Есть область отношений владикавказского периода, о которой ничего особенного не могла сказать даже Татьяна Лаппа-Кисельгоф. Тема «М.А. Булгаков и 1-й советский театр». О сцене одного из первых театров на Северном Кавказе, видевшей выдающихся русских актёров, первые постановки Е.Б. Вахтангова. В первый же год советской власти всё осталось, как в былые времена: афиши, роли, суфлёры, гримуборные, свет рампы, восторженные рукоплескания зрителей. Всё заставляло проникнуться священнодействием лицедейства. В театре во все времена особый климат, и все, кто к нему имеют отношение, это чувствуют. Об этом вспоминала Татьяна Николаевна: «Всё время надо было в театре торчать. С утра репетиции, вечером спектакли. А потом так привыкла, что не могла уже жить без театра. Уроки танцев брала у... Деляр, там такая была. Раз надо было на сцене «барыню» станцевать — я так волновалась! Но станцевала. В афишах у меня был псевдоним — Михайлова». [9, с. 82]
В театр жену Булгакова устроил Слёзкин выходной актрисой, и она безусловно участвовала и в пьесах мужа. Но не запомнила ни одну из них, даже какую-нибудь сценку, картину, явление.
С театром многое было связано и у Булгакова. Он не без гордости писал 1-го февраля 1921 г. брату Константину: «Поживаю за кулисами, все актёры мне знакомые, друзья и приятели, чёрт бы их всех взял! Тася служила на сцене выходной актрисой. Сейчас их труппу расформировали и она без дела...» [6, т. 5, с. 393] Если к этому прибавить широко известное (и опять не без гордости) сообщение о триумфе пьесы «Братья Турбины», то о театральной деятельности Булгакова во Владикавказе более ничего конкретно не известно. Всё это дало составителям первого советского собрания сочинений заявить: «Путь Булгакова-драматурга мы знаем далеко не полностью. Владикавказский опыт, существенный в становлении писателя, реконструируется косвенно и только в самых общих чертах». [6, т. 3, с. 575]
А между тем во Владикавказе в то время находился человек, способный поведать об этом опыте очень многое. И прежде всего подробно рассказать о содержании всех поставленных пьес Булгакова, в том числе и о «Братьях Турбиных». Потому что известный русский профессиональный актёр Павел Поль (Синицын) (1887—1955) играл в пьесе главную роль — Алексея Васильевича Турбина. Уж он, в отличие от Татьяны Николаевны, занятой собственными театральными проблемами и бытом, мог вспомнить о репетициях, сценическом климате, зрителях, да и о самом авторе пьесы, получившей негативную оценку рецензента Вокса и принятой на «бис» зрителями.
Поль участвовал и в литературных вечерах подотдела искусств, в частности, в известном «Вечере Чеховского юмора». На нём Булгаков сказал вступительное слово, а Поль исполнил рассказ Чехова «Смерть чиновника». [5, с. 159—160] Но владикавказских воспоминаний не случилось... хотя в Москве они работали рядом: Булгаков в МХТ, а Поль в театре Корша, став одним из основателей Театра сатиры. И опять участвовал в булгаковской пьесе. В подготовленной Театром сатиры комедии «Иван Васильевич» одну из главных ролей исполнял (как сообщали газеты) популярный и талантливейший в то время в Москве артист П. Поль. [4, с. 455] Но постановку пьесы запретили.
Выступления на эстраде, игра в кино (в советской кинематографии запомнился кинофильм с его участием «Запасной игрок») могли бы только придать ему значимости в искусстве, если бы он написал свои владикавказские воспоминания о Булгакове. А может быть, они существуют, и мы просто ничего об этих записках не знаем?
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |