Вернуться к М.А. Булгаков: русская и национальные литературы

Г.Х. Агапова. Обучение студентов педагогического вуза деловому этикету на материале произведений М.А. Булгакова

При помощи такта можно добиться успеха даже и в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы.

Д. Леббок [3, с. 224]

Учительская профессия является одной из самых важных и ответственных: педагоги призваны не только дать комплекс знаний подрастающему поколению и научить их учиться, но и воспитать, сформировать нравственные ценности и ориентиры. От того, какой вклад в развитие и воспитание школьников будет сделано учителем, зависит будущее общества, государства.

Каждый ли выпускник педагогического вуза, овладевший во время обучения профессиональными компетенциями, может стать мастером своего дела или же для достижения педагогического успеха необходимы особые качества?

Несомненно, компетентность выпускника как специалиста своего профиля первостепенно значима, однако в учительской деятельности не менее важны личностные качества педагога, обеспечивающие взаимопонимание, взаимоуважение, доверие в педагогическом коллективе, среди обучающихся и их родителей. Одним из гарантов достижения необходимых условий для продуктивной профессиональной деятельности, на наш взгляд, является овладение деловым этикетом, рассмотрение возможности обучения которому будущих учителей на занятиях по «Педагогической риторике» на материале произведений Михаила Афанасьевича Булгакова и является целью данной статьи.

Дисциплина «Педагогическая риторика», в рамках которой изучаются способы организации и техники совершенствования педагогического речевого общения, занимает важное место в обучении студентов. Она необходима как часть профессиональной подготовки учителя, необходимой в будущем для успешного формирования отношений «учитель-ученик», «учитель-учитель», «учитель-родители», от которых зависят эффективность и качество обучения. Мы рассмотрим работу по обучению лишь тем аспектам делового этикета, которые способствуют установлению гармоничных отношений между учителем и учащимися в образовательном процессе школы.

Деловой этикет — это составляющая этикета — большой и важной части общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков, иначе говоря, это правила хорошего тона, принятый порядок поведения, обеспечивающий установление контакта, а также поддержание уважительного и доброжелательного общения собеседников при выполнении служебных обязанностей. Деловой этикет учителя — это формы обхождения с учениками и их родителями, коллегами, виды обращений и приветствий, манера и принятая форму деловой одежды.

Владение деловым этикетом — неотъемлемая составляющая личности учителя во все времена. Сегодня же требования к личностным качествам педагога, его умению найти тактичный подход к каждому из учеников, можно смело констатировать, только возросли. Обусловлено это тем, что нынешние школьники, воспитываемые в век высоких технологий, подвержены в большей степени, чем дети даже 15—20 лет назад, отрицательному влиянию достижений науки и техники, потока информации, в которых не способны самостоятельно сориентироваться. Ученики мало читают классическую литературу, отдавая предпочтение общению на сайтах, язык которых совершенно противоречит нормам литературного языка.

Многочасовые компьютерные игры с жестокими героями и их взаимоотношениями способствует тому, что современные дети все больше и больше похожи на однотипных роботов с дезориентированными программами о том, «что такое хорошо и что такое плохо». У многих из них нет собственного «я», они не могут противостоять негативному влиянию окружающего мира [1, с. 88]. По этой причине часты проявления агрессивного отношения школьников к сверстникам, взрослым, что ведет к разобщенности, враждебности, снижению познавательной деятельности. Именно поэтому важно владеть учителю перцептивными способностями, уметь формировать здоровые отношения в коллективе, чутко относиться к каждому ребенку, уметь разрешать, лучше предупреждать, конфликтные ситуации, подбирать нужные слова, чтобы направить детей в нужное русло [3, с. 15].

Наше обращение к произведениям и биографическим данным Михаила Афанасьевича Булгакова при обучении студентов деловому этикету на занятиях по «Педагогической риторике» обусловлено тем, что М. Булгаков, великий русский писатель, будучи сам высокоинтеллигентным человеком, был защитником интеллигенции, считал ее лучшей частью народа. Как пишет В.Г. Боборыкин [2, с. 3], главную беду «отсталой страны» он видел в бескультурье и невежестве, которые были обусловлены именно уничтожением интеллигенции. Знакомя студентов со взглядами М. Булгакова на роль интеллигенции в развитии страны, проводим параллель со значимостью учителей, представителей интеллигенции, в обучении и воспитании современных школьников, личность которых необходимо развивать грамотно, бережно и чутко. Отмечаем, что формирование личности ребенка происходит под влиянием многих составляющих: семьи, образовательных учреждений разных ступеней, общества — однако, миссия учителя в становлении молодого поколения во все времена являлась стержневой, представляя собой образец поведения, речи.

Познакомив студентов с основными принципами и правилами делового этикета, ключевыми в каждой профессиональной деятельности: вежливость и корректность, тактичность и деликатность, скромность, пунктуальность и обязательность, честность, надежность, умение находить компромисс, умение соблюдать субординацию — обращаемся к творчеству М. Булгакова. Отмечаем, что неравнодушное отношение к участи лучшей части общества, боль и тревога за нее были частью личности писателя, наложили отпечаток на его жизнь и нашли отражение в созданных им произведениях. Почти в каждом произведении М. Булгакова есть герои — представители интеллигенции: это юный врач Владимир Бомгард в цикле рассказов «Записки юного врача», семья Турбиных в романе «Белая гвардия», профессор Филипп Филиппович Преображенский в повести «Собачье сердце», Мастер в романе «Мастер и Маргарита» — которые стали фигурами, олицетворяющими собой все русское интеллигентное общество. Студентам предлагаем выявить и назвать, какие личностные качества ценит в них автор. Актуальны ли эти качества? Важно ли учителю обладать ими, почему? Так, обращаясь к роману «Мастер и Маргарита», студенты отмечают, что Мастер, честей, не способен на обман, подлость, интриги, не пишет доносы. В нем автор подчеркивает важность и ценность составляющих его личности, внутреннее богатство, верность своим убеждениям, силу воли и непоколебимость, которые важны обладателю любой профессии.

Продолжая говорить об условиях успешного взаимодействия с учащимися, организации совместной деятельности, выделяем в качестве основного наличие авторитета учителя. Авторитет учителя зависит от всего комплекса его личных и профессиональных качеств и его отношения к общественным обязанностям. Ошибочно мнение, что должность учителя сама по себе обеспечивает ему авторитет в обществе и среди учеников. В наше сложное время должностной авторитет заменен авторитетом личностным, который завоевывается благодаря своим личным достоинствам, успехами в работе. Уважения и доверия добивается только тот педагог, который проводя с детьми беседы о долге и чести, об отношении к общественной собственности, о дисциплине и трудолюбии, о воле, о культуре поведения, воспитывает своих подопечных собственным примером, отношением к делу. Своевременное начало и окончание урока, четкая ее организация, внешний вид учителя, чистая, грамотная речь, культура поведения — все оказывает воспитывающее воздействие на учащихся, положительно отражается на становлении их характера. Требовательное отношение педагога к себе и к обучающимся, к работе, к справедливости и несправедливости, к общественному долгу, соблюдение норм и правил поведения индуцируют формирование этих качеств и у школьников. Настоящий педагог позволяет себе только такие поступки, которые укрепляют его моральный авторитет и как человека, и как учителя-специалиста.

Рассматривая условия завоевания начинающим учителем авторитета, обращаемся к циклу рассказов М. Булгакова «Записки юного врача», где главным героем является начинающий медицинскую практику Владимир Бомгард. Отмечаем, что он в начале своей деятельности предстает робким, но со временем получает необходимый опыт, возникает уверенность в себе. Но самое главное, что приобретает главный герой — огромную ответственность перед людьми и пациентами представителей данной профессии. Он всегда мчится к страдающим и нуждающимся, какая бы погода ни была на улице. В работу Бомгард вкладывает много любви, заботы и тепла, что помогает больным выздороветь. Благодаря своим личным качествам врач завоевывает истинный авторитет.

Далее студентам даем задание найти и проанализировать в тексте «Записок юного врача» отрывок, раскрывающий волнение молодого врача, работу над собой с целью завоевания доверия и уважения со стороны пациентов:

Человеку, в сущности, очень немного нужно. И прежде всего ему нужен огонь. Направляясь в мурьевскую глушь, я, помнится, еще в Москве давал себе слово держать себя солидно. Мой юный вид отравлял мне существование на первых шагах. Каждому приходилось представляться:

— Доктор такой-то.

И каждый обязательно поднимал брови и спрашивал:

— Неужели? А я-то думал, что вы еще студент.

— Нет, я кончил, — хмуро отвечал я и думал «очки мне нужно завести, вот что». Но очки было заводить не к чему, глаза у меня были здоровые, и ясность их еще не была омрачена житейским опытом. Не имея возможности защищаться от всегдашних снисходительных и ласковых улыбок при помощи очков, я старался выработать особую, внушающую уважение, повадку. Говорить пытался размеренно и веско, порывистые движения по возможности сдержать, не бегать, как бегают люди в двадцать три года, окончившие университет, а ходить. Выходило все это, как теперь, по прошествии многих лет, понимаю, очень плохо [2, с. 10].

После анализа текста предлагаем студентам ситуационную задачу:

Вы, выпускник педагогического университета, трудоустроились в школу учителем по своей специальности. Вас назначили классным руководителем, поэтому в самом начале учебного года предстоит знакомство с учащимися, а) Продумайте архитектонику своего выступления перед аудиторией школьников, выбрав подходящий тон для изложения; б) определите подходящую пространственную зону; в) покажите, как Вы дополните словесное общение визуальным; г) выберите подходящую форму одежды.

После решения задачи, продолжаем изучать основные слагающие завоевания уважения со стороны аудитории школьников. Студенты отмечают, что правильный выбор, уместность и своевременность слова, жеста, позы, другого этического знака раскрывает деловые и личные качества человека с лучшей стороны. Хорошие манеры являются свидетельством истинной нравственности. Максимальных успехов в работе добивается только вежливый, внимательный, пунктуальный, сдержанный и терпимый педагог, умеющий сочетать уважение к школьникам с высокой требовательностью, принципиальностью.

Говоря о важности воспитания в детях ценностных приоритетов, моральных качеств, чувства патриотизма личным примером учителя, переносимся на страницы романа «Белая гвардия». Отмечаем, что семья Турбиных честна — и в заблуждениях своих, и в прозрении; Турбины — люди долга, поэтому готовы быть с Россией в бедах и ее и испытаниях, они благородны, сильны, целостны, но непримиримы ко всему, что за порогом порядочности, чести, справедливости. Студентов подводим к пониманию роли института семьи в воспитании детей: хорошие манеры, стиль поведения, деликатность, тактичность не формируются сами по себе, большое значение здесь имеет социальная микросреда, в котором человек живет, полученное в детстве воспитание. Однако человек может овладеть хорошими формами общения, пересмотреть жизненные ценности, будучи заинтересованным в этом. Поэтому те, кто избрал ответственную профессию учителя, должен уделять внимание самовоспитанию и постоянному самообразованию.

На примере героя повести «Собачье сердце» Филиппа Филипповича Преображенского, выдающегося специалиста, человека высокой культуры и независимого ума, гениального ученого-медика, разбираем со студентами такое качество личности учителя, как отношение к своим функциональным обязанностям, ответственность за качество их исполнения, которое проецируется сразу на всех отношениях в профессии педагога: «учитель-ученик», «учитель-учитель», «учитель-родители».

Сначала анализируем эпизод, в котором выражено весьма критическое восприятие профессором событий 1917 года: «Почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?.. Почему убрали ковер с парадной лестницы?.. На какого черта убрали цветы с площадок?».

«Разруха», — возражает ему Борменталь.

«Нет», — парирует профессор.

«Что такое эта Ваша разруха?..

— Это вот что: если я вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха... Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» — я смеюсь... Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев — прямым своим делом, — разруха исчезнет сама собой» [2, с. 62].

На основе текста делаем вывод, что Филипп Филиппович скептично относится к революционному процессу, который по его убеждению, и порождает «галлюцинации», мешающие людям каждому заниматься своим делом. Несмотря на волнения в стране, герой верен своему долгу, службе народу. Далее предлагаем студентам представить, что профессор Преображенский — это современный учитель, а революционные мотивы в произведении — это волнующие современных учителей вопросы — например, проблемы обучения, воспитания, обусловленные процессом информатизации: снижение доверия к учителю, как источнику информации, снижение рефлексивной составляющей мышления учащихся; загруженность отчетами, недостаточная оплата труда учителей и т. д.

Далее студенты получают задание ответить на вопрос: Должна ли снизиться продуктивность работы учителя, зависящая от вклада педагога в свое самообразование, активизации творческого потенциала, уровня ответственности при выполнении обязанностей, отношения к учащимся при возникновении (наличии) определенных трудностей?

При размышлении над данным вопросом считаем самым важным сформулировать вместе со студентами ответ-тезис, который должен стать частью личности каждого будущего учителя — независимо от трудностей, встречающихся на пути как начинающего, так и опытного учителя, учитель должен оставаться Учителем, тактичным, верным своему долгу, постоянно работать над совершенствованием своего опыта, перенимать передовой опыт, помнить, что он ответственен за будущее каждого ребенка. Учитель, реализуя принцип воспитывающего обучения, передает школьникам моральный опыт, формирует высокие моральные качества, активную жизненную позицию. Важным слагающим успешного протекания образовательного процесса является владение учителем деловым этикетом, способствующим созданию благоприятной атмосферы в коллективе класса, выражению уважения и доверия к личности учителя.

Итак, в нашей статье мы отразили лишь ту часть работы по обучению студентов педагогического вуза деловому этикету, которая направлена в большей степени на формирование психологически благоприятного отношения «учитель-ученик», являющегося, на наш взгляд, фундаментально значимым для всего процесса обучения детей и, соответственно, успешной деятельности студентов в будущем в качестве учителя.

Мы выражаем уверенность, что произведения писателей и поэтов русской литературы — бесценный дар, который одновременно выступает для нас, читателей, в разных ипостасях: как искусство слова, учитель, друг, собеседник. Так, широта и многогранность, уникальность, богатство литературного наследия М.А. Булгакова позволяет нам не только обращаться к его текстам для чтения и анализа на занятиях по литературе, но и использовать как учебный материал при обучении студентов педагогического университета таким дисциплинам, как «Русский язык», «Культура речи», «Педагогическая риторика».

Литература

1. Агапова Г.Х., Беляева Е.Ю. Роль поэзии родного края в формировании нравственных ценностей у младших школьников (на примере Оренбургской области) // Гуманитарные технологии в современном мире: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25—27 мая 2017 года) / Российская академия народного хозяйства и государственных служащих при Президенте РФ. Западный филиал. — Калининград: ФГУП «ИиТ газеты «Страж Балтики» Минобороны России. — 2017. — С. 87—90.

2. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. — М.: Просвещение, 1991. — 208 с.

3. Стайкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998. — 368 с.