Далее мы встретим и лексические указания на связь рисунков с самим соседним рассказом о товарище Стайкине. Теперь уже начинает развиваться тот сюжет, которого не хватало в «фантазии» о 1944 годе и ради которого и строится система аллюзий на фигуру Сталина:
Бежит.
Дрожит.
Чувствует — их Петром, а себя — шведом.
А те — следом.
— Эх, думает бедняга, была не была!
Вывернул из-за угла,
И — на крышу...
Лезет все выше и выше,
...А там за карниз
И — вниз
Спешит, как полководец к победам
А те — следом.
Прежде мы уже встречали Иван Иваныча перепрыгивающим со страницы на страницу. Этот прием был использован еще в № 3 в рисунке Мина «Рассыпные — врассыпную» (стр. 2—3), где на одной странице изображены удирающие лоточники, а на другой — патрулирующий милиционер, говорящий им вслед: «То-то черти! За целую страницу чуют!...» Теперь — появляется другое оригинальное графическое решение: погоня, которая раньше шла по нижней горизонтали страниц, переходит на вертикаль, и герой лезет на крышу по водосточной трубе вдоль правого поля. Последние приведенные четыре строки расположены в левом верхнем углу следующей страницы, до которого на ее обороте долез Иван Иванович.
Здесь, как видим, начинают развиваться военные мотивы, и погоня превращается в картину отступления Советской армии перед гитлеровскими войсками, а Иван Иванович оказывается... полководцем. Сравнение с Петром, напоминает об изображении Медного всадника в № 4, объединяющем собой всех «вылетевших из седла» персонажей журнала. Почти таким же, чуть-чуть не «вылетевшим» предстоит вскоре оказаться и Ивану Иванычу.
Герой соседнего рассказа, дочка которого называет себя Нэпой Ивановной, носит, кстати говоря, то же самое имя, что и герой рисунков. Об Иване Иваныче говорится: «Дрожит». И Нэпа Ивановна говорит о своем имени: «Дрожу, еле выговариваю». Дальше, как мы знаем, она мечтает об именах Роза и Лилия. То же самое повторяется и в подписях под следующими рисунками:
Тут Иван Иваныч от обалденья,
Не видя никакого спасенья,
Как девушка первую розу
Крепче прижал «Занозу»
(ЦЕНА № 7 КОПЕЕК! ТРЕБУЙТЕ У ВСЕХ ГАЗЕТЧИКОВ!)
И Прорвав [sic!] бумагу —
Тягу.
Теперь уже само изображение устанавливает связь со «сталинским» циклом рисунков в № 4. Там, как мы помним, от бурно музицирующей старушки убегала задняя половина кошки (в будущем фильме точно так же связанной с водосточной трубой, как только что был связан герой рекламных рисунков). Здесь в нижнем углу видно, как в дыру, нарисованную на бумаге, ускользает задняя половина Ивана Иваныча, спасающегося от преследователей. На обороте, в том же самом месте, — вылезает его передняя часть. Тут-то с ним и происходит то, что с товарищем Сталиным произойдет (или... могло бы произойти) в начале войны:
Влез, вылез, а тут. — [sic!]
Самый настоящий капут...
Не жизнь, а сплошной обман.
Попал Иван Иваныч в капкан,
Дальше податься — некуда!
И, прижатый преследователями к стенке,
Стал [!] Иван Иваныч на коленки
И говорит голосом, полным ада:
— Что вам от меня, товарищи, надо?
А те — приняв почтительную позу: —
Дайте почитать «Занозу»!
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |