Вернуться к А.А. Нинов, В.В. Гудкова. М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени

Е. Земская. Театр в жизни молодого Булгакова

О том, какую роль в жизни М. Булгакова — гимназиста и студента, играл театр, мы узнаем из воспоминаний его сестер, из семейной переписки, дневников и других материалов, бережно собранных и сохраненных сестрой писателя Надеждой Афанасьевной Булгаковой, в замужестве Земской (1893—1971).

В семье Булгаковых любили театр. Об увлечении театром свидетельствуют прежде всего любительские спектакли, в которых принимали участие все молодые Булгаковы.

У Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых было семеро детей (три сына и четыре дочери: Михаил, Вера, Надежда, Варвара, Николай, Иван, Елена). Михаил был старшим. Несколько лет в семье жили два двоюродных брата и двоюродная сестра, кроме того в доме постоянно бывали друзья и подруги молодых Булгаковых, и вся эта шумная, веселая молодежь увлекалась театром. Первый любительский спектакль, в котором играл Михаил Булгаков — детская сказка «Царевна Горошина». Сохранилась часть текста этой пьесы, переписанная детской рукой, по-видимому, сестрой Надей.

Режиссером была мать, Варвара Михайловна (1869—1922). Спектакль был поставлен в 1903—1904 годах в квартире друзей семьи Сынгаевских. В этой пьесе двенадцатилетний Миша играл две роли — атамана разбойников и Лешего. Как вспоминает сестра писателя Н.А. Булгакова-Земская, «Миша исполняет роль Лешего, играет с таким мастерством, что при его появлении на сцене зрители испытывают жуткое чувство». По свидетельству сестры Веры Афанасьевны Булгаковой-Давыдовой (1892—1972), это был спектакль для богаделок.

Спектакли чаще ставились летом в поселке Буча под Киевом, где в 1900 году Булгаковы купили участок и построили дачу.

Гимназистом Михаил Афанасьевич играл во многих домашних спектаклях. Он исполнял роли мичмана Деревеева (жениха) в водевиле «По бабушкиному завещанию», который ставился летом 1909 года в Буче на даче Лерхе (друзей семьи), роль невесты играла сестра Надя; Хирина — в «Юбилее» Чехова; жениха Ломова — в «Предложении» Чехова.

5 июля 1909 года в Буче была поставлена фантазия «Спиритический сеанс» (с подзаголовком «Нервных просят не смотреть»). По характеристике Н. А Булгаковой-Земской, это был «балет в стихах», словом, что-то вроде эстрады; автор стихов — друг семьи Е.А. Поппер. Эта фантазия была целиком сочинена, оформлена и поставлена группой молодежи на даче Семенцовых. М. Булгаков был одним из постановщиков спектакля и исполнял роль спирита, вызывавшего духов.

Студентом Михаил Афанасьевич участвовал в нескольких любительских платных спектаклях, которые ставились в поселке Буча летом 1910 года. Он играл под фамилией Агарина.

В этих спектаклях участвовала и сестра Вера Афанасьевна под фамилией Неверова. Сохранились афиши этих представлений.

Михаил Афанасьевич исполнял роли: начальника станции Кутепова в комедии Хлопова «На рельсах», дядюшки молодоженов Осипа Федоровича Сургучева в комедии П.И. Григорьева «Разлука та же наука», Арлекина в одноактной пьесе «Коломбина».

Впоследствии сестра Надежда Афанасьевна отметила: «Роль первого любовника — не его амплуа».

Об этих спектаклях Н.А. Булгакова рассказывает в письмах двоюродной сестре Лиле — Иларии Михайловне Булгаковой (1891—1982), ровеснице М. Булгакова, которая жила в доме Булгаковых в Киеве несколько лет и с которой Михаил Афанасьевич был очень дружен: «В Бучанском парке подвизаются на подмостках артисты императорских театров Агарин и Неверова (Миша и Вера) под режиссерством Жоржа Семенцова1... В воскресенье вечером мы были в парке, где Миша удивлял всех игрою (играл он, действительно, хорошо)»2. На следующий день Надежда Афанасьевна записывает в дневнике: «Миша великолепно играл 11-ого»3.

Позднее увлечение любительскими спектаклями приняло иную форму — постановку шарад. В особенности это проявилось зимой 1913 года. Об этом подробно рассказывает упомянутая выше двоюродная сестра Лиля в письме от 24 ноября 1913 г. Н.А. Булгаковой из Киева в Москву, где Надежда Афанасьевна училась на Высших женских курсах. Приведем отрывок из этого письма с позднейшими примечаниями Надежды Афанасьевны, которые вводят нас в атмосферу семейной жизни тех лет: «...что в Киеве, у нас дома, на курсах?

К обеду оживляется столовая (обедает Миша с Тасей)4; у мамы принципиал[ьные] causeries с Мишей (знаешь — в каком тоне!)5, Ваня кричит, Муик6 кормит Лелю. Утро и вечер, как и прежде. Вот нечетные субботы7 приняли другой характер.

Старые друзья (которые, хотя и лучше, по пословице, новых) стушевались совершенно. Один Саша (Гдешинский) стоит, как тень прошлого. Выступили новые люди. Я нахожу некоторых интересными. Началась более общественная жизнь в нашей желтой гостиной. Даже не так! Она приняла «гостиный» характер, хотя шарады гонят маски с лиц. Разделились на две партии, каждая со своим автором — творцом картин. Они уже наметились: Драма — Варя, Юзик Фиало (о нем следовало бы рассказать тебе подробнее; мне он и Ива Фасс кажется самым интересным), Мурка Герман, Лисянск[ие], Миша Фасс, Коля Яп[онский], Ваня, Леля + остальные, непостоянные, случайные члены — одна партия; другая Комедия — Вера, Тася, Миша, Ива Фасс, Мишин товарищ В. В-м, Костя, Коля, Саша Гд[ешинский] случайные члены. <...> Шарады проходят эволюцию: ставят пьесы из нескольких актов в зависимости от числа слогов: на-след-ник, о-трава. Сейчас шарады гвоздь нечетных суббот, и действительно некоторые номера очень удачны. <...>

В Киеве после Бейлиса8 делает сенсацию поставленная у Соловцова9 «Ревность» Арцыбашева. Говорят, вышел вальс «Мечты Бейлиса».

Любовь к театру сказывалась и в ранней сочинительской деятельности Булгакова. Н.А. Булгакова перечисляет в своих записках пьесы «для домашнего употребления», написанные Михаилом Афанасьевичем: «Поездка Ивана Павловича в Житомир». Мишина драма о том, как Иван Павлович (врач, друг семьи, за которого мать, овдовев в 1907 году, впоследствии, когда дети стали взрослыми, вышла замуж. — Е.З.) из Киева к тяжело больному в Житомир, по совету Кости, поехал не на поезде, а в дилижансе-автомобиле, тогда — новинке. По дороге дилижанс сломался. Пациент умер.

Иван Павлович с револьвером врывается в столовую и целится в Костю. Тот мгновенно ныряет под стол, и пуля попадает в Муика, которая со словами «пианино — Леле» умирает».

Две пьесы были связаны с женитьбой Михаила Афанасьевича на Т.Н. Лаппа. Одна из них — пьеса в рисунках-карикатурах «Tempora mutantur10, или Что вышло из того, который женился, и из другого, который учился»; героями этой пьесы были сам Михаил Афанасьевич и двоюродный брат Костя (Константин Петрович Булгаков).

Другая шутливая пьеса, написанная Михаилом Афанасьевичем перед свадьбой — «С мира по нитке — голому шиш». Ее персонажи: Бабушка — Елизавета Николаевна Лаппа, Доброжелательница солидная — мать (Варвара Михайловна), Доброжелательница ехидная — тетя Ириша (Ирина Лукинична Булгакова, о которой упоминалось выше, по прозвищу Муик), Доброжелательница — тетка Таси — Софья Николаевна Лаппа-Давидович, близкая подруга матери; просто Доброжелательница — тетя Катя Лаппа-Давидович; Хор молодых доброжелателей — братья, сестры и друзья. В пьесе был такой диалог:

«Бабушка: Но где же они будут жить?

Доброжелательница: Жить они вполне свободно могут в ванной комнате. Миша будет спать в ванне, а Тася — на умывальнике».

Обе эти пьесы отражали отношение к женитьбе Михаила Афанасьевича старших родственников, считавших эту женитьбу безумием: студент, едва окончивший два курса, женится на молоденькой девушке, только окончившей гимназию.

О том, какую роль в жизни молодого Михаила Булгакова играл театр, мы много узнаем из выступления Н.А. Булгаковой-Земской 30 января 1967 года в музее Л.Н. Толстого в Москве, озаглавленного ею «Михаил Булгаков в семье»:

«Писали и много писали, например, Константин Паустовский, о том, что в доме Булгаковых процветала любовь к драматургии. Да, любовь к драматургии процветала, но наше основное увлечение была все-таки опера. Например, Михаил, который умел увлекаться, видел «Фауста», свою любимую оперу, 51 раз — гимназистом и студентом. Это точно. Он приносил билетики и накалывал, а потом сестра Вера, она любила дотошность, сосчитала: 51 билетик на «Фауста». Михаил любил разные оперы, я не буду их перечислять. Например, уже здесь, в Москве, будучи признанным писателем, они с художником Черемных Михаил Михалычем устраивали концерты. Они пели «Севильского цирюльника» от увертюры до последних слов. Все мужские арии пели, и Михаил Афанасьевич дирижировал. И увертюра исполнялась. Вот не знаю, как с Розиной было дело. Розину, мне кажется, не исполняли, но остальное всё звучало в доме. Это тоже один из штрихов нашей жизни».

Ту же тему Н.А. Булгакова раскрывает в письме к К. Паустовскому от 28 января 1962 года: «Мы посещали киевские театры. Любили театр Соловцова и бывали в нем, Михаил Афанасьевич чаще нас всех. Но увлечение оперой преобладало. Мы увлекались оперой, серьезной музыкой и пением. С детства мы привыкли засыпать под музыку Шопена: уложив детей спать, мама садилась за пианино. Отец играл на скрипке и пел (у отца был мягкий красивый бас). Часто он пел «Нелюдимо наше море» — эту вещь мы все полюбили. В старших классах гимназии мы стали постоянными посетителями симфонических концертов зимой и летом, с нетерпением ждали открытия летнего сезона в Купеческом саду. В доме все играли на пианино. Сестра Варя училась в Киевской консерватории (рояль), сестра Вера пела; кончив гимназию, она стала участницей известного киевского хора Кошица. Да и вся семья пела; у нас образовался свой домашний хор с участием близких друзей. Пели хором мои любимые «Вечерний звон» и «Выхожу один я на дорогу» (запевал нежным тенором младший брат Ваня), а наряду с этим пели «Крамбамбули», «Антоныча», «Цыпленка»; любили петь солдатские песни, чаще других «Вещего Олега» и «Взвейтесь, соколы, орлами». Обе эти песни Михаил Афанасьевич ввел в «Дни Турбиных» — «Вещего Олега» мы пели именно так, как эта песня звучит теперь в спектакле.

В доме часто звучала скрипка; играл друг нашей юности, ученик консерватории, а потом преподаватель Киевской музыкальной школы Александр Петрович Гдешинский. Младшие братья участвовали в гимназическом оркестре струнных и духовых инструментов, у них были свои балалайки и домры, и из их комнаты часто звучали «Светит месяц», «Полянка» и другие народные песни11. Мама сносила всё это терпеливо. Но когда один из них принес домой тромбон и начал дома разучивать свою партию на тромбоне, тут уж нервы не выдержали, и тромбон был отправлен обратно в гимназию.

У Михаила Афанасьевича был мягкий красивый баритон. Брат мечтал стать оперным артистом. На столе у него, гимназиста, стояла фотографическая карточка артиста Киевской оперы Льва Сибирякова — с надписью, которую брат с гордостью дал мне прочитать: «Мечты иногда претворяются в действительность».

Михаил Афанасьевич играл на пианино12 увертюры и сцены из всех своих любимых опер: «Фауст», «Кармен», «Руслан и Людмила», «Севильский цирюльник», «Травиата», «Тангейзер», «Аида». Пел арии из опер. Особенно часто он пел все мужские арии из «Севильского цирюльника» и арию Валентина из «Фауста», эпиталаму из «Нерона». Когда Киевский оперный театр начал ставить оперы Вагнера, мы слушали их все (Михаил, конечно, по нескольку раз), а в доме зазвучали «Полет валькирий» и увертюра из «Тангейзера».

Примечания

1. Друг молодых Булгаковых. (Примеч. Е.З.)

2. Письмо от 13 июля 1910 г. (Примеч. Е.З.)

3. Запись от 14 июля 1914 г. (Примеч. Е.З.)

4. «...обедает Миша с Тасей»: свадьба М.А. Булгакова с Татьяной Николаевной Лаппа состоялась 16 апреля 1913 года; после этого они поселились на отдельной квартире (сняли комнату на Рейтарской улице), но обедали в доме у матери. (Примеч. Н.З.)

5. «...у мамы принципиальный causeries с Мишей»: в этих разговорах затрагивались и житейские, и весьма широкие вопросы мировоззрения, науки, искусства. Михаил Афанасьевич любил поражать мать, как и других своих собеседников, парадоксальностью, оригинальностью суждений, едкой иронией; говоря с матерью, он любил ниспровергать общепризнанные авторитеты. Отсюда и замечание Лили: «знаешь, в каком тоне!» (Примеч. Н.З.)

6. Муик — прозвище тетки — Ирины Лукиничны Булгаковой, вдовы Сергея Ивановича Булгакова, младшего брата отца — Афанасия Ивановича, жившей в семье Булгаковых после смерти мужа. Леля (Елена Афанасьевна) — была любимицей «Му́ика». Она и изобрела это слово, как ласковое название. Старшие дети, не любившие тетку, употребляли это слово иронически. (Примеч. Н.З.)

7. Нечетные субботы: два раза в месяц, по нечетным субботам, в доме у Булгаковых собиралась молодежь. На этих вечерах было много музыки (пианино, скрипка), пение, бывали танцы и разные игры. Увлекались постановкой шарад, что свидетельствует об увлечении всей семьи театром (об этом же свидетельствуют и любительские спектакли, которые ставились чаще летом). Постановка шарад — основное увлечение зимы 1913 года. (Примеч. Н.З.)

8. Дело Бейлиса — судебный процесс (Киев, 1913) над евреем Бейлисом по ложному обвинению в ритуальном убийстве русского мальчика, организованный черносотенцами, вызвавший протест передовой общественности во главе с В.Г. Короленко. Судом присяжных Бейлис был оправдан. (Примеч. ред.)

9. Соловцов — содержатель Киевского русского драматического театра. Театр Соловцова имел очень хороший состав актеров. Пользовался в Киеве большим успехом. (Примеч. Н.З.)

10. Времена меняются. (лат.)

11. Брат Коля и двоюродный брат Коля Японский увлекались балалайками. Ваня учился играть на виолончели у сына известного скрипача Воячека. (Примеч. Н.З.)

12. Михаил Афанасьевич взял у преподавательницы музыки, которая ходила к сестрам, всего несколько уроков, научился читать ноты; потом он уже играл самостоятельно самые сложные вещи — конечно, любительски. (Примеч. Н.З.)