На допросе Босой признался, что брал взятки рублями, но не валютой и что в домоуправлении Пролежнев и остальные воры. Следователи, не поверив Босому о наличии нечистой силы, поместили его в клинику Стравинского.
В комнате 119 клиники Босому сделали укол и он уснул. Видит сон. В театральном зале много бородатых мужчин сидят на полу. Открывается занавес, и его приглашают на сцену сдавать валюту. Артист выясняет откуда у него 400 долларов, он отвечает: подбросила нечистая сила.
— Вот какие басни Лафонтена приходится мне выслушивать! А подбросили четыреста долларов! Вот вы: все вы здесь валютчики!.. мыслимое ли это дело?.. что могут подбросить?... ребенка, анонимное письмо, прокламацию, адскую машину, мало ли что еще, но четыреста долларов никто не станет подбрасывать, ибо такого идиота в природе не имеется... огорчили вы меня, Никанор Иванович!.. Итак, номер наш не удался... Ну, идите, Никанор Иванович, на место!.. объявил: — Антракт, негодяи!
На сцене Сергей Герардович Дунчель, лет пятидесяти, говорит о том, что валюты и бриллиантов у него нет. Появляется его любовница Ида Геркулановна Ворс из Харькова, у нее от Дунчеля хранились восемнадцать тысяч долларов и колье в сорок тысяч золотом. Назвав Дунчеля «Жадный паук и поразительный охмуряло и врун», артист-следователь отпускает его домой к жене.
На сцене — артист Куролесов Савва Потапович, рослый и мясистый, читает отрывки из «Скупого рыцаря» Пушкина. Босой узнает много нехорошего про Куролесова, который не помог стоящей на коленях перед ним вдове. Босой не читал произведений Пушкина, но часто употреблял фразы типа: «А за квартиру Пушкин будет платить?» и думает: «А тип все-таки этот Куролесов!»
А конферансье заговорил так:
— Мы прослушали с вами в замечательном исполнении Саввы Потаповича «Скупого рыцаря». Этот рыцарь надеялся, что резвые нимфы сбегутся к нему и произойдет еще многое приятное в том же духе. Но, как видите, ничего этого не случилось, никакие нимфы не сбежались к нему, и музы ему дань не принесли, и чертогов он никаких не воздвиг, а, наоборот, кончил очень скверно, помер к чертовой матери от удара на своем сундуке с валютой и камнями. Предупреждаю вас, что и с вами случится что-нибудь в этом роде, если только не хуже, ежели вы не сдадите валюту!
Сдать тысячу долларов и двадцать золотых десяток добровольно вызвался Канавкин Николай. Ведущий по глазам Канавкина убеждается о его правдивости и требует сообщить о валюте его тетки Пороховниковой с Пречистенки. Что Канавкин и делает, и уезжает. Раздаются аплодисменты.
— В женском театре дамочка какая-то сдает, — неожиданно заговорил рыжий бородатый сосед Никанора Ивановича и, вздохнув, прибавил: — Эх, кабы не гуси мои! У меня, милый человек, бойцовые гуси в Лианозове. Подохнут они, боюсь, без меня. Птица боевая, нежная, она требует ухода... Эх, кабы не гуси! Пушкиным-то меня не удивишь, — и он опять завздыхал.
Босой просыпается с криками: «Нету! Нету! Нету у меня!», а Иван засыпает и видит Лысую Гору с оцеплением.
В редакции 1934—1936 гг. глава называлась «Что снилось Босому». Босой думал, что его ведут в тюрьму. Он помылся под душем, оделся и его повели в большой зал. Его спросили про триста долларов, «которые оказались в сортире». Дунчиль появился на сцене после антракта. Его любовница — Ида Геркулановна Косовская. Артист носил фамилию Прюнин Потап Петрович. Сдавать валюту вышел Владимир Курицын и указал адрес Пороховниковой: Пречистенка, 2-й Лимонный, дом № 103, квартира 15. Увидел Босой священника Элладова (отец Аркадий), также сказавшего: «Сдавайте валюту!», «приравняв ныне существующую власть к кесарю».
В редакции романа в 1938 г. не приведена глава 15 «Сон Никанора Ивановича».
В главе 15 в последней редакции автор показывает гуманный способ взятия валюты от граждан, в действительности все было наоборот — применялся террор, из тюрьмы выпускали за выкуп. Выслушав Босого, ведущий сказал: «Вот какие басни Лафонтена (ранее было — Крылова) приходится мне выслушивать!»
Не ясно, что подразумевал автор, перечисляя богатство Дунчиля и Канавкина.
Исследователи творчества М.А. Булгакова не отрицают, что прототип Саввы Потаповича Куролесова (ранее Прюнин Потап Петрович) В.И. Ленин. Второе лицо В.И. Ленина в романе это сам «Скупой рыцарь».
Посетив в 1920 г. В.И. Ленина, А.И. Куприн описал его портрет. Вот выдержки из характеристики Ленина: «...Ему ничего не нужно. Он умерен в пище, трезв, ему все равно где жить и на чем спать, он не женолюбец, он даже равнодушно хороший семьянин, ему нельзя предложить в дар чистейший бриллиант... не навлекая на себя насмешки... соблазн власти. Вот приманка, достойная Ленина... Один Пушкин из всех мировых поэтов понял, что такое сгущенность, апогей власти, когда он создал скупого Рыцаря. Властвовать, оставаясь по внешности безвластным... знать, что могу, и гордо думать: НЕ ХОЧУ... И в Ленине... есть, они проскальзывают эти героические черты...»
М.А. Булгаков в романе словами конферансье дополнил характеристику А.И. Куприна на В.И. Ленина, который «чертогов он никаких не воздвиг, а наоборот, кончил очень скверно, помер к чертовой матери от удара на своем сундуке с валютой и камнями».
В этот период населению внушалось, что следователи ОГПУ по глазам допрашиваемых могут установить истину или неправду говорит он.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |