Пред мысленным взором того, кто добрался до заключительных строк булгаковского романа, в последний раз мелькнула фата-моргана Древней Иудеи и кровавый подбой плаща жестокого прокуратора Понтия Пилата, светлая улыбка Иешуа, встревоженный взгляд Мастера и успокоенное лицо Ивана Николаевича Понырева — как изображения трех мучеников на одной иконе.
Но икона эта двухсторонняя. На другой стороне — еще три лика: А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина — трех святых мучеников русской истории и литературы.
Великий Грибоедов — первое литературное имя, упоминаемое Булгаковым в его романе, тот русский писатель, к творчеству которого вполне можно отнести сакраментальное «Рукописи не горят!» Комедия Грибоедова при жизни автора была запрещена к печатанию по причине ее политической опасности для власть предержащих, «Горе от ума» расходилась по России в списках, сделанных друзьями автора. В 1824 году Грибоедов публикует «Отрывок из Гете» — вольный перевод «Фауста».
Грибоедов был также крупным политическим деятелем, немало полезного совершившим ради крепости Отчизны и погибшим мученической смертью в результате заговора против него.
История любви Грибоедова и его жены Нины Чавчавадзе — это история той самой «настоящей, верной, вечной любви», которая достойна быть увековеченной в поэме или романе.
В связи с этим приходится по-новому взглянуть на некоторые, казалось бы, незначительные детали романа, и заключить, что Булгаков не случайно назвал дом литераторов «Домом Грибоедова». С некоторого момента автор пишет название дома без кавычек: его герои «говорили просто — Грибоедов... у Грибоедова». Так что слова Азазелло: «Это горит Грибоедов» приобретают в полной мере трагический смысл — уничтожается память о поэте. Задумавшегося читателя уже не удивит сожжение дома Мастера, как итог его преследования и убийства.
Второй титан, о котором напоминает нам Булгаков, М.Ю. Лермонтов. В романе, что написан его героем, внимательный читатель отметит некоторые подробности событий, связанных с Иешуа, но не совпадающие с отмеченными в канонических Евангелиях: на смерть Иешуа природа отзывается не землетрясением, а грозой и ливнем; Иешуа не 33 года (Евангелие от Луки), а 27 лет. На память приходит другая смерть — гибель Лермонтова, не дожившего до 27-ми лет двух с половиной месяцев.
По словам секундантов, лишь только поэт был убит, пошел проливной дождь, ливень, и тело Лермонтова было оставлено на скале во власти стихий на несколько часов, пока родственник и секундант поэта А.А. Столыпин-Монго, подобно Левию Матвею, хлопотал о возвращении тела домой и об отпевании в церкви1.
Спустя некоторое время после смерти Лермонтова Монго блестяще перевел на французский язык «Героя нашего времени» (вспомним свитки Левия Матвея). Напрашиваются и другие параллели в истории двух смертей: Иуда — Николай Мартынов, Синедрион — космополитический кружок министра иностранных дел Нессельроде, стоявшего во главе «немецкой» партии при дворе и заговора против Лермонтова. Собственно, это были все те же недруги Грибоедова.
Лермонтова, как и Мастера, с юности и до конца жизни влекли к себе и «тема Пилата», и тема «Демона, Ангела Смерти» (от «Корсара», «Преступника», «Думы», «Наполеона» к «Маскараду» и «Демону»): логика поведения и убийц, и жертв подчинена непреложным законам, а нравственное очищение достигается искупительным страданием. Жизнь и смерть Лермонтова — доказательства этому.
Сергей Есенин — последний из великих русских поэтов, который свидетельствовал, как семь Ангелов вылили семь чаш гнева Божия над Россией, и все же увидел над «черной бездной» светлую Инонию, новый Небесный Иерусалим. Есенинские поэмы «Страна негодяев» и «Гуляй-Поле» о современных нераскаявшихся иудах, каифах и синедрионах — одна из причин заговора против него, та «вина», за которую он и принял мученический венец, как Грибоедов, как Лермонтов, как Иисус.
«Хочу, чтобы они знали...» И помнили! И чтобы память наша не стала, как «...память Мастера, беспокойная, исколотая иглами... потухать», чтобы русские поэты-мученики не ушли «в бездну... безвозвратно...»
1991 г.
Примечания
1. Герштейн Э. Судьба Лермонтова. М., 1986.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |