Диковинный сон... Будто бы в царстве теней, над входом в которое мерцает неугасимая лампада с надписью «Мертвые души», шутник-сатана открыл двери. Зашевелилось мертвое царство, и потянулась из него бесконечная вереница.
М. Булгаков
Снова мы обращаемся к мифологии, теперь к древнегерманской, тем более, что немецкие мотивы звучат в романе вполне отчетливо. Сам Воланд говорит, что он «пожалуй, немец» и бывал в Брокенских горах на Чертовой кафедре. Брокен — вершина в горах Гарца (Германия), которую немецкие народные сказания связывают с бесовским шабашем в праздник Вальпургиевой ночи (канун 1 мая). Собирались на бал ведьмы и колдуны. А надо сказать, что в Европе повсеместно верили, что колдунами (чародеями) могут быть не только чернокнижники и алхимики, но и кузнецы. Посмотрим, не отыщется ли в германской мифологии кузнец-чародей.
Из «Старшей Эдды»1 узнаем: Вёлюнд (древнескандинавский Völundr, англосаксонский Veland — Виланд), сын конунга, муж валькирии, чудесный кузнец, учившийся этому искусству у таинственного хозяина источника мудрости Мимира и волшебников карликов, властитель альвов. Альвы — низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых, имевшие отношение к плодородию). Вёлюнд умел летать с помощью волшебного кольца, подаренного женой-валькирией, но спящим попал в плен к врагам, которые подрезали ему сухожилия под коленями, — так он стал хромым (вспомним, что у булгаковского сатаны была боль в колене, оставленная ему на память одной «очаровательной ведьмой» в Брокенских горах (22,620). Мы считаем, что образ Воланда связан с образом властителя альвов Велюнда не только звуковой схожестью имен, но и демонической природой обоих, их ведовством (что нисколько не противоречит родству Воланда с Баал-Зебубом). Итак, Воланд является нам в разных обличиях: и как дух зла и царь ада, и как чародей, имеющий власть над духами и душами мертвых — тенями, которые и у индоевропейцев, и у семитических народов как раз и считались вместилищем души. Страшное могущество Воланда подтверждается обращенными к нему словами Левия Матвея: «Я к тебе, дух зла и повелитель теней» (29,715); может быть, само имя ВОЛАНД — это просто чуть измененная анаграмма космического имени чародея — ДИАВОЛ, где буква И заменена на Н.
Никакое зло не могло бы совершиться без его подстрекательства: он глава шайки и тайная пружина всех событий, отдающих «совершенно явственной чертовщиной, да еще с примесью... совершенно отчетливой уголовщины» (27,690). Какая в его подчинении отлично законспирированная и мощная организация с четкими целями и прекрасно отработанными способами их достижения, сравнимая разве что с тайным обществом, вроде масонской ложи! Не надо удивляться нашим словам и говорить себе, что эта компания «симпатичных» негодяев — валютчиков, мошенников, поджигателей и убийц — мало похожа на членов масонской ложи, одной из многих, провозгласивших своей целью благотворительность и просвещение. Отнюдь, репутация масонов как благодетелей человечества давно замарана их уголовными преступлениями. О масонах известно многое такое, что и удивляет: таинственность их организации, сатанинский культ, легенды и мистерии, и тревожит: их тайные цели и методы достижения этих целей, которые подчас просто ужасны. Один из масонов прошлого столетия граф Бисконфильд дал масонским ложам такую характеристику: «Правительства нашего века принуждены считаться не только с монархами и правительствами других стран, но также и с тайными обществами, которые в последний момент могут разрушить все наши планы; они имеют повсюду своих агентов, притом агентов деятельных, неразборчивых в средствах, способных на убийство и в крайнем случае могущих вызвать целую резню»2. (Из речи, произнесенной Бисконфильдом в Эйлес-Берри 20 сентября 1878 г. Ирония судьбы: это сказано и министром-обличителем, и членом тайного общества в одном лице.)
Воланду принадлежат явно масонские атрибуты: портсигар, «громадных размеров, червонного золота, и на крышке его при открывании сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник» (1,392), «большие золотые часы с алмазным треугольником на крышке» (7,450), перед кроватью мессира стоял стол, «на котором помещался канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап. В этих семи лапах горели толстые восковые свечи. Был еще один стол с... другим канделябром, ветви которого были сделаны в виде змеи» (22,614). Конечно, можно и возразить, мол, что из того, что у Воланда какие-то необычные часы, портсигар и светильник? Это еще не доказательство того, что он покровительствует масонскому братству. Напомним же читателю самые известные из масонских символов, череп со скрещенными костями, вписанный в треугольник, циркуль, угольник, молоток, треугольник — «сияющая дельта с именем Яхве», пентаграмма, «звезда Давида», семисвечник из синагоги, который в масонстве «изъявляет то тесное и неразрывное единство, существующее между всеми нашими братьями, кои хотя и разные степени имеют, но все по одному правилу действуют и на едином основании созидают»3, цвета: синий означает славу и верность, белый — богатство (золото), когтистые лапы хищной птицы — верховенство, господство, змея у масонов — символ тайного знания. Вспомним, как преобразился Воланд на бале весеннего полнолуния после убийства барона Майгеля, испив крови убитого. Обычай пить кровь был известен с глубокой древности и связан с гомеопатической магией: пили кровь живых существ (животных, людей — героев, либо вождей, принесенных в жертву, или побежденных врагов), для того, чтобы их жизненная сила (душа) передалась пьющему кровь4; пили кровь существа, которого считали воплощением бога и верили, что таким образом вступают в сверхъестественную связь с божеством: в христианстве, например, этот древний обряд превратился в таинство евхаристии. Средневековые маги и алхимики, стремясь получить философский камень или печально знаменитый «эликсир жизни», тоже использовали кровь целомудренных людей или невинных младенцев (известен процесс маршала Жиля Реца, сподвижника Жанны д'Арк, неустрашимого воина, образованного вельможи, чернокнижника и алхимика, приговоренного к сожжению за то, что «приносил в жертву дьяволу детей»5, по другой версии — за то, что использовал кровь детей для получения философского камня). Масоны «усвоили опыт всех тайных обществ, начиная с пифагорейцев и ессеев и кончая иезуитами и тамплиерами». Эзотерические учения масонов включают в себя «Египетские, Еврейские и Халдейские таинства», алхимию и магию, еврейскую каббалу — мистическую философию евреев6. А в прошлом человеческая кровь была необходимым элементом масонской магии, в ритуалах и легендах. Что же касается романа, то можно сказать, что Воланду (дьяволу Бафомету) его слуга Коровьев (Дагон) поднес чашу с жертвенной кровью, которую тот принял и пригубил, а Маргарита пила эту же кровь по требованию Воланда и с ритуальной целью как неофитка-ведьма, приобщаясь к «церкви сатаны», и с магической — как эликсир, дающий вечную жизнь там, куда она потом отправилась вместе с Мастером (опять же не без помощи дьявольской силы). С ритуально-магической целью совершается и обряд омовения («крещения») Маргариты человеческой кровью.
Есть еще одно косвенное свидетельство того, что масонское божество материализовалось именно в облике масона — иностранца, профессора черной магии. Дело в том, что Булгаков не был оригинальным, сочиняя ту сцену, в которой Воланд утверждает существование Христа и в качестве свидетеля заявляет самого себя, а кроме всего прочего добавляет, что встречался за завтраком с «беспокойным стариком Кантом» и спорил с ним по тому же поводу. И до Булгакова находились люди, сочинявшие такие истории: например, знаменитые авантюристы и масоны граф Сен-Жермен и граф Калиостро. Сен-Жермен утверждал, что встречался с Христом и апостолами, знал секрет философского камня и прочее; а Калиостро, «великий маг египетского масонства», рассказывал своим поклонникам, что родился он через 200 лет после всемирного потопа, что был лично знаком с пророком Моисеем, Иисусом Христом, императорами Нероном и Гелиогабалом (горячим приверженцем бога Баала), с крестоносцами; что владеет философским камнем, омолаживающим «первичным веществом» собственного изобретения (пресловутый «бальзам Калиостро», который следовало начать принимать в майское полнолуние, скрывшись для того в деревне); что имеет дар предсказывать будущее. Попав под суд, Калиостро заявил, что он есть воплощение Юлия Цезаря и признает за собой только одну вину, — а именно то, что он убил Помпея! Был он первоклассным фокусником и... гипнотизером, даже, как говорили некоторые его современники, занимался благотворительностью на денежки поддерживавшего его кардинала Рогана.
Так разве не похож булгаковский «черный маг» на «великого магистра» Калиостро или масона мессира Сен-Жермена: вечная жизнь, личные знакомства со знаменитыми людьми разных эпох, с самим Спасителем и апостолами, «способность» воплощаться в различных обликах?! Истинную же свою цель — кадить «золотому кумиру» и влиять на судьбы человеческие всегда скрывали все «великие магистры» и просто «братья-масоны» и в прошлом и в настоящем, как скрывают они от непосвященных свою принадлежность к масонским ложам. Так и с Воландом — никто не знает, зачем явился в Москву «полоумный немец» (читатели, наверное, обратили внимание на то, что мессир в серьезные разговоры вступает именно с теми, кому вскоре суждено умереть, исключение составляет только Степа Лиходеев, в других случаях люди, хотя и видят мага, но не понимают смысла его слов, либо он вообще действует через своих приспешников).
Между прочим, христиане иногда представляли себе дьявола в образе эфиопа, негра, а православные на Руси, начиная с XVI века, — ляхом или немцем7. Чтобы понять, почему русским (т.е. подданным Московской короны) бес казался ляхом, достаточно обратиться к заметкам А.С. Пушкина о «Собрании сочинений Георгия Кониского, архиепископа Белорусского»8.Что касается дьявола-немца, то необходимо вспомнить, что именно в Германии в XVI веке рождается Реформация и действует основоположник ее Мартин Лютер, которого еще английский король Генрих VIII, «человек образованный, ученый богослов» (Т.Н. Грановский), в своей книге, написанной в защиту семи таинств католической церкви, называл порождением дьявола, а папа издал специальную буллу, в которой Лютера отлучал от церкви, а лютеранство клеймил как еретическое и дьявольское учение. Впоследствии и сам Лютер, расходясь со своими последователями, говорил, что был обманут и вовлечен в сети дьяволом9. Русское государство было не на краю света: Московия имела важные политические и экономические связи с Западной Европой, и в русские земли приезжало немало иностранцев — дипломатов, купцов, путешественников и служителей церкви10. Русская православная церковь уже полтора века боролась с широко распространившимися ересями стригольников и жидовствующих, своеобразным русским протестантизмом, и естественно, что немецких протестантов на Руси тоже считали безумными еретиками. Как отголосок этого, в народном сознании возникает образ дьявола-немца. Не потому ли в романе иностранец Воланд именно «полоумный немец», а не француз, поляк, англичанин?
Булгаков рассчитывает, что читатели пристально присмотрятся к магу и компании: и сатанинское происхождение членов шайки, выдающее их родство с божествами масонов, и ее жесткая иерархия и конспиративность, и таинственные цели этой группы и их поступки, наконец, чудная история о Иешуа и Пилате, которую Воланд рассказывает Берлиозу и Ивану, сама ужасная смерть Берлиоза, человека «не только начитанного, но и очень хитрого» (13,505), который вроде бы должен был узнать кого-то в Воланде, и столь же страшная смерть барона Майгеля, наказанного Воландом за то, что его «чрезвычайная любознательность» в соединении с «не менее развитой разговорчивостью» стали «привлекать общее внимание» (23,635) — все это кажется взаимосвязанным. Известно ведь, что масоны никогда не прощали тех, кто осмеливался выдавать их тайны11. А кстати, каковы цели Воланда и Ко? Мы знаем только, что ищут они в Москве какую-то Маргариту, а зачем? И почему они совершили так много преступлений? Всем этим событиям есть объяснение, и мы еще поговорим о нем.
Примечания
1. Серия БВЛ. Старшая Эдда. Беовульф. Песня о Нибелунгах. М., 1975. С. 242—244.
2. Селянинов А. Тайная сила масонства. СПб., 1911.
3. а) Соколовская Т. Обрядность вольных каменщиков. Масонство в его прошлом и настоящем. Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова. М., 1914. Т. 2. С. 80—117. б) Бегун В.Я. Рассказы о «детях вдовы». Минск, 1988. в) Минна Р. Мафия против закона. М., 1988. С. 17—20. г) Замойский Л. За фасадом масонского храма // Аргументы. 1988. М., 1988. С. 145—181.
4. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1986. С. 221.
5. Грановский Т.Н. Лекции по истории средневековья. М. 1986. С. 13.
6. Бегун В.Я. Указ. соч. С. 49, 53, 86.
7. Словарь Брокгауза и Ефрона. Т. Х-а (кн. 20). С. 727—728.
8. Пушкин А.С. Собр. соч.: В 10-и т. М., 1981. Т. 6. С. 217—229.
9. Грановский Т.Н. Указ. соч. С. 98, 120.
10. Тихомиров М.Н. Российское государство XV—XVII вв М., 1973.
11. а) Бегун В.Я. Указ. соч. б) Минна Р. Указ. соч. С. 17—20.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |