Вернуться к Персонажи и их прототипы в романе «Белая гвардия»

Елена Васильевна Турбина

Один из главных женских образов романа «Белая гвардия» и написанной на его основе пьесы «Дни Турбиных» — дочь профессора Елена Васильевна Турбина-Тальберг — сестра главного героя Алексея Турбина. Она замужем за Тальбергом. В романе — Елене 24 года, а в пьесе — 23 года. Елена Турбина принадлежит к не имеющим особых интересов вне семьи «домашним женщинам», она обладает тихим и спокойным характером. Елена любящая жена, хорошая хозяйка, ее основной заботой является поддержание порядка и уюта в доме Турбиных. Она добрая, умеет сочувствовать, переживать за других. Ее сердце разрывается при виде раненого брата Алексея. Женщина в отчаянии просит Бога не забирать Алексея. Вскоре брат Турбиной выздоравливает.

Предполагаемые прототипы Елены Турбиной

Вопрос о реальном прототипе Елены Турбиной является предметом дискуссии. Поскольку прототипом Тальберга является Леонид Сергеевич Карум — муж сестры Михаила Афанасьевича Варвары Афанасьевны то именно ее многие исследователи творчества Михаила Булгакова считают прототипом Елены Турбиной. Однако историк Ярослав Тинченко, автор книги «Белая гвардия Михаила Булгакова» обращает внимание на несовпадение характеров в общем-то достаточно легкомысленной Елены, с характером Варвары, которая была верна своему мужу и последовала за ним в ссылку в годы репрессий. Еще одна версия гласит, что прототипом Елены Турбиной является младшая сестра Булгакова — Елена Афанасьевна Булгакова (из-за совпадения имен). Ярослав Тинченко считает, что прототипом Елены Турбиной могла быть мать писателя Варвара Михайловна Булгакова.

Цитатная характеристика Елены Турбиной

Полное имя героини — Елена Васильевна Тальберг-Турбина (в девичестве просто Турбина):

«Не беспокойтесь, Елена Васильевна».

«— Звонишь, звонишь... Тальберг-Турбина тут?.. Телеграмма ей... откройте...»

Возраст Елены — 24 года (на декабрь 1918 года). У нее есть старший брат Алексей, а также младший брат Николка:

«Алексею Васильевичу Турбину, старшему — молодому врачу — двадцать восемь лет. Елене — двадцать четыре. Мужу ее, капитану Тальбергу — тридцать один, а Николке — семнадцать с половиной».

По словам автора, Первая мировая война и революция перебивают жизнь Елены и ее семьи «на самом рассвете». В этот тяжелей период Турбины проходят через множество испытаний:

«Жизнь-то им как раз перебило на самом рассвете».

«Восемнадцатый год летит к концу и день ото дня глядит все грознее и щетинистей».

В мае 1918 году умирает мать семейства Турбиных. Отец семейства, профессор Турбин, умер, судя по всему, несколько лет назад. Таким образом, в 1918 году, после смерти матери, Елена и ее братья остаются сиротами:

«Через год после того, как дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом... <...> белый гроб с телом матери снесли по крутому Алексеевскому спуску на Подол, в маленькую церковь Николая Доброго, что на Взвозе».

В начале романа, в декабре 1918 года, Елена уже полтора года состоит в браке с офицером Сергеем Ивановичем Тальбергом:

«Через год после того, как дочь Елена повенчалась с капитаном Сергеем Ивановичем Тальбергом, и в ту неделю, когда старший сын, Алексей Васильевич Турбин, после тяжких походов, службы и бед вернулся на Украину в Город, в родное гнездо, белый гроб с телом матери снесли по крутому Алексеевскому спуску на Подол, в маленькую церковь Николая Доброго, что на Взвозе».

«Но ни сейчас, ни все время — полтора года, — что прожила с этим человеком...»

О внешности Елены известно следующее:

«Елена раздвинула портьеру, и в черном просвете показалась ее рыжеватая голова».

«Елена рыжеватая сразу постарела и подурнела».

«Елена встала. Золотой серп ее развился, и пряди обвисли на висках».

«Белые руки Елены замелькали над подушками на диване».

«...даже такой блестящий брак между красивой, рыжей, золотой Еленой и генерального штаба карьеристом...»

Елена Турбина является красивой женщиной:

«— ...Нет, до чего хороша.

— Очень красива Елена Васильевна, — серьезно и искренне ответил Карась». (Мышлаевский и Карась о Елене)

«Показалась необычайно заслуживающей почтения и внимания красавица Елена».

Она любит поддерживать чистоту и порядок в доме. Даже в самые трудные времена она следит за тем, чтобы, например, скатерть была накрахмалена, а полы лоснились:

«При матери, Анне Владимировне, это был праздничный сервиз в семействе, а теперь у детей пошел на каждый день. Скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна. Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных. Полы лоснятся...»

Елена — женщина с добрым сердцем, по мнению ее дальней родственницы, матери Лариосика:

«Милая, милая Леночка! Я знаю ваше доброе сердце и направляю его прямо к вам, по-родственному».

Она является совершенно исключительным человеком, по мнению ее дальнего родственника Лариосика. Благодаря прекрасным душевным качества Елены Лариосик очень хорошо себя чувствует в квартире Турбиных:

«Лариосик покраснел, смутился и сразу все выговорил, и что в винт он играет, но очень, очень плохо... Лишь бы его не ругали, как ругали в Житомире податные инспектора... Что он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек, Елена Васильевна, и в квартире у них тепло и уютно...»

Елена — сильная женщина:

«Елена не выдержала и всплакнула, но тихо, тихо, — женщина она была сильная, недаром дочь Анны Владимировны».

Она является нетрусливой, небоязливой женщиной. Ее не пугают военные действия, которые могут произойти в Городе, если на город нападет армия Петлюры:

«— Не беспокойтесь, Елена Васильевна. Во-первых, должен вам сказать, что раньше двух недель дивизион ни в коем случае и готов не будет, лошадей еще нет и снарядов. <...>

— Да вы напрасно, господа, меня утешаете, я ничего ровно не боюсь, напротив, одобряю.

Елена говорила действительно бодро, и в глазах ее уже была деловая будничная забота».

Елена является гордой женщиной. Так например, она ни за что не будет удерживать мужчину возле себя:

«Ни звука не ответила Елена, потому что была горда».

«А что бы они сделали? Удерживать его? Да ни за что. Да пусть лучше в такую трудную минуту его и нет, и не надо, но только не удерживать. Да ни за что. Пусть едет».

На досуге Елена любит играть на фортепиано:

«Не придется больше услышать Тальбергу каватины про бога всесильного, не услышать, как Елена играет Шервинскому аккомпанемент!»

Елена является глубоко верующей женщиной:

«— Ну, да хранит вас господь, — сказала Елена строго и перекрестила Турбина. Также перекрестила она и Карася и Мышлаевского».

Когда старший Алексей Турбин находится при смерти, несчастная Елена ищет утешения в молитвах. Она просит богородицу послать им чудо, чтобы Алексей выжил. Елена говорит богородице, что готова навсегда потерять мужа, только чтобы выжил брат. В результате Алексей действительно чудом выживает вопреки всем прогнозам врачей:

«Елена с колен исподлобья смотрела на зубчатый венец над почерневшим ликом с ясными глазами и, протягивая руки, говорила шепотом:

— Слишком много горя сразу посылаешь, мать-заступница. Так в один год и кончаешь семью. За что?.. Мать взяла у нас, мужа у меня нет и не будет, это я понимаю. Теперь уж очень ясно понимаю. А теперь и старшего отнимаешь. За что?.. Как мы будем вдвоем с Николом?.. Посмотри, что делается кругом, ты посмотри... Мать-заступница, неужто ж не сжалишься?.. Может быть, мы люди и плохие, но за что же так карать-то?

Она опять поклонилась и жадно коснулась лбом пола, перекрестилась и, вновь простирая руки, стала просить:

— На тебя одна надежда, пречистая дева. На тебя. Умели сына своего, умоли господа бога, чтоб послал чудо... Шепот Елены стал страстным, она сбивалась в словах, но речь ее была непрерывна, шла потоком. Она все чаще припадала к полу, отмахивала головой, чтоб сбить назад выскочившую на глаза из-под гребенки прядь».

В ночь с 13 на 14 декабря 1918 года Тальберг решает бежать из Киева, опасаясь преследований со стороны петлюровцев. При этом он не берет с собой свою жену. Елена тяжело переживает отъезд мужа, но, будучи гордой женщиной, не останавливает его и не умоляет взять ее с собой. За эту ночь бедная Елена худеет и стареет на глазах:

«И Тальберг сказал:

— Нужно ехать сию минуту. Поезд идет в час ночи...»

«Тальберг же бежал».

По словам Тальберга, он не может взять Елену с собой, так как не хочет, чтобы она скиталась с ним по городам:

«— Тебя, Елена, ты сама понимаешь, я взять не могу на скитанья и неизвестность. Не правда ли? Ни звука не ответила Елена, потому что была горда».

При этом Тальберг уверяет Елену, что в течение нескольких месяцев он приедет в Город:

«— Я уверен, что не пройдет и трех месяцев, ну самое позднее — в мае, мы придем в Город. Ты ничего не бойся. Тебя ни в коем случае не тронут, ну, а в крайности, у тебя же есть паспорт на девичью фамилию. Я попрошу Алексея, чтобы тебя не дали в обиду».

Бросая жену, Тальберг совершает мерзкий поступок, по мнению Алексея Турбина:

«— Не потому даже мерзавец, что бросил Елену в такую минуту, это, в конце концов, мелочь, вздор, а совсем по-другому. Но вот почему? А черт, да понятен он мне совершенно. О, чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»

Когда Тальберг оставляет жену и сбегает из Украины, Елена признается сама себе, что за полтора года брака она как будто полюбила и даже привязалась к мужу, но так и не почувствовала самого главного — уважения к нему:

«— Что за такой человек? — Как будто бы она его полюбила и даже привязалась к нему. И вот сейчас чрезвычайная тоска в одиночестве комнаты, у этих окон, которые сегодня кажутся гробовыми. Но ни сейчас, ни все время — полтора года, — что прожила с этим человеком, и не было в душе самого главного, без чего не может существовать ни в коем случае даже такой блестящий брак между красивой, рыжей, золотой Еленой и генерального штаба карьеристом, брак с капорами, с духами, со шпорами, и облегченный, без детей. Брак с генерально-штабным, осторожным прибалтийским человеком. И что это за человек? Чего же это такого нет главного, без чего пуста моя душа? — Знаю я, знаю, — сама сказала себе Елена, — уважения нет. Знаешь, Сережа, нет у меня к тебе уважения, — значительно сказала она красному капору и подняла палец. И сама ужаснувшись тому, что сказала, ужаснулась своему одиночеству, захотела, чтобы он тут был сию минуту. Без уважения, без этого главного, но чтобы был в эту трудную минуту здесь».

Через несколько дней после отъезда Тальберга Елена понимает, что она больше никогда не увидит мужа:

«Мать взяла у нас, мужа у меня нет и не будет, это я понимаю. Теперь уж очень ясно понимаю».

Спустя полтора месяца после расставания с мужем, 2 февраля 1919 года Елена получает письмо от знакомых из Варшавы. В письме речь идет о том, что Тальберг всем говорит, что он развелся с Еленой. Кроме того, Тальберг уже успел жениться на Лидии Герц и едет с ее семьей в Париж:

«...Тут только узнала, что ты развелась с мужем. Остроумовы видели Сергея Ивановича в посольстве — он уезжает в Париж, вместе с семьей Герц; говорят, что он женится на Лидочке Герц; как странно все делается в этой кутерьме. Я жалею, что ты не уехала. Жаль всех вас, оставшихся в лапах у мужиков. Здесь в газетах, что будто бы Петлюра наступает на Город. Мы надеемся, что немцы его не пустят...»

Узнав о предательстве мужа, Елене становится стыдно за него. Она позволяет своему старшему брату Алексею разорвать фотографию Тальберга, которая хранится у нее на столе. Алексей разрывает это фото в клочья, Елена горько плачет на груди у брата. В этот момент суеверная Елена вспоминает, что она просила богородицу забрать у нее мужа, но взамен оставить ей брата Алексея, когда тот был при смерти. В итоге так все и происходит. Суеверная Елена считает, что все это не случайно:

«Елена помолчала, ей было стыдно и тяжело. Но потом сейчас же овладела собой и подтолкнула листок Турбину: "От Оли... из Варшавы..."»

«Елена моментально заплакала.

— Сделай ты мне такое одолжение, — продолжал Турбин, — убери ты к чертовой матери вот эту штуку, — он рукоятью ткнул в портрет на столе.

Елена подала, всхлипывая, портрет Турбину. Турбин выдрал мгновенно из рамы карточку Сергея Ивановича и разодрал ее в клочья. Елена по-бабьи заревела, тряся плечами, и уткнулась Турбину в крахмальную грудь».

Теперь, когда Елена осталась одна, без мужа, ее брат Алексей Турбин боится, что она обязательно свяжется с Шервинским, другом детства, который ухаживает за ней. По мнению Алексея, в Шервинском нет ничего особенного, кроме прекрасного голоса. Имеет ли история Елены и Шервинского продолжение, в романе не уточняется:

«А Шервинский? А, черт его знает... Вот наказанье с бабами. Обязательно Елена с ним свяжется, всенепременно... А что хорошего? Разве что голос? Голос превосходный, но ведь голос, в конце концов, можно и так слушать, не вступая в брак, не правда ли...» (мысли Алексея Турбина)

Л.С. Карум и В.А. Булгакова. 1917 г.

Варвара Михайловна Булгакова

Вера Соколова в роли Елены Турбиной в спектакле «Дни Турбиных» (1926)

Вера Соколова в роли Елены Турбиной и Марк Прудкин в роли Шервинского в пьесе «Дни Турбиных» (1926)

Алла Тарасова в роли Елены Турбиной в спектакле «Дни Турбиных» (1926)

Клавдия Еланская в роли Елены Турбиной в спектакле «Дни Турбиных» (1928)

Ольга Андровская в роли Елены Турбиной в спектакле «Дни Турбиных» (1930-е)

Валентина Титова в роли Елены Турбиной в фильме «Дни Турбиных» (1976)

Валентина Титова в роли Елены Турбиной и Василий Лановой в роли Шервинского в фильме «Дни Турбиных» (1976)

Ксения Раппопорт в роли Елены Турбиной в сериале «Белая гвардия» (2012)

Ксения Раппопорт в роли Елены Турбиной и Евгений Дятлов в роли Шервинского в сериале «Белая гвардия» (2012)

Иллюстрации