Вернуться к Персонажи и их прототипы в повести «Собачье сердце»

Машинистка Васнецова

Ведьма сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню. Юбчонку взбила до колен, обнажила кремовые чулочки и узкую полосочку плохо стиранного кружевного бельишка, задушила слова и замела пса.

* * *

Дня через два в квартире появилась худенькая с подрисованными глазами барышня в кремовых чулочках и очень смутилась при виде великолепия квартиры. В вытертом пальтишке она шла следом за Шариковым и в передней столкнулась с профессором.

Одним из второстепенных персонажей повести Булгакова «Собачье сердце» является машинистка по фамилии Васнецова. Машинистка появляется на страницах повести уже когда вместо Шарика появляется Полиграф Полиграфович Шариков, начальник подотдела по очистке города от бродячих животных. При этом называется ее фамилия — Васнецова. Шариков приводит девушку в квартиру профессора и представляет ее как свою невесту. Машинистка Васнецова настолько устала от своего нищенского существования, что без особых раздумий согласилась на предложение Шарикова выйти за него замуж. Узнав от профессора правду о происхождении жениха, Васнецова не вынесла позора и сбежала из квартиры Преображенского.

В самом начале повести некую машинистку с явным сочувствием описывает бродячий пес, он упоминает о ее мизерном заработке в «четыре с половиной червонца», на которые ей приходится жить. Чтобы сэкономить, ей приходится обедать в общественной столовой: «Дрожит, морщится, а лопает. Подумать только: сорок копеек из двух блюд, а они оба эти блюда и пятиалтынного не стоят, потому что остальные двадцать пять копеек заведующий хозяйством уворовал». Упоминает пес и о болезнях и бедах бедной девушки: «У нее и верхушка правого легкого не в порядке, и женская болезнь на французской почве, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовке накормили...». Несмотря на свои проблемы, девушка с жалостью относится к несчастному псу, называет его Шариком, гладит. Единственной радостью для нее был кинематограф. Только там она могла забыть о своих проблемах. В этой части повести девушка остается безымянной.

О том, что девушка из первой части повести и машинистка Васнецова из подотдела является одним и тем же персонажем, в повести прямо не говорится. Однако такой вывод можно сделать по косвенным признакам. Так, девушка в описании пса носит «кремовые чулочки», подаренные любовником. Такие же «кремовые чулочки» надеты и на гостье в квартире профессора. Да и по описанию девушки очень схожи.

Цитатная характеристика безымянной машинистки

О внешности машинистки известно очень мало. Она очень бедно одета:

«Иная машинисточка получает по девятому разряду четыре с половиной червонца, ну, правда, любовник ей фильдеперсовые чулочки подарит. Да ведь сколько за этот фильдеперс ей издевательства надо вынести! <...> Бежит в подворотню в любовниковых чулках. Ноги холодные, в живот дует, потому что шерсти на ней нет, голая кожа, а штаны она носит холодные, так, кружевная видимость. Рвань для любовника. <...> Ведьма сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню. Юбчонку взбила до колен, обнажила кремовые чулочки и узкую полосочку плохо стиранного кружевного бельишка».

Из-за бедности ей приходится обедать в столовой общественного питания, в которой готовят из тухлой солонины:

«Прибежит машинисточка, ведь за четыре с половиной червонца в «Бар» не пойдешь. <...> Дрожит, морщится, а лопает. Подумать только: сорок копеек из двух блюд, а они оба эти блюда и пятиалтынного не стоят, потому что остальные двадцать пять копеек заведующий хозяйством уворовал. А ей разве такой стол нужен?»

Известно, что у машинистки слабое здоровье:

«У нее и верхушка правого легкого не в порядке, и женская болезнь на французской почве, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовке накормили, вон она, вон она!! Бежит в подворотню в любовниковых чулках. Ноги холодные, в живот дует, потому что шерсти на ней нет, голая кожа, а штаны она носит холодные, так, кружевная видимость».

У нее есть любовник, видимо, мелкий начальник:

«...ну, правда, любовник ей фильдеперсовые чулочки подарит. Да ведь сколько за этот фильдеперс ей издевательства надо вынести! <...> Бежит в подворотню в любовниковых чулках. <...> ...а штаны она носит холодные, так, кружевная видимость. Рвань для любовника. Надень-ка она фланелевые, попробуй. Он и заорет: "До чего ты не изящна! Надоела мне моя Матрена, намучился я с фланелевыми штанами, теперь пришло мое времечко. Я теперь председатель, и сколько ни накраду — все, все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо. Потому что наголодался в молодости достаточно, будет с меня, а загробной жизни не существует"».

Пес Шарик искренне ее жалеет:

«Жаль мне ее, жаль! Но самого себя мне еще больше жаль. Не из эгоизма говорю, о нет, а потому что действительно мы в неравных условиях. Ей-то хоть дома тепло, ну а мне, а мне?»

Несмотря на тяжелую жизнь, машинистка сочувствует Шарику:

«— Куть, куть, куть! Шарик, а Шарик? Чего ты скулишь, бедняжка? А? Кто тебя обидел?.. Ух...

Ведьма сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню. Юбчонку взбила до колен, обнажила кремовые чулочки и узкую полосочку плохо стиранного кружевного бельишка, задушила слова и замела пса.

— Боже мой!.. Какая погода... Ух... И живот болит. Это солонина, это солонина! И когда же это все кончится?

Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась за ворота, и на улице начало ее вертеть, рвать, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала».

Одним из немногих развлечений машинистки является кинематограф:

«Ей и на кинематограф не хватает, а кинематограф у женщин единственное утешение в жизни».

Цитатная характеристика машинистки Васнецовой

О внешности машинистки известно очень мало. Она худенькая, с подрисованными глазами, очень бедно одета:

«Дня через два в квартире появилась худенькая с подрисованными глазами барышня в кремовых чулочках и очень смутилась при виде великолепия квартиры. В вытертом пальтишке она шла следом за Шариковым и в передней столкнулась с профессором».

Фамилия машинистки Васнецова, имя и отчество остаются неизвестны:

«— Как ее фамилия? — спросил у него Борменталь. — Фамилия!!! — заревел он вдруг и стал дик и страшен.

— Васнецова, — ответил Шариков, ища глазами, как бы улизнуть».

После того, как Шариков стал начальником подотдела по очистке города от бродячих животных, он привел Васнецову, по всей видимости работающую под его началом, в квартиру профессора с намерением жениться на ней, при этом он требует выселить доктора Борменталя:

«Дня через два в квартире появилась худенькая с подрисованными глазами барышня в кремовых чулочках и очень смутилась при виде великолепия квартиры. В вытертом пальтишке она шла следом за Шариковым и в передней столкнулась с профессором.

Тот, оторопелый, остановился, прищурился и спросил:

— Позвольте узнать?..

— Я с ней расписываюсь, это наша машинистка, жить со мной будет. Борменталя надо будет выселить из приемной, у него своя квартира есть, — крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков».

Профессор Преображенский решает поговорить с девушкой наедине:

«Филипп Филиппович поморгал глазами, подумал, глядя на побагровевшую барышню, и очень вежливо пригласил ее:

— Я вас попрошу на минутку ко мне в кабинет.

— И я с ней пойду, — быстро и подозрительно молвил Шариков.

И тут моментально вынырнул как из-под земли решительный Борменталь.

— Извините, — сказал он, — профессор побеседует с дамой, а уж мы с вами побудем здесь.

— Я не хочу, — злобно отозвался Шариков, пытаясь устремиться вслед за сгорающей от страха барышней и Филиппом Филипповичем.

— Нет, простите, — Борменталь взял Шарикова за кисть руки, и они пошли в смотровую».

Во время разговора девушки с профессором выясняется вся правда о происхождении Шарикова и о его обмане. Профессор дает машинистке деньги:

«Минут пять из кабинета ничего не слышалось, а потом вдруг глухо донеслись рыдания барышни.

Филипп Филиппович стоял у стола, а барышня плакала в грязный кружевной платочек.

— Он сказал, негодяй, что ранен в боях, — рыдала барышня.

— Лжет, — непреклонно отвечал Филипп Филиппович. Он покачал головой и продолжал: — Мне вас искренне жаль, но нельзя же так с первым встречным только из-за служебного положения... Детка, ведь это безобразие. Вот что...

Он открыл ящик письменного стола и вынул три бумажки по три червонца.

— Я отравлюсь, — плакала барышня, — в столовке солонина каждый день... и угрожает, говорит, что он красный командир... со мною, говорит, будешь жить в роскошной квартире... каждый день ананасы... психика у меня добрая, говорит, я только котов ненавижу... Он у меня кольцо на память взял...

— Ну, ну, ну, ну, психика добрая, «От Севильи до Гренады», — бормотал Филипп Филиппович, — нужно претерпеть — вы еще так молоды...

— Неужели в этой самой подворотне?

— Берите деньги, когда дают взаймы, — рявкал Филипп Филиппович».

Машинистка Васнецова в слезах уходит из квартиры профессора, разочарованная обманом Шарикова:

«Затем торжественно распахнулись двери, и Борменталь по приглашению Филиппа Филипповича ввел Шарикова. Тот бегал глазами, и шерсть на голове у него возвышалась, как щетка.

— Подлец, — выговорила барышня, сверкая заплаканными размазанными глазами и полосатым напудренным носом.

— Отчего у вас шрам на лбу, потрудитесь объяснить этой даме, — вкрадчиво спросил Филипп Филиппович.

Шариков сыграл ва-банк:

— Я на колчаковских фронтах ранен, — пролаял он.

Барышня встала и с громким плачем вышла».

Профессор заставляет Шарикова отдать девушке кольцо, взятое им якобы на память:

«— Перестаньте! — крикнул вслед Филипп Филиппович. — Погодите! Колечко позвольте, — сказал он, обращаясь к Шарикову.

Тот покорно снял с пальца дутое колечко с изумрудом».

Шариков угрожает Васнецовой увольнением. Однако за нее заступается Борменталь:

«— Ну, ладно, — вдруг злобно сказал он, — попомнишь ты у меня. Завтра я тебе устрою сокращение штатов.

— Не бойтесь его, — крикнул вслед Борменталь, — я ему не позволю ничего сделать. — Он повернулся и поглядел на Шарикова так, что тот попятился и стукнулся затылком об шкаф.

— Как ее фамилия? — спросил у него Борменталь. — Фамилия!!! — заревел он вдруг и стал дик и страшен.

— Васнецова, — ответил Шариков, ища глазами, как бы улизнуть.

— Ежедневно, — взявшись за лацкан шариковской куртки, выговорил Борменталь, — сам лично буду справляться в очистке, не сократили ли гражданку Васнецову. И если только вы... узнаю, что сократили, я вас... собственными руками здесь же пристрелю! Берегитесь, Шариков, говорю русским языком!»

Образ машинистки в кинематографе

В немецко-итальянской экранизации повести девушка по имени Зоя Андреевна Васнецова работает секретаршей в ведомстве Бобикова. Эту роль сыграла Рина Нийхаус. Безымянной машинистки в этом фильме нет.

В советской экранизации повести режиссера Владимира Бортко безымянная машинистка и и машинистка подотдела, которым заведует Шариков, одно и то же лицо. Кроме этого, режиссер добавил любовную линию Борменталь — Васнецова. Молодой доктор симпатизирует бедной девушке, впервые увиденной им в кинотеатре, затем искренне за нее вступается после угроз Шарикова. В советском фильме роль машинистке исполнила Анжелика Неволина.

Рина Нийхаус в роли секретарши Зои Васнецовой в фильме «Собачье сердце» (Германия, Италия, 1976)

Анжелика Неволина в роли машинистки Васнецовой в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)

Анжелика Неволина в роли машинистки Васнецовой в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)

Анжелика Неволина в роли машинистки Васнецовой в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)

Шариков и гражданка Васнецова в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)