Вернуться к О.А. Шишкин. Биография Воланда

Глава 11. Rituale Romanum

1

Только в 1937 году, в пятой редакции романа, Булгаков называет произведение «Мастер и Маргарита». Ранее оно именовалось как «Великий канцлер» и «Князь тьмы».

Великий канцлер — одна из высших почетных должностей в масонской ложе. Отсыл к тайным обществам, как мы видели ранее, отнюдь не случаен. Поэтому на страницах книги возникают и знаки тамплиеров, и знаки других мистических сообществ, причем актуальных именно для раннего советского периода и современных Булгакову. Автор активно использует этот антураж и в описательном «орнаменте» текста.

Но развивая линии романа, он вводит в повествование свиту потустороннего гостя, и эти персонажи также являются намеками, указаниями, «ключами» от секретных авторских порталов.

Создание спутников Воланда происходит в черновых набросках 1931 года. Тогда гегемон ада обрастает иерархией, помогающей увеличить его вес и придать назидательной значимости воздаяниям, которые получают все, кто их заслужил. Демоны-мучители бесцеремонно поступают со своими жертвами, ибо в действительности это жертвы собственной грешной жизни, безбожные души, спасение которых вообще вряд ли возможно, да и не нужно.

В 1932 году в предисловии к книге монахов Я. Шпренгера и Г. Инститориса «Молот ведьм» известный переводчик «Фауста» Лозинский писал: «Кроме указанных свойств, на падение дьявола с неба влияла еще и его непомерная похоть, причина падения столь многочисленных ангелов, гнавшихся за дщерьми смертных. От сожительства с ними падших ангелов произошли «недостойные небожительства» демоны, помощники и сотрудники дьявола, рыскающие по свету и причиняющие людям много зла»1.

Собственно, этих демонов и выводит Булгаков, фактически по правилам, описанным Лозинским, в своеобразные бодигарды романного Воланда. А тот рассылает по всему миру полки своих подчиненных с единственной целью — искушения. Его гвардия включает в себя и рекрутов из других перешедших на его сторону войск.

«Наравне с падшими ангелами, армию дьявола составляли языческие божества древнего мира, превратившиеся в процессе развития христианства в презренных и коварных демонов. Подобно тому, как в Персии при переходе от старого язычества доисторических иранцев к религии Зороастра прежние боги, носившие имя «дева», стали дьяволами, подданными губительного Аримана, и их культ был запрещен, а самое имя «дева» стало употребляться для наименования дьявола, точно так же греко-римские божества, как и слово «даймон», некогда обозначавшее божество, были низведены торжествовавшим христианством с божественного пьедестала и низринуты в пучину дьявольской преисподней»2.

«Именем моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17), — говорит Христос. Но в Москве, идущей по пути безбожной пятилетки, нет таких экзорцистов. Это и заставляет Бездомного прибегать к помощи свечи, иконки, крещению в купели на берегу Москвы-реки. Единственный экзорцист в романе — это профессор психиатрической клиники Стравинский. Удивительный факт, но его великий однофамилец, композитор Игорь Стравинский, гораздо позднее написания романа Булгакова, в 1946 году, говорил, проживая в окрестностях Голливуда: «Я верю в личность Бога, я верю в личность дьявола и в святое воскресение». А тот, кто не верит в дьявола и одержимость, не верит и в слово Божие — это можно считать назидательной парадигмой романа.

Однако в чем же адресация свиты Воланда — Азазелло, Геллы и кота Бегемота? Кто они? В чем их предназначение? И почему булгаковский дьявол многолик, многофункционален, окружен яркими аватарами?

2

Азазелло — один из важных соратников Воланда, хотя его благородное представительство внушает опасения:

«Простите, ведь я сказал вам, что ни из какого я не из учреждения! Сядьте, пожалуйста.

Маргарита беспрекословно повиновалась, но все-таки, садясь, спросила еще раз:

— Кто вы такой?

— Ну хорошо, зовут меня Азазелло, но ведь все равно вам это ничего не говорит».

Дьявольский спутник смотрится угрожающе и имеет явные адские приметы. В одном из описаний о нем говорится: «Клык сверкнул при луне, и Маргарита узнала Азазелло». В другом он называется «демон безводной пустыни, демон-убийца».

Кто же этот странный персонаж? Ради чего он затеян? И какова его роль в свите Воланда?

29 сентября 2017 года я шел по пустынным улицам Иерусалима. Мои израильские знакомые посетовали: «Зря ты приехал сюда в праздник Йом-Киппур — день отпущения грехов. Магазины работать не будут».

Однако мой интерес не исчерпывался посещением туристических ларьков и лавок. На самом деле мне хотелось посмотреть пустой Иерусалим и что будет происходить в момент окончания религиозного иудаистского поста.

Проходя по улицам города, я увидел одного из хасидских ребе, который вместе со своими детьми-учениками крутил над головами прохожих курицей. Это был обряд капарот, намекающий, что за прегрешения человека ждет суровое наказание в преддверии Судного дня. Считается, что на курицу переходят все грехи, и человек таким образом спасается, очищаясь от них.

Когда-то роль жертвенной курицы исполнял козел. На возможность такой идентификации указал пророк Иезекииль: «Это бес с козлиными ногами, павший ангел, сатир, место пребывание которого пустыня» (Иез. XIII, 21)3.

Азазель означал «козлоногий» или «быстро скачущий». Еврейский персонаж был чрезвычайно похож на греческого бога Пана или сатира. Ритуальный козел отпущения грехов сбрасывался со скалы, и таким образом все плохое как бы уходило в прошлое. Постепенно он превратился в злого демона, скопище грехов. Надо отметить, что, например, в греческом языке «козел» был еще и эвфемизмом детородного органа.

В европейской средневековой мистике этот пришедший из еврейских преданий козел уже обретал черты некой черной сущности и иерархическое звание — демон второго порядка, главный знаменосец адского войска. Конечно, на знамени Азазелло может быть только символ одного образца — и пояснение этому давал французский оккультист и таролог Элифас Леви: «Пентаграмма с двумя восходящими концами представляет сатану в виде козла на шабаше...» То есть это тот самый Бафомет, о котором мы уже говорили в связи с тамплиерами, а знаменосность Азазелло подтверждается собственным козлиным автопортретом, начертанным на его же стяге?

Описание подвигов Азазелло дает английский поэт Мильтон в «Потерянном рае»:

И труб воинственных он [Сатана] повелел
Поднять свою могучую хоругвь.
Азазиил4 — гигантский Херувим —
Отстаивает право развернуть
Ее; и вот, плеща во весь размах,
Великолепный княжеский штандарт
На огненно-блистающем копье
Вознесся, просияв как метеор,
Несомый бурей; золотом шитья
И перлами слепительно на нем
Сверкали серафимские гербы...

Но вот что, конечно, было очевидно Булгакову, который явно имел в виду необычный контекст демона Азазелло: дело в том, что на утвержденном 4 октября 1918 года Президиумом ВЦИК РСФСР эскизе ордена «Красное Знамя», с небольшими исправлениями, сделанными художником Владимиром Денисовым по замечаниям членов наградной комиссии, была перевернутая красная звезда.

Эта тема, видимо, была той мерой за меру, которой автор, хоть и скрытно, отвечал гонителям своих «Дней Турбиных» и романа «Белая гвардия», вводя в повествование знаменосца Сатаны, конечно же, с кровавым флагом. В Москве, где в 1929 году были приняты хождения с факелами против крестного хода, этот контекст являлся понятным и был бы с точки зрения советской власти, раскрой она шараду, вызывающим. Но мы ведь помним, что даже в позднесоветском времени Булгаков продолжал считаться писателем антисоветским. Таков был автор, открыто подписывавший свои статьи в газете «Гудок» псевдонимом Г.П. Ухов.

2

Гелла, выступающая в романе в вампирической роли, тоже является одной из авторских меток, не менее сложной и яркой, чем Азазелло.

В греческих мифах, излагаемых Псевдо-Аполлодором, это дочь Афаманта и богини облаков Нефелы. Мачеха Геллы и Фрикса Ино прониклась ненавистью к детям Нефелы. Она решила их умертвить. Для этого она вызвала в стране засуху и, ссылаясь на мнение оракула, предложила принести в жертву Геллу и Фрикса.

Но Нефела окутала детей тучей и, усадив на златорунного барана, отправила их в Колхиду.

«Быстро несся овен. Далеко внизу расстилались поля и леса, и серебром извивались между ними реки. Выше гор несется овен. Вот и море. Несется над морем овен. Испугалась Гелла, от страха не может она держаться на овне. Упала в море Гелла, и поглотили ее вечношумящие морские волны. Не мог спасти Фрикс сестру. Погибла она. С той поры море, где погибла Гелла, стало называться Геллеспонтом (море Геллы; современный Дарданельский пролив)»5.

Геллами называли и демонических утопленниц с острова Лесбос, которые губили пловцов. Это отражается и в образе булгаковской Геллы:

«Финдиректор отчаянно оглянулся, отступая к окну, ведущему в сад, и в этом окне, заливаемом луною, увидел прильнувшее к стеклу лицо голой девицы и ее голую руку, просунувшуюся в форточку и старающуюся открыть нижнюю задвижку... Варенуха... шипел и чмокал, подмигивая девице в окне. Та заспешила, всунула рыжую голову в форточку, вытянула сколько могла руку, ногтями начала царапать нижний шпингалет и потрясать раму. Рука ее стала удлиняться, как резиновая, и покрылась трупной зеленью. Наконец зеленые пальцы мертвой обхватили головку шпингалета, повернули ее, и рама стала открываться...»

Но почему все-таки именно Гелла? Ведь Булгаков мог взять других знаменитых исторических вампирш, которых было немало: это и венгерская графиня Елизавета Батори (1560—1614), принимавшая кровавые ванны, и австрийская княгиня Элеонора фон Шварценберг (1682—1741), увлекавшаяся спиритизмом, алхимией и оккультизмом, которой после смерти даже вбили в грудь осиновый кол.

Однако современная Булгакову связь Геллы с Дарданеллами не случайна — сразу после исхода Белой армии, в лагере Галлиполи на берегу этого пролива находились солдаты и офицеры эвакуированной из Крыма армии Врангеля. К ним принадлежал и Яков Александрович Слащев. Он поссорился с черным бароном Врангелем, а затем, прощенный советской властью, бывший генерал-лейтенант царской армии и Белого движения, Яков Слащев вернулся в Россию. Он стал прототипом Хлудова из пьесы «Бег». В злосчастном и важном для Булгакова 1929 году 11 января Слащев был застрелен курсантом Московской пехотный школы Лазарем Коленбергом.

3

Изгнание дьявола, экзорцизм или, как сегодня это называется по-латыни Rituale romanum, — один из экстремальных способов противоборства Сатане. В XVII веке во Франции этим процедурам подвергались монахи и монахини. Так, игуменья Луденского монастыря Анна Дезанж была одержима сразу семью бесами. Пятый бес был Бегемот, происходивший из чина Престолов. Все бесы, мучившие монахиню, отличались особыми выходками по отношению к ней. И вот, благодаря экзорцизму, Бегемот, покидая чрево женщины, подбросил ее на аршин.

Несмотря на свое вроде бы понятное название, в средневековых рукописях и изданиях Бегемота изображали как чудовище со слоновой головой, с хоботом и клыками. При этом он обладал человеческими руками и огромным животом. Только короткий хвост и толстые задние лапы действительно были как у Бегемота.

По легенде, при дворе Сатаны Бегемот занимает должность главного хранителя кубков и выступает метрдотелем этих, видимо, представительных сборищ. Тем не менее в романе его представляют весьма специфически:

«— Итак, — обратился к Маргарите Воланд, — рекомендую вам, донна, мою свиту. Этот валяющий дурака — кот Бегемот».

Кот — Бегемот?

Появление кота с демоническим именем вновь указывает нам на тамплиеров, так как именно это животное фигурирует в обвинительном заключении короля Филиппа IV. Но тут дело обстоит сложнее.

Черный кот, видимо, очень рано стал важным элементом магических практик. Считалось, что кошка или кот могли обращаться в чертей, чертенят или демонов, помогающих ведьмам в их черных затеях6, поэтому колдуны и колдуньи использовали животных для своих ритуалов и черных месс7.

Католические инквизиторы считали черного кота непременным атрибутом молитвенных собраний еретиков катаров: якобы в его образе им являлся дьявол, заставляя целовать себя не в губы, а в задний проход, затем побуждая адептов к гомосексуальному сексу.

Вот почему с начала XIII века это животное упоминается в нескольких папских буллах. Например, в 1233 году папа Григорий IX в булле «Vox in Rama» называет черную кошку одним из воплощений Сатаны8.

Формально послание Папы римского было направлено против германских еретиков, обвинявшихся в почитании дьявола, который также приходил к ним в образе черной кошки.

Считается, что причиной ненависти к котам стал неправильный перевод названия секты «катары». Оно происходило от греческого прилагательного katharos — «чистый». Катары полагали, что в основе мира два начала — доброе от бога и злое от дьявола. Они отрицали догматы о смерти и воскресении Христа, объявляли дьявольским обманом таинства церкви.

В ответ католическая пропаганда, видимо, сознательно утверждала, что название «катары» произошло от слова «кот». Появились даже свидетели, которые утверждали, что видели, как на молитвах катаров появлялся Сатана или Люцифер во время манипуляций с животными. Это была агитационная подготовка, предшествующая крестовым походам против катаров, которые закончились падением в 1244 году их цитадели — крепости Монсегюр.

Борьба с кошкой черной масти, а затем как психоз и вообще с любыми кошками, приводит к тотальному истреблению животных и становится одной из причин эпидемии чумы, так как резко возрастает количество крыс, являвшихся переносчиками опасной болезни.

Однако для нас важно, что обвинения в ереси катаров были предъявлены и тамплиерам. Французский судья также утверждал, что рыцари поклонялись дьяволу, иногда в виде черной кошки, которую они целовали под хвостом...

С абсурдностью этих кошачьих подозрений граничили и обвинения, предъявленные тамплиерам советским, еще одним напоминанием о которых и является кот Бегемот.

В прокурорском заключении есть много своеобразных пунктов, которые соответствуют духу времени и антуражу романа Булгакова. Вот что предъявлял на суд помощник начальника 1-го отделения СО ОГПУ Э.Р. Кирре: «Организация ставила перед собой целью борьбу с Соввластью как властью Иалдабаофа (одним из воплощений Сатаны) и установлением анархического строя. Ставились задачи противодействия и вредительства Соввласти на колхозном фронте, среди совучреждений и предприятий. Пропагандировался мистический анархизм с кафедры и по кружкам, в которых вырабатывались массовые руководители, главным образом из среды интеллигенции. В кружках пропаганда велась в виде легенд, рассказываемых только устно посвященным рыцарям9».

Аресты членов Ордена начались массово в ночь с 11 на 12 сентября 1930 года. И уже 13 января 1931 года был вынесен приговор Коллегией ОГПУ, в составе которой был и Глеб Бокий, но «в присутствии прокурора Р.П. Катаняна».

Советская власть в лице своих прокуроров и органов ОГПУ-НКВД продолжила бороться с различными тайными обществами, имевшимися в СССР, которых она воспринимала не только как заговорщиков, но и как конкурентов ВКП(б).

Это не мешало Глебу Бокию присутствовать на осуждениях членов этих законспирированных сообществ и параллельно заниматься организациями тайных мистических съездов Москве и разного рода оккультных исследований. Аватара Воланда вела свою, понятную только ей игру.

Примечания

Rituale Romanum — римский ритуал (лат.).

1. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. М., 1932. С. 4.

2. Там же. С. 5.

3. Мифо-символический словарь. В 3 т. М., 2013. С. 43.

4. Одно из написаний имени Азазель.

5. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1954. С. 213—214.

6. Роббинс Р. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 2001. С. 149.

7. Сперанский Н. Ведьмы и ведовство // История инквизиции: Средневековые процессы о ведьмах. М.; Харьков, 2002. С. 28.

8. Там же. С. 145.

9. Никитин А.Л. Мистики, розенкрейцеры, тамплиеры. М., 1998. С. 263.