ — ВМЕСТИЛИЩЕ

Турбин выпустил рукав и в холодном бешенстве начал рыскать глазами по шапкам, затылкам и воротникам, кипевшим вокруг него [БГ, ч. I, гл. 6: 103].

ГНЕВ — СУЩНОСТЬ ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА

В данной модели акцентируется внимание на внутренней локализации эмоции в теле человека, в его глазах (здесь также прослеживается связь с метонимическим переносом на основании экспрессивно-физиологического проявления гнева):

Но через ноги ледяной водой вернулась ярость и кипятком вышла изо рта на бег [БГ, ч. III, гл. 13: 237].

В глазах у господина полковника по адресу Студзинского прыгали искры настоящего раздражения [БГ, ч. III, гл. 7: 135].

Антропоморфные метафоры

ГНЕВ уподобляется человеку и характеризуется человекоподобными действиями.

ГНЕВ — ЖИВОЕ СУЩЕСТВО

Рассмотрим пример, приведенный выше для пространственной метафорической модели, с позиций метафорического переноса по принципу человекоподобных действий (ярость вернулась, вышла):

Но через ноги ледяной водой вернулась ярость и кипятком вышла изо рта на бегу [БГ, ч. III, гл. 13: 237].

ОБЪЕКТ / СУБЪЕКТ ГНЕВА — СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ СУЩЕСТВО

Субъект гнева, а также объект, на который он направлен, ассоциируется с отрицательными существами из мира сверхъестественного — чертями, бесами. В данном случае наблюдается также связь с эмотивными экспликациями гнева, т. к. они основаны на метафорическом переносе:

Вот бы подстрелить, чертей! [БГ, ч. I, гл. 2: 6]

Мужики совершенно взбесились... [БГ, ч. I, гл. 5: 70]

Зооморфная метафора

СУБЪЕКТ ГНЕВА — АГРЕССИВНОЕ ЖИВОТНОЕ

Продуктивность зооморфной метафоры в разных языках отмечена многими лингвистами [Маслова 1997; Красавский 2001; Lakoff, Johnson 1980]. Иногда достаточно сложно разграничить антропоморфную и зооморфную метафоры, поскольку многие ЛЕ используются как для описания человеческого поведения, так и поведенческих реакций животных, т. е. любых живых существ в целом. Так, поведение человека в гневе подобно животной агрессии, бешенству:

Гетман, а? Твою мать! — рычал Мышлаевский [БГ, ч. III, гл. 2: 19].

Тут уж мы озверели [БГ, ч. I, гл. 2: 22].

• ОБЪЕКТ ГНЕВА — ЖИВОТНОЕ

Данная модель применяется также по отношению к объекту, на который направлен гнев, и является основой для рассмотренных ранее инвективных экспликаций гнева (сукин сын, гнида):

Сукины сыны какие-то остановили поезд под Бородянкой и начисто его ограбили [БГ, ч. I, гл. 5: 87].

Метафоры субстанции

ГНЕВ — ЖИДКОСТЬ

В тексте произведения обнаружены высказывания, в которых имеет место сопоставление понятий «вода» и «эмоция», уподобление психического переживания жидкости.

Затем все исчезло, и души юнкеров наполнились завистью, злобой и тревогой [БГ, ч. III, гл. 2: 32].

Рыжая борода и маленькие глазки, из которых сочится ненависть [БГ, ч. II, гл. 11: 191].

Любопытен факт наличия метафорических выражений, в семантику которых входит комплексный компонент «огонь» / «холод» и «жидкость» (например, в рассмотренном ранее фрагменте: ледяной водой вернулась ярость и кипятком вышла изо рта).

ГНЕВ — ОГОНЬ

В тексте романа, как и в русском языке в принципе, номинант эмоции гнев нередко метафоризуется лексемами из семантической группы «горения». Напомним, что сема «горение» присутствует в этимологическом признаке концепта, а известный психоаналитик Э. Нойманн относит огонь к числу важнейших архетипов [Нойманн 1998: 42].

Было четыреста тысяч немцев, а вокруг них четырежды сорок раз четыреста тысяч мужиков с сердцами, горящими неутоленной злобой [БГ, ч. I, гл. 5: 74].

В глазах у господина полковника по адресу Студзинского прыгали искры настоящего раздражения [БГ, ч. I, гл. 7: 135].

ГНЕВ — ВЗРЫВЧАТОЕ ВЕЩЕСТВО

Также гнев уподобляется взрывчатому веществу:

Гражданам же, в особенности уже оседлым в Городе и уже испытавшим первые взрывы междуусобной брани, было не только не до юмора, но и вообще не до каких-либо размышлений [БГ, ч. I, гл. 4: 65].

Малышев вдруг начал выкрикивать истерически, очевидно, что-то нагорело в нем и лопнуло, и больше себя он сдерживать не мог [БГ, ч. II, гл. 10: 181].

Артефактные метафоры

ГНЕВ — ПРЕДМЕТ

Эмоции у М. Булгакова ассоциируются с текстильными предметами. Ярость сравнивается с одеялом (сравните рассмотренное в разделе 2.4.2.2. уподобление печали капору):

Ярость пролетела мимо Николкиных глаз совершенно красным одеялом и сменилась чрезвычайной уверенностью [БГ, ч. II, гл. 11: 192].

Структурные метафоры

ЭК ГНЕВ раскрывается через такие абстрактные понятия из сферы жизнедеятельности человека, как жажда, болезнь, безумие.

ГНЕВ — ЖАЖДА

Гнев уподобляется неутоленной жажде:

Турок, земгусар, Симон. Да не было его. Не было. Так, чепуха, легенда, мираж. Просто слово, в котором слились и неутоленная ярость, и жажда мужицкой мести... [БГ, ч. III, гл. 12: 220].

В некоторых примерах наблюдается пересечение данной метафорической модели с метафорой огня (горящими неутоленной злобой [БГ, ч. I, гл. 5: 74]).

ГНЕВ — БЕЗУМИЕ

Елена сложила руки на груди и сказала: — Никол, я тебя все равно не пущу. Не пущу. Умоляю тебя никуда не выходить. Не сходи с ума [БГ, ч. III, гл. 12: 220].

ГНЕВ — БОЛЕЗНЬ

Эмоция ассоциируется с припадком, приступом болезни.

На этом припадок его бешенства и прошел [БГ, ч. III, гл. 12: 220].

Вкусовые метафоры

ГНЕВ — НЕПРИЯТНЫЕ ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Гнев в метафорическом понимании обладает неприятными вкусовыми характеристиками, горечью:

Волк обернулся к нему (Василисе), в косых глазах мелькнул горький гнев [БГ, ч. III, гл. 15: 270].

Цветовые метафоры

Эмоция гнева ассоциируется с черным / темным и красным цветами.

ГНЕВ — НЕЧТО КРАСНОЕ

Мы полагаем, что красный цвет имеет отношение к метафоре «огня», одной из самых значимых среди метафорических моделей гнева, а также физиологическому проявлению гнева (покраснение лица).

Ярость пролетела мимо Николкиных глаз совершенно красным одеялом и сменилась чрезвычайной уверенностью [БГ, ч. III, гл. 15: 270].

ГНЕВ — НЕЧТО ТЕМНОЕ

Черный цвет, по нашему мнению, связан с отрицательной оценкой данного психологического явления.

[...] пустые глаза были окрашены в черную ненависть [БГ, ч. II, гл. 11: 199].

Температурные метафоры

Гневу приписываются температурные характеристики. Он может быть горячим и холодным (рациональным).

ГНЕВ — НЕЧТО ГОРЯЧЕЕ

Вот эти последние ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку [БГ, ч. I, гл. 4: 64].

ГНЕВ — НЕЧТО ХОЛОДНОЕ

Турбин выпустил рукав и в холодном бешенстве начал рыскать глазами по шапкам, затылкам и воротникам, кипевшим вокруг него [БГ, ч. I, гл. 6: 103].

2.5.2.3. Метонимические дескрипции

ЭК ГНЕВ вербализуется посредством дескриптивных выражений, представленных концептуальными метонимиями, в которых эмоциональная реакция замещает саму эмоцию.

Акциональные реакции

Человек в состоянии гнева сжимает кулаки, грозит ими, повышает голос до крика, употребляет ругательства.

СЖАТЫЕ КУЛАКИ → ГНЕВ

К чертовой матери! Пусть пропадет все, — яростно завопил он, — ах, штабные!.. Он метнулся в сторону, грозя кому-то кулаками [БГ, ч. II, гл. 10: 179].

ГРОЗИТЬ ПАЛЬЦЕМ → ГНЕВ

Будут кошек есть, будут друг друга убивать, как и мы, — говорила Елена звонко и ненавистно грозила огню пальцами [БГ, ч. II, гл. 11: 200].

РУГАТЕЛЬСТВА → ГНЕВ

Мышлаевский, словно обвал камней, спустил страшное ругательство [БГ, ч. I, гл. 2: 22].

ГРОМКАЯ РЕЧЬ, КРИК → ГНЕВ

А, жидовская морда! — исступленно кричал пан куренной [БГ, ч. III, гл. 20: 339].

Физиологические реакции

Состояние гнева характеризуется покраснением лица, появлением пятен на лице:

ПОЯВЛЕНИЕ ПЯТЕН НА ЛИЦЕ, ПОКРАСНЕНИЕ ЛИЦА → ГНЕВ

На лице и на шее у нее играл багровый цвет, а пустые глаза были окрашены в черную ненависть [БГ, ч. II, гл. 11: 199].

Турбин покрылся пятнами, и слова у него вылетали изо рта с тонкими брызгами слюны [БГ, ч. I, гл. 3: 45].

Экспрессия

Экспрессивное выражение гнева отражается в искажении черт лица, в яростном и сердитом взгляде.

НАХМУРЕННОЕ, СМОРЩЕННОЕ ЛИЦО → ГНЕВ

Злобно морщась, чтобы преодолеть нерешительность, — ведь все равно идти нужно, по воздуху домой не перелетишь, — Турбин приподнял воротник шинели и двинулся [БГ, ч. III, гл. 13: 234].

Кинемы глаз:

ЯРОСТНЫЙ, ВРАЖДЕБНЫЙ ВЗГЛЯД → ГНЕВ

При этом полковник вонзил в Студзинского исключительной резкости взор [БГ, ч. I, гл. 7: 135].

Кинемы губ:

ДРОЖЬ ГУБ → ГНЕВ

Самоварная краска полезла по шее и щекам Студзинского, и губы его дрогнули [БГ, ч. I, гл. 6: 115].

2.5.2.4. Аксиологические признаки эмоционального концепта ГНЕВ

Анализ понятийных и образных характеристик ЭК ГНЕВ позволяет сделать вывод, что данное эмоциональное понятие обладает ярко-выраженной отрицательной коннотацией. Это находит особое подтверждение в структурных, цветовых и вкусовых метафорических номинациях. Отрицательная оценка реализуется через негативные абстрактные понятия СМЕРТЬ, БОЛЕЗНЬ, через уподобление субъекта и объекта гнева агрессивному животному (зооморфная метафорическая модель). Сенсорный тип оценки представлен вкусовыми и температурными метафорами.

Итак, в романе «Белая гвардия» эмоциональная группа ГНЕВ представлена следующими ЭК:

гнев, бешенство, возмущение, негодование, ярость, ненависть, вражда, злоба, сердитость, неистовство, зависть, отвращение, омерзение, раздражение, досада, нервничанье, злорадство.

В идиолекте М. Булгакова реализованы следующие понятийные и образно-оценочные параметры базового ЭК ГНЕВ:

Понятийные признаки:

1) Эмоциональное состояние

2) Интенсивность эмоции

3) Качественные свойства эмоции

4) Переживание эмоции с указанием / без указания ее каузатора

5) Кратковременность / продолжительность эмоции

6) Подлинность эмоции

7) Невозможность контроля эмоции

Образно-ассоциативные признаки:

8) Пространственные характеристики (внутренняя и внешняя локализация эмоции)

9) Очеловечивание гнева

10) Связь с миром сверхъестественного

11) Субъект / объект гнева — агрессивное животное

12) Гнев — огонь

13) Гнев — жидкость

14) Гнев — взрывчатое вещество

15) Гнев — рукотворный предмет

16) Гнев — жажда

17) Гнев — безумие

18) Цветовые характеристики (нечто черное, красное)

19) Вкусовые характеристики (нечто горькое)

20) Температурные характеристики (нечто горячее, холодное)

21) Проявление гнева в активных действиях человека

22) Физиологическое выражение эмоции

23) Экспрессивное выражение эмоции

Аксиологические признаки:

24) Отрицательная оценка

25) Сенсорная оценка