Диссертационное исследование посвящено анализу языковой личности персонажа художественного произведения, с опорой на особенности вербализации базовых эмоциональных концептов (ЭК) в произведениях М.А. Булгакова 20-х годов XX века. Тема работы находится на стыке важнейших дисциплинарных областей современной лингвистики: психолингвистики, лингвоконцептологии, лингвокультурологии, — и обращена к рассмотрению вербализованных представлений о внутреннем мире человека на примере анализа базовых ЭК, используемых персонажами художественных текстов.
Данная работа выполнена в русле исследований, посвящённых изучению эмоций в языке, их функции в структуре языковой личности (ЯЛ).
В современной лингвистике человек, его языковая личность является распространённым объектом исследования. Наиболее чётко и полно характеризуется это понятие, выделяются и описываются уровни организации ЯЛ в работах Ю.Н. Караулова («Русский язык и языковая личность»). Вопросами лексикона человека занимаются такие крупные учёные, как В.П. Белянин, А.А. Залевская, Н.Ф. Алефиренко. С позиций логического «анализа языка исследует языковую личность Н.Д. Арутюнова. Лингводидактика и психолингвистика также в круг рассматриваемых проблем вносят и вопросы ЯЛ (Г.И. Богин, Е.М. Масленикова, В.И. Карасик, В.В. Наумов). Эмоциональный концепт является предметом исследования таких лингвистов, как Н.А. Красавский, Я. Рейковский.
Данная работа посвящена анализу психо-эмоциональных состояний ЯЛ персонажа художественного текста, выявлению закономерностей вербализации базовых ЭК и созданию типологии героев произведений М.А. Булгакова 20-х годов в соответствии с их психологическими особенностями.
Объектом данного исследования являются базовые эмоциональные концепты (страх, радость, гнев, горе, стыд/смущение), которые представлены в художественных текстах М.А. Булгакова 20-х годов, с точки зрения способа их выражения, функции в произведении.
Предметом исследования являются конкретные контексты, в которых средствами фонетического, лексико-фразеологического, синтаксического уровней языка, реализуется эмоциональное состояние персонажа.
Актуальность данной работы обусловлена рядом причин:
Во-первых, неугасаемым интересом в науке к творчеству М.А. Булгакова, в котором с высоким художественным мастерством отражается сложность и неоднозначность происходивших событий в России 20-х годов XX века и восприятие человеком (персонажем) событий данного времени.
Во-вторых, недостаточное изучено понятие ЯЛ в применении к персонажам художественного произведения, так как обычно исследования ЯЛ связаны с категорией автора художественного текста или вообще не имеют отношения к письменным произведениям (речь идёт об исследованиях ЯЛ «человека говорящего»). Включение в исследовательскую парадигму эмоционального состояния персонажа имеет большое значение для идентификации его ЯЛ, что представляет собой актуальную проблему не только для современной лингвистики, но и для психолингвистики, лингвокультурологии.
В-третьих, мы предлагаем типологию персонажей художественных текстов М.А. Булгакова в зависимости от особенностей вербализации ими своих эмоций.
В своей работе мы анализируем эмоциональное состояние персонажа через текст художественного произведения, отталкиваясь от закономерностей выражения эмоций (вербальных и невербальных), сформулированных в работах психологов и лингвистов (Н.И. Жинкин, К. Изард, Я.М. Калашник, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.Ф. Седов).
Одним из центральных понятий становится ЯЛ и трёхуровневая система её организации: лексикон — тезаурус — прагматикон. В нашем исследовании не стоит задачи объёмного описания эмоциональных концептов. Понятие ЭК для нас важно для описания психотипов персонажей через способы выражения ими эмоций. При рассмотрении психотипа персонажа художественного текста основу анализа составляют изобразительно-выразительные средства языка, включённые автором в ЭК.
Цель работы — представить описание вербально-семантического уровня языковой личности персонажа посредством анализа лексем, входящих в состав базовых эмоциональных концептов и формирование типологии героев художественного текста в зависимости от их психотипа.
Для достижения поставленной цели в работе формулируются следующие задачи:
1) выявить категории художественного текста, необходимые для анализа ЯЛ персонажа;
2) проанализировать взаимосвязь ЯЛ и организующих её уровней и функции эмоций в её структуре;
3) проследить реализацию эмоциональных концептов персонажами художественных произведений М.А. Булгакова 20-х годов;
4) проанализировать особенности содержания ЭК в произведениях М.А. Булгакова и взаимосвязь эмоциональных состояний с языковой личностью персонажа;
5) охарактеризовать психо-эмоциональный тип персонажей произведений М.А. Булгакова в зависимости от способа реализации эмоциональной составляющей личности.
В основе данного диссертационного исследования лежит гипотеза, что предпочтительным способом анализа организации языковой личности персонажа художественного текста является рассмотрение её эмоциональной составляющей.
Научная новизна работы заключается в том, что:
— понятие «языковая личность» применяется к персонажу литературного текста, при этом основным способом анализа ЯЛ является рассмотрение эмоционально-аффективной составляющей личности;
— при выявлении особенностей эмоциональных концептов, используемых персонажем, помимо лексикона и тезауруса анализируется высший (мотивационный) уровень организации ЯЛ и появляется возможность создания типологии персонажей художественного текста в зависимости от их особенностей выражения базовых эмоций;
— на основе анализа вербализации эмоций представлена типология персонажей литературного текста в зависимости от его психотипа, при этом рассматриваются изобразительно-выразительные средства языка, используемые автором в ЭК.
В, качестве материала используются художественные тексты произведений М.А. Булгакова, относящиеся к середине двадцатых годов XX века. В 1922—1927 годах писателем были созданы «Записки юного врача», «Морфий», «Красная корона» и другие рассказы, а также роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце». Все эти произведения имеют ряд общих черт. Объединяет их изображённое время, период революции и Гражданской войны. Впервые появляются основные для творчества М.А. Булгакова темы и идеи, развиваемые в дальнейшей прозе писателя: тема болезни, сумасшествия, мотив бегства, идея дома, семьи и другие. Интерес представляет язык М.А. Булгакова. По нашим данным, в исследовательских работах, посвящённых этому автору, не представлено целостного анализа языка писателя, особенностей его идиостиля.
Методологической основой исследования являются базовые положения теории языковой личности (Н.Д. Арутюнова, Г.И. Богин, Ю.Н. Земская, Ю.Н. Караулов, В.И. Карасик, К.Ф. Седов др.), базовые положения теории речевых актов и лингвистической прагматики (Ю.Д. Апресян, А. Вежбицкая, И.Н. Горелов, Е.С. Кубрякова и др.), лингвистики эмоций (В.И. Шаховский, Н.А. Красавский, Я. Рейковский и др.), лингвокультурологической концептологии (Д.С. Лихачёв, Ю.С. Степанов, В.И. Карасик, В.И. Шаховский, Н.А. Красавский, С.Г. Воркачёв и др.).
Основные методы исследования: компонентный лингвистический анализ (по уровням языка), описательный метод, включающий приёмы наблюдения, сопоставления, классификации средств выражения эмоционального состояния в художественном тексте. В ходе работы привлекались законы смежных научных областей (законы философии и логики о соотношении языка и мышления, частного и общего) и достижения смежных научных дисциплин (литературоведения, лингвокультурологии), которые помогли полнее и глубже проанализировать материал.
Теоретическое значение исследования состоит в развитии подхода к анализу ЯЛ через эмоционально-аффективную составляющую личности и классифицировании типов характеров героев произведения в зависимости от способов языковой реализации эмоциональных состояний.
Практическая значение диссертационного исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы при дальнейших исследованиях языковой личности персонажей художественного текста и в работе по изучению идиостиля того или иного писателя. Основные положения и выводы данного исследования могут быть применены в курсах лекций по стилистике, культуре речи, а также в вузовских курсах «Язык художественной литературы», «Лингвистический анализ художественного текста», «Психолингвистика». Кроме того, материалы работы могут составить содержание спецкурсов и спецсеминаров по психолингвистике.
Положения, выносимые на защиту:
1. Понятие ЯЛ применимо не только для определения создателя художественного текста, но и для персонажа этого художественного текста, речь которого обладает рядом индивидуальных стилистических черт.
2. Одним из продуктивных способов анализа языковой личности персонажа является рассмотрение эмоциональной составляющей его личности. Наиболее ярко ЯЛ персонажа проявляется на вербально-семантическом уровне языка. Рассмотрение эмоциональных состояний, основной функцией которых является возможность выявления ценностных ориентиров личности, позволяет обратиться к прагматикону личности.
3. ЯЛ проявляется в системе эмоциональных концептов, передающих базовые психо-эмоциональные состояния человека (персонажа).
4. ЭК реализуются в речи персонажей М.А. Булгакова на фонетическом, лексико-фразеологическом, словообразовательном, синтаксическом уровнях языка. В характеристике ЭК, отражённых в речи героев произведений М.А. Булгакова, мы видим переход в анализе от лексикона и тезауруса ЯЛ персонажа к высшему уровню её организации — прагматикону.
5. В зависимости от состава и способов вербализации ЭК персонажей художественных произведений можно классифицировать по психо-эмоциональным типам, каждый из которых способен определять и регулировать выбор вербально-семантических средств в коммуникации данной ЯЛ.
Структура диссертации обусловлена целью, задачами и методологией исследования. Работа общим объёмом 170 страниц состоит из Предисловия, Введения, трёх глав, Заключения, Библиографии, включающей 184 наименования, списка словарей и справочников, списка источников, списка принятых сокращений и приложения.
К оглавлению | Следующая страница |