Вернуться к С.А. Садыхова. Творчество М. Булгакова — сатирика

Введение

М. Булгаков обладал многогранным талантом и прозаика, и драматурга. Он вошел в историю русской литературы как автор многих рассказов, повестей, романов, комедий и драм. И характерно, что во всех этих жанрах давал о себе знать очень яркий и самобытный талант Булгакова-сатирика. Важно отметить, что уже в его ранней прозе обличаются такие отрицательные явления, как мещанство, приспособленчество, бюрократизм. В более зрелые годы творчества сатирический талант писателя приобретает большую идейную и художественную зрелость. Наблюдательный и чуткий художник все больше обращает внимание на те отрицательные тенденции, которые давали о себе знать в господствующей бюрократической системе тоталитарного общества.

Как и других честных художников слова 20-х годов, таких, как Е. Замятин, А. Платонов, Б. Пильняк и др., Булгакова очень волновала явно обнаруживавшаяся тенденция вытеснения коллективным, общим началом всего индивидуального, личного — известная девальвация человеческой личности. Ему трудно было смириться также с насаждавшейся вульгарной социологией, которая требовала от художника во всем искать какие-то классовые конфликты, требовала «чистоты» пролетарской идеологии.

С позиции вульгарных социологов, которые проникли в руководство РАППа, подвергались критике и произведения многих честных писателей, в том числе и Булгакова, которого обвиняли в том, что его произведения носят антисоветский характер, подрывают основы государственной власти, что пронизывающая их критика, сатира носит враждебный, тенденциозный характер.

И не случайно поэтому лучшие произведения Булгакова-сатирика, как прозаика и драматурга, фактически увидели свет через много десятилетий после смерти писателя. Например, его сатирическая повесть «Собачье сердце» впервые была опубликована только в 1987 году, а роман «Мастер и Маргарита» — в 1966. Такова же судьба и его драматических произведений. Так, комедии «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Кабала святош» увидели свет в 60—80-е годы. Только тогда и критика, и многочисленные читатели М. Булгакова смогли по достоинству оценить не только его талант художника-гуманиста, но и сатирика, который, словами Н. Некрасова, «проповедовал любовь враждебным словом отрицанья».

Как справедливо заметил один из современников М.А. Булгакова А.Г. Гдешинский, писатель «не только боролся с пошлостью, лицемерием, жадностью и другими человеческими пороками, он хотел сделать людей лучше»1.

Очень показательно, что уже в 40-е годы, когда сильно давала о себе знать цензура, председатель Союза советских писателей А. Фадеев в своем письме к вдове писателя Е.С. Булгаковой отмечал: «И люди политики, и люди литературы знают, что он человек, не обременивший себя ни в творчестве, ни в жизни политической ложью, что путь его был искренен, органичен...»2.

Да, Булгаков был очень честным, очень правдивым художником слова. Он не мог лгать, лицемерить, приспосабливаться, не мог создавать конъюнктурные произведения. И в этом, к сожалению, была его трагедия — трагедия писателя-сатирика, который не мог свободно творить, писать правду в условиях подавления человеческой личности.

Представляемая книга не ставит перед собой цели дать всесторонний анализ творчества Булгакова, а ограничивается исследованием сатирической части его литературной деятельности.

В настоящее время существует уже немало исследований, посвященных анализу его творчества3. В этой книге нам хотелось бы обратить внимание на одну очень важную грань таланта писателя — остановиться на Булгакове-сатирике, показать, как сказалась эта сатира в его самых ранних произведениях, в таком, например, как «Записки на манжетах», дать более обстоятельный анализ его последующих сатирических повестей, таких, как «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце».

Нам хотелось также показать, как сказалось сатирическое дарование писателя в его драматургии, в частности, в таких его произведениях, как «Зойкина квартира», «Багровый остров» и «Кабала святош».

Что касается сатирической направленности самого зрелого и самого яркого произведения — романа «Мастер и Маргарита», то, нам думается, это может и должно составить содержание специального исследования, поэтому в данной книге мы не касаемся этого произведения.

Хочется особо подчеркнуть, что талант Булгакова-сатирика богат и многогранен. Мы не претендуем на полный и исчерпывающий анализ данной проблемы, а останавливаемся на некоторых ее аспектах.

Примечания

1. Воспоминания о Михаиле Булгакове. — М., Сов. писатель, 1988, с. 54.

2. Ученые записки Тартуского гос. ун-та, 1962. — Вып. 119, с. 401.

3. См.: Гудкова В. Истоки: Критические дискуссии по поводу творчества М.А. Булгакова: от 1920-х к 1980-м // Литературное обозрение, 1991, № 5, с. 3—11; Петелин В.В. М. Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. — М., Моск. рабочий, 1989. — 493 с.; Соколов Б.В. М. Булгаков (100 лет со дня рождения). — М., Знание, 1991. — 62 с.; Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М., Книга, 1988. — 699 с.; Яновская Л. Творческий путь М. Булгакова. — М.,Просвещение, 1983. — 319 с. и др.