Михаил Булгаков — один из выдающихся сатириков XX столетия, человек, нестандартно и своеобразно мысливший, достойно переживший трудное время, сумевший не поддаться революционным и политическим эмоциям своего времени, соблазну стать тенденциозным «придворным» писателем-приспособленцем.
Трагически сложилась его творческая судьба. Он ушел из жизни, оставив после себя прекрасное наследие в виде многочисленных фельетонов, рассказов, повестей, романов, пьес, большинство из которых так и не было опубликовано при его жизни.
Его сатирические повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Мольер», а также знаменитый роман «Мастер и Маргарита» звучат с особой актуальностью в наступившем третьем тысячелетии, в период перехода нашего государства от одной общественной формации к другой.
В рассказе «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» автор, устами одного из своих персонажей, восклицает: «Страшно жить, когда падают царства». Не требуется комментарий к тому, насколько актуально и пророчески звучат эти слова в наши дни.
Актуальность всего созданного М. Булгаковым не перестает напоминать нам о пагубности тоталитарного режима, социальной диктатуры «сильной личности», враждебности любого антигуманистического общественного устройства, заставляющего людей «быть счастливыми».
И разве не показательно, что сознанием чуткого художника-реалиста и сатирика Булгаков уже спустя несколько лет после революционного переворота сумел уловить опасные тенденции, складывавшиеся в молодом советском государстве.
Уже в самом начале 20-х годов он пророчески заглянул в завтрашний день тоталитарного строя, с его стандартизированными антигуманистическими установками, девальвацией человеческой личности, отсутствием свободы творчества, процветанием конъюнктурщины, приспособленчества и подхалимства, бюрократизма и мещанства.
Творчество Булгакова-сатирика нашло отражение в самых разных жанрах: фельетон и небольшой рассказ, повесть с острой фабулой и широким использованием элементов фантастики, роман, сатирическая комедия и социально-психологическая драма. Ему в равной степени были доступны и легкий безобидный юмор, и язвительный смех, тонкая ирония и резкая сатира, политический сарказм и памфлет.
Сатирическое мастерство Булгакова-художника сложилось далеко не сразу. Ранняя сатирическая проза, представленная фельетонами и небольшими по объему рассказами и повестями, явила собой первую пробу пера и вскоре сформировала Булгакова как прекрасного прозаика. В последующих произведениях значительно углубляется идейное содержание сатирических произведений, острота постановки в них важных актуальных проблем его времени. Успешно продолжая, развивая и углубляя гоголевские традиции в решении темы «маленького человека», но уже в иных исторических условиях, автор «Дьяволиады» правдиво показал этого нового Башмачкина, задавленного бюрократической машиной тоталитарного общества.
Характерно, что на сцене МХАТа в течение многих лет, начиная с 1932 года, шла постановка гоголевских «Мертвых душ», переделанных Булгаковым в пьесу.
Тема «маленького человека», которая доминировала в сатирических повестях раннего Булгакова в середине 20-х годов, сменяется не менее острой социальной проблемой русской интеллигенции. Эта проблема стала криком души писателя и определила основной круг всех его дальнейших нравственных и политических исканий.
Если в рассказе «В ночь на третье число», написанном в 1922 году, интеллигенция беззащитна и бездейственна в экстремальных ситуациях, то в романе «Белая гвардия»(1923) и пьесе «Дни Турбиных» (1926) показана трагедия старого русского интеллигента, утратившего свой родной дом, осознающего неизбежность гибели прошлого.
А в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» изображена блестящая плеяда интеллигентов-профессоров, которые уже не были столь беззащитны и беспомощны, однако, сталкиваясь с гнетущей бюрократической машиной своего времени, они мечутся, страдают, ищут пути выхода из кризисных ситуаций.
Обе повести — «Роковые яйца» и «Собачье сердце» — прогремели в России как грозное предзнаменование и предупреждение. Поэтому они и вызвали очень большой резонанс.
«Роковые яйца», первое наиболее зрелое сатирическое произведение М. Булгакова, многими современными ему критиками было принято в штыки, а «Собачье сердце» вообще было запрещено к печати и вышло в свет только в 1987 году. Запрету, как мы уже отмечали, подвергались и его драматические произведения. Фактически ни одна из пьес Булгакова не была напечатана при его жизни. Жестокий запрет на публикацию большинства его произведений был связан с их острой сатирической направленностью.
Однако деятельность Булгакова-сатирика была продолжена и после неудач с его ранними произведениями. Как уже отмечалось выше, кроме названных драматургических произведений, в архиве писателя сохранились рукописи десяти оригинальных пьес, четырех инсценировок и переложений, четырех оперных либретто и двух киносценариев.
Однако, несомненно, вершиной развития творчества М.А. Булгакова была главная книга его жизни — роман «Мастер и Маргарита». Именно в ней нашла дальнейшее продолжение и развитие сатира, направленная против бюрократии, чиновничьего аппарата, враждебного к настоящим талантам, против торгашеско-нэпманской Москвы и т. д. И не случайно этот роман, не увидевший света при жизни Булгакова, но по достоинству оцененный спустя несколько десятилетий после его создания, воспринимался как произведение большой обличительной силы и страстности.
Даже краткий обзор произведений Булгакова-сатирика дает все основания говорить о том, что он был большим Мастером в самом высоком смысле этого слова, а его сатира до сих пор не утратила своего значения и актуальности. Булгаков был ярым поборником общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов, певцом подлинного искусства, которое невозможно запретить или уничтожить, ибо оно бессмертно.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |