Глава 29. Судьба мастера и Маргариты определена
Прочитайте текст. Скажите, что помогло найти этот адрес?
Поиски следующего адреса булгаковской Москвы, где Воланд прощается с городом, начались давно, с телефильма о творчестве М. Булгакова. К. Симонов, высоко ценивший творчество писателя и много сделавший для публикации его произведений, определил это здание как дом Пашкова. Привычных нам высотных зданий до войны еще не было, а дом Пашкова расположен на высоком месте, откуда вся Москва как на ладони. Однако расположение дома, гипсовые вазы с цветами и «возраст» здания это еще не доказательство. Уверенность появилась после знакомства с первыми редакциями романа, где упоминаются и читальные залы.
История дома Пашкова
Прочитайте текст внимательно. Расскажите об истории дома Пашкова.
Пашков дом, гордость Москвы, — роскошный дворец из белого камня, горделиво возвышающийся на холме. Строил его один из лучших московских архитекторов Василий Баженов в 1784—1786 годах по заказу дворянина капитана-поручика Петра Пашкова. Талантливый архитектор сумел удивительным образом сочетать в своем творении античную строгость и торжественность с чисто московской веселой узорчатостью, создав в результате шедевр самобытного русского классицизма.
Величественный дворец овеян легендами. Одна из них гласит, что под домом проходил подземный ход из Замоскворечья к Кремлю.
С 1862 года в стенах дворца разместился знаменитый Румянцевский музей, переведенный сюда из Петербурга. Он был назван так по имени своего основателя — графа Николая Петровича Румянцева, канцлера при дворе Александра I, известного дипломата и мецената.
Граф был одним из самых образованных людей своего времени. С молодых лет он собирал книги, покупая целые собрания по русской и славянской истории. К концу жизни он собрал бесценную библиотеку, коллекции греческих, римских и восточных монет, редких рукописей, минералогический кабинет.
Все это он завещал России. Но открытие музея состоялось уже после смерти графа Румянцева, в 1831 году. С тех пор музей постоянно пополнялся. Художественные коллекции Румянцевского музея в 1925 году были переданы в другие музеи, а собрание книг и редких рукописей послужило основой государственной библиотеки им. В.И. Ленина (сейчас — Российская государственная библиотека), которая и разместилась в доме Пашкова.
Пашков дом в романе
Постарайтесь понять незнакомые слова:
Чернокнижник (устар.) — тот, кто читает «черные» книги, колдун.
Лачуга (разг.) — небольшое убогое жилище, подсобное строение.
Прочитайте внимательно текст. Скажите, почему для этого эпизода Булгаков выбрал дом Пашкова?
«На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».
Выбор Булгаковым для сцены прощания Воланда с Москвой, конечно, не случаен. Прежде всего, он сам был постоянным читателем библиотеки Румянцевского музея. Более того, Воланд не случайно оказывается на крыше Дома Пашкова: это здание государственной библиотеки, где «...обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аквилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист», — объясняет он официальный мотив своего приезда в Москву Берлиозу и Ивану Бездомному на Патриарших прудах.
Но самое интересное начинается дальше:
«...Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».
Невнимательный читатель пройдет мимо этого странного места в тексте, но мы остановимся: если смотреть с террасы дома Пашкова, перед нами будет Кремль, Манеж, Музей изобразительных искусств, усадьбы Голицыных Гагариных, наконец, Храм Христа Спасителя. Да и район этот примыкает вплотную к правительственным зданиям на берегу Москвы-реки. В любом городе мира это самый дорогой и престижный район. Отсюда понятно «необычайное сборище дворцов, гигантских домов. Но откуда здесь вдруг взялись «обреченные на снос лачуги»? Загадка!
Очевидно, разгадку можно найти, если вспомнить, что Булгаков, очень внимательный к топографии Москвы, необычайно чуткий к новозаветной и иной символике, мистике, магии, к «колдовским знакам» (это его выражение), обратил внимание на плане города на огромную подкову Бульварного кольца (след разрушенной защиты), которая воткнулась обеими концами в Москву-реку — и это был плохой знак. Булгаков заметил, что дьяволово копыто так лягнуло по Москве, что подковой как раз пришлось по Храму Христа Спасителя. Не случайно одним из вариантов названия романа было «Подкова иностранца».
Это значит, что в Москве Булгакова существовало как бы два полюса энергии: светлый — это Храм Христа Спасителя, а напротив него — черный полюс, подвалы библиотеки, хранящие чернокнижие, и не случайно Воланда тянет к ним поближе. И хотя Храм Христа Спасителя во время работы писателя над романом еще стоял, ему нетрудно было предвидеть, какая судьба уготована главному храму России, куда упадет подкова... Отсюда — и лачуги строителей, обреченные на снос. В этом эпизоде отчетлива мысль писателя: бал в Москве конца 20-х — начала 30-х годов правит антихрист, ведь свято место пусто не бывает.
Но давайте почитаем дальше: сидящий на террасе Пашкова дома Воланд заговорил:
«Какой интересный город, не правда ли?» — Азазелло шевельнулся и ответил почтительно: «Мессир, мне больше нравится Рим».
И в контексте двухполюсного мира угадывается грустная усмешка русского человека, мудрого писателя Булгакова по поводу идеи о том, что Москва — третий Рим, о несостоятельности этой теории (Москва как центр православного мира), поскольку в столице хозяйничает сатана.
Давайте вместе обсудим!
1. Как вы думаете, почему Булгаков убрал из поздней редакции романа упоминание о читальных залах библиотеки?
2. Скажите, почему писатель хотел назвать роман «Подкова иностранца»?
3. Почему в романе рядом с дворцами и храмами — «обреченные на слом лачуги»?
4. В чем идейная нагрузка этого эпизода?
5. Прочитайте текст «Москва — третий Рим». Скажите, как относится русский писатель Булгаков к этой идее в «смутное» сталинское время?
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |